Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
Подготовила: Оноприенко Т.Н.,
Учитель русского языка
и литературы
МКОУ»Очкуровская СОШ»
2012
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Слайд 2Цели урока:
: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения
обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы
вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения;
3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5—7 классах.
Слайд 3Проверка домашнего задания:
Один ученик записывает на доске предложения с
обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения,
подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью — примыканием.
Чтение составленных дома текстов (сочинений)по заданию в упр. 37, указать обособленные члены предложения, объяснить условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.
Конкурс «Юный оратор»: связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами»
Слайд 4Повторение теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные
конструкции».
Что такое обращение и для чего оно служит?
Какими знаками
препинания выделяется обращение?
Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.
Являются ли обращения членами предложения?
Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
Слайд 5Повторение теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные
конструкции».
Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов
предложения?
Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.
Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?
Какое значение имеет интонация вводности?
Какие вы знаете виды вводных предложений?
Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?
Слайд 7Знаки препинания при обращении
Слайд 8Группы вводных слов по значению
Слайд 9Работа по учебнику
1.В упр. 38 записать поэтические строки А. С.
Пушкина, вставляя пропущенные слова и словосочетания, а также знаки препинания.
Указать обращения, рассказать о знаках препинания при них.
2. В упр. 39 найти вводные слова и вставные конструкции.
Списать текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
Слайд 10Самостоятельная работа
Списать, расставляя пропущенные знаки препинания, указать обращения.
1) Прощай красавица
моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя
увижу?
2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?
3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.
4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?
Слайд 12Тест
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Пусть
для вас сияет солнце.
б) Шумит шумит высокая пшеница.
в) Ты помнишь
ли былое Неман?
г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди
Слайд 13Тест
2. Найдите лишнее значение вводных слов.
а) большая или меньшая степень
уверенности
б) порядок мыслей и их связь
в) источник сообщения
г) сравнение
Слайд 14Тест
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) Дождь, казалось,
зарядил надолго.
б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.
в)
По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
Слайд 16Домашнее задание
а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;
б)
выполнить упр. 40 на с. 22;
в) написать рецензию на какую-нибудь
статью или брошюру, включая в текст вводные и вставные конструкции. (Подготовиться к конкурсу «Юный оратор»)
Слайд 17Литература
Тростенцова, Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник «Русский язык» в 9
классе, — М.: Просвещение, 2011
Тростенцова Л. А.
Русский
язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011.