Разделы презентаций


ОГЭ по русскому языку в 9 классе "Изложение, сочинение"

Содержание

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОГЭ
Русский язык-9





1.Изложение

15.1.Сочинение

Стафеевой В.Н.
МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»
ОГЭРусский язык-9              1.Изложение

Слайд 2УЧИМСЯ ПИСАТЬ
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Слайд 3Сжатое изложение
проверяет умения:
понимать информацию текста;
вычленять в тексте микротемы;
выделять в предъявленной

информации главное;
устанавливать связь между микротемами текста;
сохранять основные приметы стиля прослушанного

текста.
Сжатое изложениепроверяет умения: понимать информацию текста;вычленять в тексте микротемы;выделять в предъявленной информации главное;устанавливать связь между микротемами текста;сохранять

Слайд 4Приемы сжатия текста:
исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.);
обобщение, замена (однородных

членов и др.);
упрощение, слияние (придаточных предложений и др.).

Приемы сжатия текста: исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.);обобщение, замена (однородных членов и др.);упрощение, слияние (придаточных предложений

Слайд 5При сжатии любого текста
Опускаются:
диалоги,

пространные описания природы,

описания чувств, настроений.


Сохраняются:
ключевые слова и обороты речи,
наиболее характерные изобразительно-выразительные средства,

при помощи которых передается колорит исходного текста.
При сжатии любого текстаОпускаются:диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. Сохраняются:ключевые слова и обороты речи,  наиболее

Слайд 6Основные языковые приемы компрессии:
Замены:
Замена однородных членов обобщающим наименованием;
Замена фрагмента предложения

синонимичным выражением;
Замена предложения или его части указательным местоимением;
Замена предложения или

его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
Замена сложноподчиненного предложения простым.
Основные языковые приемы компрессии:Замены:Замена однородных членов обобщающим наименованием;Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;Замена предложения или его части указательным

Слайд 7Исключения:

Исключение повторов;
Исключение фрагмента предложения;
Исключение одного или нескольких из синонимов.
3. Слияния:
Слияние

нескольких предложений в одно.


Исключения:Исключение повторов;Исключение фрагмента предложения;Исключение одного или нескольких из синонимов.3. Слияния:Слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 8Логическая схема текста
(Связь предложений)
Веерная связь
Цепная связь

Логическая схема текста(Связь предложений)Веерная связьЦепная связь

Слайд 9Последовательность операций при сжатии текста
Определение стиля исходного текста;
Уточнение темы и

основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста

и на подтекст;
Определение типа текста;
Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
Выполнение чернового варианта;
Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
Последовательность операций при сжатии текстаОпределение стиля исходного текста;Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается

Слайд 10Экзамен
Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего,

прослушанный текст нужно понять.

ЭкзаменИсходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять.

Слайд 11Этапы работы
После первого прочтения определяется:
1. тема;

2. основная мысль;
3. структура текста. 4.Записываются тезисы, которые запомнили.

Этапы работыПосле первого прочтения определяется: 1. тема;

Слайд 12 О

чем текст ?


- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или
размышлениям героев;
- по заглавию текста

Этап определения ТЕМЫ текста

О  чем  текст   ?

Слайд 13Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста
- общая тональность
звучания текста;
-

настроение, которое
вызывает прочтение
текста;
- отношение автора к
событиям, героям;
- наличие в

тексте тезиса,
формулирующего прямо
или косвенно основную
мысль

ТО, ДЛЯ
ЧЕГО
СОЗДАН
ТЕКСТ

Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста- общая тональность звучания текста;- настроение, котороевызывает прочтениетекста;- отношение автора к событиям,

Слайд 14ТЕЗИС
Основная мысль
микротемы
Одно предложение,
в котором сжато
выражена
основная

мысль
глагольный
именной

ТЕЗИСОсновная мысль  микротемыОдно предложение,в котором сжато выражена основная мысльглагольный  именной

Слайд 15Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
вступление
основная
часть
заключение

Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТАвступлениеосновнаячастьзаключение

Слайд 16При повторном чтении исходного текста определите:
микротемы текста;
количество микротем;

3. смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в

тексте.
Помните: главное не исказить основное содержание текста.
Сжатое изложение – это не выборочное изложение.

При повторном чтении исходного текста определите:микротемы текста;  количество микротем; 3. смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства

Слайд 17 МИКРОТЕМА

Тема каждой смысловой

части
текста, которая отражает часть
общей темы, единой для всего
текста.

МИКРОТЕМАТема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы,

Слайд 18Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей

темы
Определите на слух количество абзацев
в тексте по количеству больших


интонационных пауз читающего

Сколько больших
интонационных
пауз в тексте –
столько в тексте
абзацев

Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темыОпределите на слух количество абзацев в тексте

Слайд 19Оценивание изложения Критерий И1

Оценивание изложения Критерий И1

Слайд 20 Критерий И2

Критерий И2

Слайд 21 Критерий И3

Критерий И3

Слайд 22Сочинение на лингвистическую тему
Задание 15.1.

Сочинение на лингвистическую темуЗадание 15.1.

Слайд 23Сочинение на лингвистическую тему
Некоторые особенности
лингвистической темы:
1. Тема требует формулирования тезиса, который

нужно доказать, подсказывает его.
2. Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами

из курса русского языка.
3. Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ГИА

Сочинение на лингвистическую тему Некоторые особенностилингвистической темы:1. Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его.2. Тема

Слайд 24Написание сочинения
на лингвистическую тему
Проверяет:
1. знание функций языковых явлений;
2. умения:
ранее

полученные знания переводить в практическую деятельность;
строить текст сочинения и в

нем:
формулировать и предъявлять тезис;
приводить к нему доводы;
подбирать соответствующие примеры;
делать вывод.
Написание сочиненияна лингвистическую темуПроверяет: 1. знание функций языковых явлений;2. умения:ранее полученные знания переводить в практическую деятельность;строить текст

Слайд 25Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора.
Аргументируя свой ответ,

приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера

нужных предложений или применяя цитирование.
Объем сочинения не менее 70 слов.
Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Слайд 26Схема сочинения на лингвистическую тему
Таким образом, языковое явление необходимо.
Языковое явление

необходимо.
1-я функция
Пример
Пример
2-я функция

Схема сочинения на лингвистическую темуТаким образом, языковое явление необходимо.Языковое явление необходимо.1-я функцияПримерПример2-я функция

Слайд 27Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему
Шаг 1.
Знакомимся с

высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке.
Осмыслите его.
Выделите ключевые слова.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему Шаг 1.Знакомимся с высказываниемВнимательно прочитайте высказывание о языке.Осмыслите его.Выделите

Слайд 28Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о

каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь в высказывании.
Примерные

ответы:
О богатстве, выразительности, точности речи;
О средствах выражения мыслей;
О роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, фразеологизмов;
О взаимосвязи лексики и грамматики;
О роли синтаксиса в человеческом общении;
О функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания    Выясните, о каких свойствах языка, о каких явлениях

Слайд 29Шаг 3 Оформляем вступление
Формулируем позицию автора высказывания:
Автор анализирует, характеризует, рассуждает, доказывает,

сравнивает, сопоставляет, описывает, подчеркивает, утверждает…
Выражаем свое отношение к ней:
Не могу

не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с автором, я разделяю точку зрения автора, я поддерживаю мнение автора…
Шаг 3 Оформляем вступлениеФормулируем позицию автора высказывания:Автор анализирует, характеризует, рассуждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, описывает, подчеркивает, утверждает…Выражаем свое

Слайд 30Вступление должно состоять из 2-3 предложений
Можно применить цитирование
К.Г. Паустовский сказал:

«Нет ничего в жизни и в нашем сознании, чего нельзя

было бы передать русским словом».
Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей.

Можно обойтись
без цитирования

Великий русский писатель К.Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Вступление должно состоять  из 2-3 предложенийМожно применить цитированиеК.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего в жизни и в

Слайд 31Приемы вступления
В обобщении показать актуальность темы
В своей речи мы постоянно

используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после

глаголов и имен существительных.
Глагол выражает действия, связанные с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.

Вопросительные предложения зафиксируют ключевые слова

Почему мы в речи используем местоимения? Разве нельзя без них обойтись?
Почему «глагол – это самая живая часть речи»? Каково значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после имен существительных?

Приемы вступленияВ обобщении показать актуальность темыВ своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают

Слайд 32Шаг 4 Пишем основную часть
Можно начать так:
Присмотримся

повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О. автора)…
Обратимся к тексту публициста

(писателя, ученого…)
Докажем эту мысль на примерах из текста…
Раскроем значение текста на примерах, взятых из текста…


Шаг 4 Пишем основную часть   Можно начать так: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О.

Слайд 33Виды сочинений- рассуждений
1.Рассуждение-доказательство
Цель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Языковые

средства оформления:
Вводные слова: итак, во-первых, например…
Союзы: так что, поскольку,

так как, если…
Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить…
Виды сочинений- рассуждений1.Рассуждение-доказательствоЦель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.Языковые средства оформления: Вводные слова: итак, во-первых, например…Союзы:

Слайд 34Виды сочинений-рассуждений
2. Рассуждение-объяснение
Цель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно.
Помогут

обеспечить логическую связь
между предложениями
Слова-организаторы: потому что,

поэтому, вот почему…
Слова-резюме: это объясняется тем, что…; это зависит от…, это следствием того, что…
Вводные слова: например, таким образом…
Виды сочинений-рассуждений2. Рассуждение-объяснениеЦель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно.Помогут обеспечить логическую связь между предложениями

Слайд 35Виды сочинений- рассуждений
3. Рассуждение-размышление
Цель: объяснить и доказать с помощью вопросов

и ответов правильность предложенного тезиса.
Языковые средства оформления:
Вводные слова: на мой

взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно…
Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…, я полагаю, что…; попытаемся разобраться…
Виды сочинений- рассуждений3. Рассуждение-размышлениеЦель: объяснить и доказать с помощью вопросов и ответов правильность предложенного тезиса.Языковые средства оформления:Вводные

Слайд 36Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения
Для этого

изучите критерия оценивания примеров-аргументов:
С1К2 Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из

текста, верно указал их роль в тексте – 3 балла
Требования к аргументам:
Примеров должно быть - 2;
Примеры должны быть - из текста;
Нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассужденияДля этого изучите критерия оценивания примеров-аргументов:С1К2  Экзаменуемый привел

Слайд 37Аргумент 1
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат

синонимами.
Они имеют общее значение и различаются оттенками или стилистической

окраской.
Автор использует синонимы «горечь и обида» (предлож. 44),которые помогают писателю полнее раскрыть душевное состояние героини.

Названо языковое явление.

Объяснение его значения.

Указана роль в тексте

Аргумент 1Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами. Они имеют общее значение и различаются

Слайд 38Аргумент 2
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования

слов разнообразны. Один из них – суффиксальный. Возьмем, например, слово

«Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых»...
Не забывайте, что они отделяются запятой.
Аргумент 2Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов разнообразны. Один из них – суффиксальный.

Слайд 39Шаг 5 Пишем заключение
Вывод делается из всего текста.
В заключении говорится о

том же, о чем во вступлении, но другими словами.
Начать можно

так:
Таким образом,…
Следовательно,…
В итоге можно прийти к такому выводу:…
В заключение можно сказать, что…
Из этого следует, что…
Обобщая сказанное,…
Шаг 5 Пишем заключениеВывод делается из всего текста.В заключении говорится о том же, о чем во вступлении,

Слайд 40Заключение
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том,

что в русском языке можно найти нужные слова для выражения

самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте. Они способствуют полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

ЗаключениеТаким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные

Слайд 41Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни

и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским

словом».

Не могу не согласиться с мнением К.Г. Паустовского. В чем же заключается богатство русского языка?
Прежде всего наш язык обогащается с помощью синонимов. Они имеют общее значение и различаются дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44),которые помогают ему полнее раскрыть душевное состояние героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Они разнообразны. Один из способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



Образец сочинения  К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика