Слайд 1Особенности письма как эпистолярного жанра
Урок по развитию речи
Яковлева С.Н.
Красный
Сулин
2014
Слайд 2Цели урока:
познакомиться с понятием «эпистолярный жанр»;
понять разницу между деловым и
частным письмом;
узнать структуру письма и его этикетные особенности;
подготовиться к
сочинению-письму по теме конкурса «Лучший урок письма»;
подготовиться к участию в российском заочном конкурсе.
Слайд 3План урока
Работа со словарём. Эпистолярный, письмо.
История возникновения письменности.
Оформление конверта.
Два типа
писем: деловые и частные.
Структура писем и речевые клише.
Памятка «Этикет в
письмах».
Тест «Письмо».
Домашнее задание.
Слайд 4Работа со словарём
Словарь В.И.Даля.
Письмо
Всё, что написано;
Почерк руки, писанье;
Грамотка,
сообщение на бумаге, беседа,
посылаемая от одного лица к другому;
Писанье, грамота.
Словарь С.И.Ожегова.
Эпистолярный
Относящийся к частной переписке, к письмам;
Имеющий форму письма, переписки (о
литературном произведении).
Слайд 6История возникновения письменности
Вампумы (индейск.) – нити с нанизанными
на них раковинами, средство запоминания и передачи сообщения у индейских
племён Северной Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и расположением раковин.
Слайд 7
История возникновения письменности
Кипу – «узелковое письмо», употребляемое
в государстве древних инков (Южная Америка).
Слайд 8История возникновения письменности
Пиктография – «рисуночное письмо», отображение общего содержания
сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях
запоминания.
Слайд 9Адресат и адресант
Паронимы – разные по смыслу, но близкие по
звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи.
Адресат
– получатель, тот, кому адресовано сообщение.
Адресант – тот, кто отправил нам почтовое сообщение.
Слайд 10Памятка по правильному оформлению конверта
Кому: Ярославцевой Ольге Петровне
Куда: д.
21, кв. 45,
ул. Зорге,
г. Зерноград,
Ростовской
области.
.
Фамилия, имя, отчество адресата (в Дат.п.).
Дом, квартира.
Улица, переулок.
Город, посёлок.
Область, район.
Слайд 11Типы писем
Деловые
(официальные)
Частные
(неофициальные)
Слайд 12Письмо № 1
Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову
Дорогой станичник!
Что же ты молчишь? Когда твой отпуск? Когда приедете с Наташей в Вёшенскую? Мы все ждём и будем искренне рады вашему приезду.
И рыба ловится, и птицы много в степи и на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни поспеют. Не житьё, а сплошная масленица.
Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы я был дома и, как водится, встречал у ворот. Мария Петровна кланяется, а я крепко жму руку. Ждём письма.
М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.
Слайд 13Письмо № 2
Уважаемый Вадим Егорович!
Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить
дату отправки и наличие сопроводительных документов.
С уважением Барабин Е.Л.
Слайд 14Структура письма
Зачин.
Информационная часть.
Концовка.
Слайд 15Памятка «Структура письма и речевые клише»
Слайд 18Письмо № 3
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените
великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу
человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня негодника за беспокойство,
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов
Слайд 19Проверь себя!
Село Блины-Съедены.
Дорогой соседушка!
Максим... (забыл, как по батюшке, извините великодушно!). Извините и простите меня, старого старикашку и нелепую душу человеческую, за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел, как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной, мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извините меня, негодника, за беспокойство.
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов.
Слайд 20Памятка по написанию письма
Письмо (особенно поздравительное) пишут заранее. Не забудьте,
что вы доставляете радость близким, а как говорят в народе:
«Ложка дорога к обеду».
Письма пишут с одной стороны листа (другая остаётся чистой).
Этикет письма не требует красивого почерка, но писать разборчиво все обязаны.
Нельзя ставить букву с точкой вместо подписи.
В письме обязательно указывается адрес и число (как в деловом, так и в частном послании).
Следует избирать верный тон письма, исходя из возраста, положения, родства адресата. Нужно быть утончённо-остроумным, но не бестактным.
Помните! Письмо – нравственный облик пишущего, мерило его образования и знаний.
Слайд 21Тест «Письмо»
1. Текст письма состоит из:
А) двух частей;
Б) трёх
частей;
В) четырёх частей.
2. Адресант – это:
А) отправитель;
Б) получатель;
В) посредник.
3. Подписывая
конверт, после
ФИО мы указываем:
А) город;
Б) улицу;
В) дом, квартиру.
4. Деловое письмо мы отправляем:
А) другу;
Б) бабушке;
В) в организацию.
Слайд 225. Исключите лишнее в структуре письма:
А) зачин;
Б) пролог;
В) концовка.
6. Что
рекомендуется делать в письме согласно этикету?
А) писать с двух сторон
листа;
Б) допускать ошибки;
В) указывать адрес и дату.
7) Исключите лишнее. Слово «эпистолярный» означает:
А) относящийся к частной переписке;
Б) написанный в тетради;
В) имеющий форму письма.
Слайд 23Домашнее задание
Письмо Президенту.
Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
Моему учителю.
Письмо моей
семье.
Хочу рассказать тебе о своём родном крае.
Письмо ветерану.
Песни и стихи
о почте, письмах, телеграммах, посланиях, почтальонах.
Слайд 24Рефлексия
Что в уроке Вам запомнилось больше всего?
_______________________________________________________________
Что на уроке Вам
было непонятно?
_______________________________________________________________
Какие виды работы на уроке Вам больше всего понравились?
_______________________________________________________________
Какие виды работы на уроке Вам не понравились? Почему?
_______________________________________________________________
Как Вы оцениваете свою работу на уроке:
Отлично
Работал хорошо, но мог бы лучше
Удовлетворительно
Плохо
Иной вариант
Как вы оцениваете работу учителя на уроке?
_______________________________________________________________
Ваши предложения ________________________________________________
Слайд 25Письмо в ближайшее будущее…
г. Красный Сулин
МБОУ СОШ №
2
Уважаемые семиклассники!
Надеюсь, мы сегодня хорошо поработали и многому
научились. Теперь вы сможете писать красивые, грамотные,
умные письма.
Не забывайте, что кроме правил оформления писем, ещё существует душевное тепло и искренняя
заинтересованность, которую вы адресуете вашему
незримому собеседнику.
Благодарю всех за работу. До скорой встречи на уроке.
С уважением Светлана Николаевна.
15.09.2014.