Слайд 1
Жамбылская область Кордайский район с.Кайнар
Сш.№ 32 им.
В.В. Маяковского
учитель начальных классов
Рысмендиева Эльмира Есалыевна
Слайд 2
Урок по русскому языку
в 4 классе
Тема: Личные местоимения.
Слайд 31.Орг. момент
. Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать!
Слайд 4Двенадцатое декабря.
Классная работа.
Ты
Мы
Слайд 6
1. Каштанка услышала своё имя. Каштанка побежала за своим хозяином.
2.
Дельфины имеют хорошо развитый мозг и голосовой аппарат. Дельфины могут
подавать друг другу сигналы.
Прочитайте предложение, найдите в них повторяющиеся слова. Подумайте, какие слова можно заменить местоимением, что бы правильно связать предложения.
Слайд 7Это интересно: мини-доклад о дятле.
Большой пёстрый дятел широко распространён в
лесной зоне.
Дятел имеет пёструю окраску. У самцов обычно бывает красный
затылок. Дятел хорошо лазает по деревьям, имея для этого удобное строение. Ноги у него короткие, с цепкими когтями.. Хвост клиновидной формы с жёсткими и упругими перьями, служащий опорой на стволе дерева. Клюв прямой и острый, при сильном ударе разрушает не только кору, но и древесину.
Дятел передвигается короткими скачками вверх и вбок по стволу. При этом он долбит кору в поисках насекомых, личинок и куколок. Так он кормится всё лето. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев.
Дятлы являются полезными птицами.
Слайд 8
Дятел Он
У дятла
У него
Что обозначают эти
слова?
Что общего у этих частей речи?
Чем они отличаются?
Какой вывод можно сделать?
Слайд 9
Вывод: Что имя существительное можно заменить местоимением
Слайд 10Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
Слайд 11Я 1- е лицо мы 1-е
лицо
Ты 2-е лицо Вы 2 -е лицо
он, она,
оно, они 3-е лицо
Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.
Слайд 13В "Толковом словаре" Ожегова записано
• 1. Личный - осуществляемый самим,
непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
• 2.
Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Слайд 14Работа по учебнику
Чтение правила в учебнике (стр.95).
Слайд 15
После уроков Галя зашла в класс. В классе не было
учеников. Галя подошла к доске, написала на доске несколько слов
и вышла. Галя шла по пустому коридору. В глубине коридора Галя услышала разговор двух своих подруг. Подруги ждали Галю. Галя обрадовалась.
Упр. 257 на стр. 95
Замени существительные местоимениями, где это необходимо. Спиши текст. Определи падеж местоимений.
Слайд 16После уроков Галя зашла в класс. В классе не было
учеников. Она (И.п.) подошла к доске, написала на нём (П.п.)
несколько слов и вышла. Галя шла по пустому коридору. В глубине коридора она (И.п.) услышала разговор двух своих подруг. Они (И.п.) ждали Галю. Она (И.п.) обрадовалась.
Слайд 17Подобрать подходящее по смыслу местоимение, определить его лицо.
1. Злой тоской
удручена к Муравью ползет…
2. Греем воду … в котле, потому
и дом в тепле.
3. … лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю.
4. Что же … , моя старушка, приумолкла у окна?
Слайд 18
1. Злой тоской удручена к Муравью ползет она (3лицо).
2. Греем
воду мы в котле, потому и дом в тепле. (2
лицо)
3. Я лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю. (1 лицо)
4. Что же ты , моя старушка, приумолкла у окна? (2лицо)
Слайд 19Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не
будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
Физминутка (сидя)
Слайд 20Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А
зовут ее …
Слайд 21Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но
на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится
за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Слайд 23Вечнозеленый кустарник, обладающий сильным запахом. Достигает в высоту 125см. Листья
- с завернутыми вниз краями, кожистые, с ржаво-войлочным ощущением. Цветет
в мае - июне белыми и розовыми цветками правильной формы, собранными на верхушке в зонтиковидные кисти. Плоды - - созревают в июле-августе.
Распространен багульник в Сибири, на Дальнем Востоке.
Как лекарственное средство багульник известен довольно давно - с XIIв. В медицине для лечения пневмонии, туберкулеза легких, кашля, астмы, коклюша, ларингита, бронхита применяют молодые листья и стебли растения.
Мини-доклад о багульнике.
Слайд 24Я, они, на, ты
Но, оно, она, они
Я, Яна, ты, вы
Он, она, они, оно
Мы, я, вы,
они
Он, она, они, мы
• Игра: "Четвёртое - лишнее".
Слайд 25Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы(существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы,
они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Слайд 26В парке растут красивые цветы. Они улучшают настроение людей.
Слайд 271 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда
… приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте?
Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самостоятельная работа по вариантам.
Слайд 281 вариант.
Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда
он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте?
Почему они улетают?
2 вариант.
Вечером мы читаем сказки. Что он вырезает из бумаги? А вы умеете так вырезать? Какую задачу они решают? Куда ты идёшь? Завтра я пойду в библиотеку.
Слайд 291. Найди лишнее:
а) я б) ты в)
как г) она
2. Найди признак личного
местоимения:
а) Называет предмет
б) Указывает на предмет, не называя его
в) Указывает на действие предмета
г) Служит для связи слов в предложении
3. Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
а) Сказуемым б) Подлежащим в) Определением г) Дополнением
4. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4 б) 5 в) 6 г) 7
Тест
Слайд 30- Что такое местоимение?
- Какие местоимения относятся к личным?
- Как
изменяются личные местоимения?
-Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали?
-Назовите
местоимения 1-лица, 2, 3.
-Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
-У каких местоимений можно определить род?
Итог урока
Слайд 31
Стр. 95, упр. 258 + правило
Домашнее задание
Слайд 33Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь
С гостями попрощайтесь