Слайд 1
Урок развития речи в 7 классе
Тема: Подготовка к написанию
сжатого изложения
(К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)
Работу
выполнила:
учитель русского языка и литературы Радищевской сш№1
Яшина Наталья Юрьевна
Слайд 2Паустовский Константин Георгиевич
(1892—1968)
«Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, что нельзя было бы передать русским языком…
Нет таких звуков,
красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Слайд 3 Русский писатель. Родился в Москве. Кроме него,
в семье было ещё трое детей - два брата и
сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911г., в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».
Слайд 4Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором
московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге,
рыбаком,
санитаром в армии во время Первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом.
Слайд 5
Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок.
Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном
необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признать и самому исправить свою вину. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.
Слайд 6Он писал то, что видел, о тех, за кем наблюдал,
и, конечно же, о тех, кого искренне любил.
Слайд 7 К. Г. Паустовский много ездил по нашей
стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую
горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.
Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.
Слайд 8Обыкновенная -
Обыкновенная – привычная, невыразительная, как все.
«Обыкновенный – обыкнути
– «привыкнуть» - собств.-русск.» (Этимологический словарь Шанского).
«Обыкновенный – обычный, ничем
не выделяющийся» (Толковый словарь С.И.Ожегова ).
Слайд 9«Он очень скромен – так же, как картины Левитана.»
Скромный –
1.
Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.
2. Сдержанный,
умеренный, простой и пристойный.
Слайд 21Сжатое изложение – это воспроизведение текста кратко, обобщенно, когда исключается
все, без чего текст остается связным и понятным по смыслу.
Текст должен получиться коротким по форме, но не бедным по содержанию.
Слайд 22Некоторые приемы сжатия текста
1) исключение подробностей, деталей;
Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
(Уже ничего не видно)
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов. ( Эти звуки похожи на звуки природы. В этих звуках отражается вся природа)
3) сочетание исключения и обобщения
Вывод: При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Слайд 23Памятка
«Как работать над сжатым изложением»
Прочитать текст, определить его тему
и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
Подумать,
кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
Объём изложения должен быть девяносто (90) слов
Слайд 24Примерный план.
1. Обыкновенная земля.
2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?
3.
Что можно услышать в Мещёрском крае?
4. Милый сердцу край.
Слайд 25Примерный текст.
Красота родной земли.
В Мещёрском
крае нет никаких особенных прелестей или богатств. Природа там скромна,
но за этой скромностью скрывается ее разнообразие.
В Мещёрском крае можно увидеть цветущие луга; сосновые боры, где царит удивительная тишина; лесные озера с темной водой; стога, в которых можно переночевать, если начнется проливной дождь. В Мещёрском крае можно услышать крики перепелов и ястребов, стук дятлов, вой волков…
Чем больше времени проводишь в Мещёрском крае, тем богаче, разнообразнее становится природа, и все кажется близким и знакомым.
Слайд 26«Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда
бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги».
К.Г. Паустовский.
Слайд 27Домашнее задание
1. Дописать изложение.
2. Составить устный рассказ на тему:
«Необычное в обычном».