Слайд 1Последовательная и параллельная связь предложений в тексте
Связь предложений в
тексте – это прежде всего связь смыслов.
(Л. Щерба)
Слайд 2Последовательная (цепная) связь
В предложении обычно выделяются две части: первая –
это то, что нам известно из предшествующего текста или из
самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение.
Первая часть называется данным, вторая – новым. Например: Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (К. Паустовский.) В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была …, новое – география. Во втором предложении данное – Она, всё остальное – новое.
Слайд 3 Проведите диалог с текстом; укажите данное и новое в
каждом предложении.
Самая большая цель жизни – увеличивать
добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пред человеком задачу, которую важно уметь решать.
(Д. Лихачёв)
Слайд 4Рассмотрите схему строения текста. Постарайтесь объяснить, почему такой способ связи
предложений в тексте называется цепным. Как развивается мысль в текстах
с цепной связью предложений?
В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и так далее.
Слайд 5Какие лексические средства связи в этих предложениях?
Поэзия есть огонь, загорающийся
в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает.
На
всю жизнь запомнились мне пушкинские сказки, его чистый русский язык. С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная страсть к чтению.
Слайд 6
Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста. Талант его необычен и являл
себя с особенным блеском, когда выступал Андроников не в большом
зале, перед сотнями, и не на экране телевидения, перед миллионами, а в комнате, перед двумя-тремя – много десятью людьми.
Слайд 7
За свою жизнь И. К. Айвазовский написал около шести тысяч
морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях мира.
У каждого времени своя жестокость. А доброта одна на все времена.
Слайд 8
Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя,
этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена
императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.
Слайд 9Объясните, почему для соединения предложений в них использован лексический повтор,
а не местоимение
Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.
От скатерти пахло ржаным хлебом.
Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было.
Слайд 10Лексические средства связи предложений в тексте
1. Лексический повтор
2. Однокоренные слова
3.Синонимы
лексические
4.Синонимы текстовые
5.Описательный оборот
6. Антонимы
Слайд 11Назовите морфологические средства связи предложений в тексте
Точность и краткость –
вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей –
без них блестящие выражения ни к чему не служат.
Всякие великий писатель оставляет за собой школу. И Пушкин оставил школу и последователей
Слайд 12Морфологические средства связи предложений в тексте
1. Местоимения
а) Личные: он, ему,
о ней
б)указательные: такой, тот, этот
2. Сочинительные союзы: и, а, но
Слайд 13Параллельная связь
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со
второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.
Слайд 14
ТИШИНА
Тёплый, солнечный день.
Деревья, измученные
дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики.
Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.
Слайд 15Определите вид связи предложений в тексте
(1)Взгляните в глаза стрекозе, сидящей
на веточке. (2)Если сможете осторожно приблизиться к ней, то удивитесь.
(3)Глаза не просто большие. (4) Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. (5)Сверкают на солнце, отражают весь мир: зеленый лес, желтую дорогу и бесконечное небо.
(6)Потом она взлетит. (7)И вы услышите шелест ее сильных крыльев. (8)Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
(9)Стрекозы - хищники, они охотятся с мая до осени.
Слайд 16Определите вид связи предложений в тексте
Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют
птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Слайд 17
Итак, ребята, чему мы сегодня научились, что нового узнали ?
-что
такое цепная связь? Какие ср-ва связи используют при цепной связи?
-что
такое параллельная связь?
Для чего это нам пригодится?
Слайд 18Домашнее задание
Составить или подобрать 2 текста:
1. с цепной связью предложений
2.
с параллельной связью предложений.
Записать эти тексты