Разделы презентаций


Презентация для подготовки к ГИА и ЕГЭ "Научный стиль"

Содержание

Сфера использованияНаучная,производственная,учебная и преподавательская деятельность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Научный стиль
Основные признаки
Подстили и жанры
Языковые особенности

Нарушевич А.Г.

Научный стильОсновные признакиПодстили и жанрыЯзыковые особенностиНарушевич А.Г.

Слайд 2Сфера использования


Научная,
производственная,
учебная и преподавательская деятельность.

Сфера использованияНаучная,производственная,учебная и преподавательская деятельность.

Слайд 3Основные особенности
Подчеркнутая информативность.
Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.
Отвлеченность и обобщенность.
Точность,

однозначность высказывания.
Подчеркнутая логичность, последовательность повествования.
Экономное использование образных средств.

Основные особенностиПодчеркнутая информативность.Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.Отвлеченность и обобщенность.Точность, однозначность высказывания.Подчеркнутая логичность, последовательность повествования.Экономное использование образных

Слайд 4Отличия от других стилей
В основном существует в письменной форме.
Для научного

стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.
Авторская индивидуальность в научном

стиле проявляется в меньшей степени, чем в др. стилях.
Отличия от других стилейВ основном существует в письменной форме.Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии.Авторская

Слайд 5Подстили научного стиля


Академический (собственно научный)
Научно-учебный
Научно-популярный (научно-публицистический)

Подстили научного стиля Академический (собственно научный)Научно-учебныйНаучно-популярный (научно-публицистический)

Слайд 6Подстили научного стиля

Подстили научного стиля

Слайд 7Подстили научного стиля

Подстили научного стиля

Слайд 8Подстили научного стиля

Подстили научного стиля

Слайд 9Основные жанры
Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию

одной темы.

Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее

положений.

Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема.

Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.
Основные жанрыМонография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы.Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для

Слайд 10Основные жанры
Рецензия – отзыв на научную работу.

Аннотация – краткая характеристика

содержания научного произведения.

Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения.

Дипломная работа

– исследовательская работа студента-выпускника.

Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.
Основные жанрыРецензия – отзыв на научную работу.Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения.Тезисы – кратко выраженные положения

Слайд 11Основные жанры
Лекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного

(научно-популярного) материала.

Научный доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какого-либо отдельного

вопроса.
Основные жанрыЛекция (академическая, учебная, научно-популярная) – устное изложение какого-либо научного (научно-популярного) материала.Научный доклад – публичное сообщение, развернутое

Слайд 12Языковые особенности. Лексика
Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и

т.п.

Конкретная лексика

в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:
Дуб – порода светолюбивая;
Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).
Языковые особенности. ЛексикаУпотребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.

Слайд 13Научный стиль Художественный стиль
Рост дуба

продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.
Дуб развивает очень мощную

крону.
Летний дуб - порода довольно светолюбивая.
Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.
Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами (Л. Толстой).

Научный стиль     Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.Дуб

Слайд 14Языковые особенности. Лексика
2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся

названиями специальных понятий науки, техники, искусства.

Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.
Языковые особенности. Лексика 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.

Слайд 15Виды терминов
Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны

научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.
Специальные

– закреплены за определенными отраслями знания:
Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.
Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.

Виды терминовОбщенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза,

Слайд 16Языковые особенности. Морфология
1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с

абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.
2. Только в

научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.
Языковые особенности. Морфология1.  Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.2.

Слайд 17Языковые особенности. Морфология

3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в

сочетании с глаголами в форме

1 лица множ. числа
Мы считаем…
Как нам представляется…
Под … мы будем понимать…
Языковые особенности. Морфология3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании      с

Слайд 18Языковые особенности. Морфология

4. Практически не употребляются неопределенные

местоимения:
что-то, что-либо, кто-нибудь,
кое-что и

др.
Языковые особенности. Морфология   4. Практически не употребляются неопределенные местоимения:  что-то, что-либо, кто-нибудь,  кое-что

Слайд 19Языковые особенности. Морфология
5. Краткие прилагательные обозначают не временный,

а постоянный признак предмета:

белковые

вещества сложны;
удельный вес минералов низок;
протоплазма бесцветна.
Языковые особенности. Морфология5. Краткие прилагательные обозначают не временный,         а

Слайд 20Языковые особенности. Морфология
6. Глаголы используются во вневременном значении

– форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде

present simple):

Азот соединяется с кислородом
(т.е. способен соединяться).
Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли.
80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида
Языковые особенности. Морфология  6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное

Слайд 21Языковые особенности. Синтаксис
1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают

синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами:
1) вводные

слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.
Языковые особенности. Синтаксис  1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между

Слайд 22Языковые особенности. Синтаксис

2) наречия:

Отсюда можно сделать вывод…
Тогда получим следующее значение…
Поэтому

используем данный метод…

Языковые особенности. Синтаксис2) наречия:Отсюда можно сделать вывод…Тогда получим следующее значение…Поэтому используем данный метод…

Слайд 23Языковые особенности. Синтаксис
3) обороты связи:

Теперь перейдем к…
Можно еще отметить, что…
Постараемся

теперь объяснить…
Обратим внимание на…

Языковые особенности. Синтаксис3) обороты связи:Теперь перейдем к…Можно еще отметить, что…Постараемся теперь объяснить…Обратим внимание на…

Слайд 24Языковые особенности. Синтаксис
2. Порядок слов – основная информация располагается после

сказуемого:

20 человек работало в лаборатории.
В лаборатории работало 20 человек.

Языковые особенности. Синтаксис2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого:20 человек работало в лаборатории.В лаборатории работало

Слайд 25Языковые особенности. Синтаксис
3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в

род. падеже:
«жена кучера брата дворника»

(Д. Розенталь)

выяснение структуры общественного производства;
установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).
Языковые особенности. Синтаксис3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:     «жена

Слайд 26Языковые особенности. Синтаксис
4. Широко используются:
причастные и деепричастные обороты;
сложные предложения;
безличные и

неопределенно-личные предложения.

Языковые особенности. Синтаксис4. Широко используются:причастные и деепричастные обороты;сложные предложения;безличные и неопределенно-личные предложения.

Слайд 27Использование односоставных предложений
Неопределенно-личные:
Различают два типа морфем.
Состав помещают в колбу.
Обобщенно-личные:
Дадим

определение функции.
Произведем суммирование элементов.
Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

Использование односоставных предложенийНеопределенно-личные:Различают два типа морфем.Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные:Дадим определение функции.Произведем суммирование элементов.Отнесем эту функцию к

Слайд 28Использование односоставных предложений
Безличные:
1) с модальными словами:
Нужно найти кривую;


Нельзя вывести формулу;
2) с безличными глаголами:
Требуется

определить силу тока;
3) с предикативными наречиями:
Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.
Использование односоставных предложенийБезличные:1) с модальными словами:  Нужно найти кривую;   Нельзя вывести формулу;2) с безличными

Слайд 29Языковые особенности. Синтаксис

5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.

6. Хорошо выраженная

формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

Языковые особенности. Синтаксис5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок.6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на

Слайд 30Использование средств выразительности
Обобщенность и

отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства

языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.
Сравнение – одна из форм логического мышления.
Безо׳бразное (лишенное образности):
Борофториды подобны хлоридам.
Использование средств выразительности      Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые

Слайд 31Использование средств выразительности
Развернутое сравнение
…В истории

новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно

включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).
Использование средств выразительностиРазвернутое сравнение     …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала.

Слайд 32Использование средств выразительности
Образное сравнение
Человеческое общество

похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам,

окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают , а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…
(П. Сорокин. Общая социология)

Использование средств выразительностиОбразное сравнение     Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные

Слайд 33Использование средств выразительности
Метафора
Интуиция вспыхивает от

случайной искры посторонних ассоциаций

(В. Библер).
Раненый зверь – раненный пулей зверь
Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).
Использование средств выразительностиМетафора     Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций

Слайд 34Использование средств выразительности
Проблемные вопросы

Первый

вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология?

Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины? (П. Сорокин. Общая социология)
Использование средств выразительностиПроблемные вопросы     Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за

Слайд 35Использование средств выразительности
Вопросно-ответные комплексы

Теперь представим

себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не

имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод… (П. Сорокин. Общая социология).
Использование средств выразительностиВопросно-ответные комплексы     Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно

Слайд 36Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
Недопустимость внелитературной лексики.
Практически отсутствуют

формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
Ограниченно используются неполные

предложения.
Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
Ограничения употребления языковых средств в научном стилеНедопустимость внелитературной лексики.Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты,

Слайд 37Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика

В когнитивной лингвистике мы видим новый этап

изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Анализ текста.  Попова З.Д., Стернин И.А.  Когнитивная лингвистика      В когнитивной

Слайд 38Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика»

В когнитивной лингвистике мы видим новый этап

изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Анализ текста.  Попова З.Д., Стернин И.А.  «Когнитивная лингвистика»      В когнитивной

Слайд 39Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика»

В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения

сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А.  «Когнитивная лингвистика»      В когнитивной лингвистике

Слайд 40Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика»

В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения

сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А.  «Когнитивная лингвистика»      В когнитивной лингвистике

Слайд 41План стилистического анализа текста
I. Экстралингвистический анализ текста

1.

Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.
2. Вид речи

(монолог, диалог, полилог).
3. Форма речи (устная или письменная).
4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.
План  стилистического анализа текста   I. Экстралингвистический анализ текста1. Автор, название; адресат речи; предмет речи;

Слайд 42 План стилистического анализа текста
II. Лингвистический анализ текста

1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность

текста:
а) лексические;
б) морфологические;
в) синтаксические.
2. Средства создания образности и экспрессивности текста.
III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).
План  стилистического анализа текста  II. Лингвистический анализ текста      1.Языковые

Слайд 43Лингвометодический комментарий плана

При анализе текста помните,

что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно

и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.
Лингвометодический  комментарий плана    При анализе текста помните, что все языковые средства на материале

Слайд 44Функциональные типы речи. Описание

Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы,

предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.
Функциональные типы речи. Описание         Описательные тексты предназначены для характеристики

Слайд 45Функциональные типы речи. Повествование
В

повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их

последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде.
В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.
Функциональные типы речи. Повествование      В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых

Слайд 46Функциональные типы речи. Рассуждение
В

текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис;

2) доказательство (аргументация); 3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений.

Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу.
Функциональные типы речи. Рассуждение      В текстах типа рассуждения четко выделяются три части:

Слайд 47
Ваш анализ текста должен представлять собой
связный текст!

Ваш анализ текста должен представлять собой связный текст!

Слайд 48Литература
Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. 
Голуб И.Б. Стилистика русского

языка. М., 2001
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
Стилистический энциклопедический

словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.

ЛитератураГоршков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001Кожина М.Н. Стилистика русского языка.

Слайд 49

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика