Слайд 1Сложноподчинённые предложения
Обобщение по теме
Слайд 2Цели урока:
обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненных предложениях;
совершенствовать навыки в
разборе и конструировании сложноподчиненных предложений;
развивать речь учащихся, совершенствовать навык использования
сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи учащихся.
Слайд 3Словарная работа: вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.
Сложн…подч…нё…ое
предл…жение, главное и пр…даточное предл..жения, гра… атическая основа, опр…делительные, из…яснительные,
об…стоятельстве…ые пр…даточные, ук…зательные слова, подч…нительные с…юзы и с…юзные слова.
Слайд 4Проверим
СложнОподчИнённое предлОжение, главное и прИдаточное предлОжения, граММатическая основа, опрЕделительные, изЪяснительные,
обстОятельствеННые прИдаточные, укАзательные слова, подчИнительные сОюзы и сОюзные слова.
Слайд 5Задание 1: сравните предложения, сделайте вывод, объясните постановку знаков препинания
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое.
Я
понял упорное злоречие, которым Швабрин её преследовал.
Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее, и я с нетерпением стал ожидать удобного случая.
Слайд 6Проверим
Простое предложение с однородными сказуемыми, перед союзом И не нужна
запятая.
Сложноподчиненное предложение, между главным и придаточным ставится запятая.
Сложносочинённое предложение, перед
союзом И нужна запятая.
Слайд 7Задание 2: закончите предложения, определите вид придаточного.
Дождь начался так
внезапно…
Известно…
Я долго не мог заснуть…
Если я получу пятёрку…
Когда меня вызвали
к доске…
Слайд 8Проверим
Дождь начался так внезапно, что мы не успели спрятаться.
Известно, что
собаки очень умные животные.
Я долго не мог заснуть, потому что
думал о завтрашнем выступлении.
Если я получу пятёрку, мама очень обрадуется.
Когда меня вызвали к доске, я не растерялся и ответил очень хорошо.
Слайд 9Задание 3: составьте предложения по схемам, укажите вид придаточного
[…ту +
сущ.], (которую…).
[гл. + о том], (как…).
[…, (когда…), гл.
].
(чтобы ), [ ].
Слайд 10Проверим
Мы наконец вышли на ту дорогу, которую так долго искали.
Учитель
рассказал нам о том, как надо готовиться к экзамену.
Рано утром,
когда взошло солнце, мы отправились к морю.
Чтобы стать образованным человеком, надо много читать.
Слайд 11Задание 4: сделайте синтаксический разбор предложения, поставьте знаки препинания
Вновь
я посетил тот уголок земли где я провёл изгнанником два
года незаметных.
Слайд 12Задание 5: графический диктант
Послушайте предложения и начертите схемы .
Слайд 13Проверим
[ ], (как )
[ ],
(где )
(пока ), (пока ), [
]
[ , (что ), ]
Слайд 14Задание 6: определите виды придаточных
Спой мне песню, как
синица тихо за морем жила.
Изъяснительное
Вот
опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.
Определительное
Слайд 15 Пока свободою горим,
Пока сердца для чести
живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Времени
Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг.
Изъяснительное