Слайд 2Определение термина
Термин «логистика» появился еще в письменных источниках Х века,
и означал «организацию тыла, снабжение войск».
С греч. «logistike» - «искусство вычислять, рассуждать»
В наше время он понимается как «материально - техническое обеспечение» и организация поставок.
ЛОГИСТИКА – планирование, организация и контролирование всех видов деятельности предприятия, которые обеспечивают прохождение материального и связанных с ним потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления, исходя из требований потребителей.
Слайд 3Этапы развития логистики
ПЕРВЫЙ ЭТАП: 60-е годы: интеграция складского хозяйства с
транспортом с целью «завязать» их на единый экономический результат.
ВТОРОЙ ЭТАП:
80-е годы: к взаимодействию складирования и транспортировки «подключается» планирование производства.
ТРЕТИЙ ЭТАП: н. вр.- целостная интеграция всех материалопроводящих звеньев.
Слайд 4Склад снаб-жения
Произ-водство
Склад сбыта
Транспорт
1этап
2 этап
3 этап
Слайд 5Тенденции в логистике в ХХ веке
Слайд 6Суть логистического подхода к управлению (новизна) заключается в ИНТЕГРАЦИИ
отдельных
участников логистического процесса
в единую систему,
способную быстро и экономично
доставить необходимый товар в нужное место.
Слайд 7Логистика - это единство элементов:
ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНИКА
ЭКОНОМИКА
МАТЕМАТИКА
Слайд 8Рынок закупок.
Поставщики
Рынок сбыта.
Потребители
Система логистики на предприятии
Поток сырья, материалов, готовой продукции
Денежные
потоки, платежи
Планирование:
закупки пр-во сбыт
Планирование: закупки пр-во распределение.
Информация: спрос
Информация: предложение
Слайд 9Принцип «уплата денег - получение денег»
(Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой)
Ф1 - финансовые средства,
которые платит логистическая система за входной материальный поток.
МП1 - входящий в логистическую систему материальный поток
Ф2 - финансовые средства, которые платит потребитель за получаемый материальный поток.
МП2 - выходящий из логистической системы материальный поток.
Ф2 всегда больше, чем Ф1;
Качественные показатели у МП2 выше, чем у МП1.
ЛС
Слайд 10Другие сферы приложения логистики:
Организация перевозок.
Выбор средств транспорта.
Выбор транспортных тарифов.
Организация систем
товародвижения.
Размещение и организация складского хозяйства.
Транспортная тара и упаковка.
Системы идентификации и
кодирования.
Логистический сервис.
Слайд 11Концепция логистики
Концепция логистики - система взглядов на повышение эффективности функционирования
предприятий на основе оптимизации материальных потоков.
Слайд 12Суть концепции логистики
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: наибольший эффект дает оптимизация материального потока
на всем его протяжении - от источника сырья до конечного
потребителя.
Переход от УНИВЕРСАЛЬНОГО оборудования к СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ.
УЧЕТ издержек на протяжении всей логистической цепочки.
Предложение клиентам наиболее ЦЕННЫХ для них услуг.
Построение «ГИБКИХ СИСТЕМ», способных к адаптации в условиях окружающей среды.
Создание условий для роста престижности работы в логистических структурах.
Отказ от «ДУБЛИРОВАНИЯ» информационных потоков и рабочих мест в логистических структурах.
Использование общедоступных компьютерных сетей для организации информационных потоков.
стоимости продукции для конечного потребителя так или иначе связаны с затратами на осуществление логистических операций.
Рационализация в области логистики позволяет снизить себестоимость конечной продукции без значительных дополнительных капитальных вложений.
Слайд 14Цели и задачи логистики
Глобальной целью логистики является достижение максимального эффекта
с минимумом затрат в условиях нестабильности рынка и с учетом
запросов потребителей.
Общие цели логистики:
Снижение затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя.
Разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной роли и получению преимуществ перед конкурентами.
Создание эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков (обеспечивающей высокое качество поставки продукции).
Слайд 15ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ
Формирование хозяйственных связей.
Определение объемов и направлений материальных потоков.
Управление
запасами в сфере обращения.
Прогнозные оценки потребностей в перевозках, и их
организация, выполнение операций, предшествующих перевозке, и завершающих ее.
Определение последовательности движения товаров через места складирования.
Управление складами, их размещение, организация и развитие.
Функции Логистики и маркетинга тесно пересекаются:
«Маркетинг формирует спрос, а Логистика его реализует».
Слайд 16Принципы логистики
Комплексное планирование;
Регламентирование всех процессов;
Сквозной контроль;
Эффективный учет;
Анализ каждой операции и
процедуры.
Слайд 17Основные методы логистики
Методы системного анализа.
Методы, основывающиеся на теории исследования операций.
Кибернетическое
моделирование.
Прогностика.
Слайд 18Объектом логистического управления являются потоки:
Материальные (сырье, материалы, полуфабрикаты, ГП,
запчасти и т. п.)
Информационные (распоряжения, отчеты, сопроводительные документы, договора
и т. п.)
Финансовые (денежные расчеты)
Сервисные.
Слайд 19ЛОГИСТИКА СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ФИРМЫ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:
Поддержание
связи логистики с корпоративной стратегией
Совершенствование организации движения материальных потоков
Поступление необходимой
информации и современная технология ее обработки
Эффективное управление трудовыми ресурсами
Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей
Определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности
Тщательная разработка логистических операций.
Слайд 202. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ЛС) И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ
Слайд 21Логистическая система (ЛС)
– это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система,
которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными
и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними и (или) внешними целями организации бизнеса.
Слайд 22Эффективность по переработке грузов
Эффективность по сохранности грузов
Эффективность по обеспечению качества
логистического сервиса
Слагаемые эффективности логистической системы
Слайд 23Показатели грузообработки
Показатели сохранности грузов
Показатели логистического сервиса
Показатели эффективности логистической системы
Слайд 24Логистические системы делятся на две большие группы:
микрологистические
макрологистические.
Слайд 25Макрологистическая система
Макрологистическая система - это крупная система управления
материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и
транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.
Слайд 26Виды макрологистических систем
Глобальные
Государственные (транснациональные)
Межгосударственные (международные)
Трансконтинентальные
По признаку административно-территориального деления
Районные
Межрайонные
Городские
Региональные
Областные, краевые
Межрегиональные
Республиканские
Межреспубликанские
По объектно-функциональному признаку
Группы предприятий
Ведомственные
Отраслевые
Межотраслевые
Торговые
Военные
Транспортные
Институциональные
Слайд 27Принципиальная схема макрологистической системы
поставщик
транспорт
покупатель
Материальный поток
Условные обозначения:
– элемент
логической системы
– связи между элементами
Слайд 28Микрологистические системы
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем.
Микрологистические
системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых
входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.
Слайд 29Виды интегрированных микрологистических систем
Внутрипроизводственные
Структурного подразделения
Рабочего места
Внешние
Физического распределения
Дистрибуции
Снабжения
Слайд 30Формирование логистических систем
Определение и формирование целей функционирования системы.
Определение требований, которым
должна отвечать система (на основе анализа целей и ограничений внешней
среды).
Формирование основных подсистем (частей системы).
Синтез системы (анализ подсистем, и выбор способа их взаимодействия на основе моделирования)
Слайд 31Звено логистической системы
- это некоторый экономически и (или) функционально
обособленный объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими
операциями или функциями.
Слайд 32В качестве звеньев логистической системы могут выступать:
предприятия-поставщики материальных ресурсов,
производственные
предприятия и их подразделения,
сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня,
транспортные и экспедиционные предприятия,
биржи,
банки и другие финансовые учреждения,
предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.
Слайд 33Логистическая цепь
– линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьюторов,
складов и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального внешнего
потока от одной ЛС до другой или до конечного потребителя.
Слайд 343. ПОТОКИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Слайд 35Потоки в логистике
Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемых как единое
целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую
в абсолютных единицах за определенный период времени.
Слайд 36Ключевым в логистике является понятие «материального потока»
Он образуется в результате
транспортировки и складирования, а так же иных, связанных с этим
операций - от источника сырья до потребителя готовой продукции.
Материальные потоки могут иметь место как между различными предприятиями, так и внутри одного предприятия.
Слайд 37Материальный поток
можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы,
незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логические операции или
функции, связанные с физическим перемещением в пространстве
(погрузка, разгрузка и т.п.).
Слайд 38Объем работ по каждой отдельной операции за определенный промежуток времени
в сумме составляет материальный поток.
Величина материального потока рассматривается как
единица измерения груза, единица измерения времени, или штуки, тонны сутки, месяц, год
Слайд 39Различают
«входной» и «выходной» материальные потоки:
ВХОДНОЙ: «внешняя среда» -
логистическая система
ВЫХОДНОЙ: логистическая система - «внешняя среда».
Груз, находящийся в
процессе транспортировки, называется «ЗАПАС В ПУТИ»
Слайд 40Таким образом, материальные потоки можно классифицировать, как:
Внутренний
Внешний
Входной
Выходной
Слайд 41Классификация материальных потоков
Слайд 42Материальный поток образуется в результате выполнения совокупности ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ.
Логистическая
операция - совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или)
информационного потока.
Слайд 43Логистические операции по отношению к материальному потоку
погрузка
разгрузка
затаривание
экспедирование грузов
перевозка грузов
хранение грузов
приемка
и отпуск товаров со склада
перегрузка
сортировка, комплектация
разукрупнение грузов
сбор, хранение, передача информации
о грузах и товарах
расчеты с поставщиками и покупателями
страхование грузов
передача прав собственности на товар
таможенное оформление грузов и т.д.
Слайд 44Классификация логистических операций
Переход права собственности на товар
«Одно-сторонняя»
( без перехода)
«Двух-сторонняя» (с переходом)
С
«добавленной» стоимостью
Без «добавленной» стоимости
Матери-альный поток
Инфор- мация
Изменение потребительских свойств
Природа потока
Логистические операции
Слайд 45Показатели, характеризующие динамику материального потока
Максимальный грузопоток (шт/сут, т/сут, м3 /сут,
под./сут);
Средний грузопоток (шт/сут, т/сут, м3 /сут, под./сут);
Максимальная задержка в поставке
(дни);
Средняя задержка в поставке (дни);
Максимальное количество недопоставленного товара в поставке (шт., т, м3, л);
Среднее количество недопоставленного товара в поставке (шт., т, м3, л);
Максимальное количество некондиционного товара в поставке (шт., т, м3, л);
Среднее количество некондиционного товара в поставке (шт., т, м3, л).
Слайд 46Информационный поток
– совокупность циркулирующих сообщений между элементами логистической системы и
внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Слайд 47Измерение ИП:
количество обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.
ИП характеризуются
следующими показателями:
источник возникновения
направление движения потока
скорость передачи и приема
интенсивность потока
Управление ИП
означает:
изменение направления потока
ограничение скорости передачи до скорости приема
ограничение объема потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути
Слайд 48Классификация информационных потоков:
Слайд 49Финансовый поток
– это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными,
информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так
и вне нее.
Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.
Слайд 50Параметры финансового потока
доступность и ликвидность финансовых ресурсов,
упорядоченность и подконтрольность
движения финансовых средств,
число и конкурентоспособность источников и потребителей финансовых
ресурсов.
Слайд 51Классификация финансовых потоков
Слайд 52Сервисные потоки
– потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или
ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних
потребителей организации бизнеса.
Слайд 53Характеристики сервисных потоков
Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков
сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его
со стороны покупателя.
Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
Сервис – деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.
Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).