Слайд 14.4. Оценка качества
Оценка качества - это совокупность операций, выполняемых с
целью оценки соответствия конкретной продукции установленным требованиям. Требования устанавливаются в
технических регламентах, стандартах, технических условиях, контрактах, технических заданиях на проектирование продукции. Носителем установленных требований могут быть стандартные образцы, образцы-эталоны, товары-аналоги. Невыполнение требования является несоответствием. Для устранения причин несоответствия организация осуществляет корректирующие действия.
Основной формой оценки является контроль. Любой контроль включает два элемента: получение информации о фактическом состоянии объекта (для продукции - о ее качественных и количественных характеристиках) и сопоставление полученной информации с установленными требованиями. При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, что, в конечном счете, связано с принятием решения о присвоении товару определенной градация качества.
Градация (класс, сорт) - категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Слайд 2Товары разных градаций качества отличаются по цене, это дает возможность
удовлетворить запросы потребителей двух категорий: чувствительных к качеству и чувствительных
к цене. Кроме того, деление товаров на градации по качеству (более высокого и менее высокого качества) позволяет рационально использовать природные, финансовые и трудовые ресурсы, которые не утрачиваются, если продукция пониженного качества (например, с допустимыми дефектами) реализуется по умеренным ценам, а не уничтожается. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак.
Нестандартным является товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).
Брак - товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, товар признается стандартным.
Слайд 3 Виды градаций качества непродовольственных товаров
Сорт товаров определяется количеством, видом
и значениями допускаемых отклонений. Одни и те же отклонения применительно
к более высокому сорту квалифицируются как дефекты (пороки), к менее высокому - как допустимые отклонения. Такое содержание вкладывается в понятие сорта таких товаров, как ткани, швейные и трикотажные изделия, обувь, посуда, галантерейные товары.
Группы сложности (высшая, первая, вторая) - градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.
Градации по маркам приняты для строительных, химических и других товаров. В одном случае деление на марки отражает меру качества. При этом за основу берется значение одного или нескольких показателей качества: для цемента и кирпича прочность на сжатие; для чертежной бумаги - масса, сорность, прочность на излом, число выдерживаемых подчисток. В другом случае (топливо, смазочные масла, стали, клеи) деление на марки отражает в первую очередь область применения. Градации по группам качества (мыло хозяйственное, древесно-стружечные плиты), категориям качества (видеокассеты), номерам (бумага писчая) близки по смыслу к градации по маркам, так как за основу деления берется нормативное значение определенного набора показателей качества.
Слайд 4Несоответствие и дефекты товаров
Несоответствие — невыполнение требований (ГОСТ и ИСО
9000-2001). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.
Дефект — невыполнение требования,
связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Эти два понятия имеют общий признак — невыполнение требований. Различие заключается в том, что при выявлении дефектов возникает юридическая ответственность, если из-за их наличия потребитель не может в полной мере или частично использовать дефектный товар по назначению. Например, консервы с таким дефектом, как микробиологический бомбаж, не могут использоваться в пищу из-за невыполнения требований микробиологической безопасности. Разновидностью понятия «несоответствие» можно считать понятие «недостаток товара». Этот термин регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».
«Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу».
Слайд 5Дефекты подразделяют по различным признакам: степени значимости, наличию методов и
средств для их обнаружения или устранения степени наносимого вреда, месту
обнаружения. Классификация дефектов приведена на рис. 1.6.
Рис.1.6 Классификация дефектов
Слайд 6 Контроль качества
Контроль качества имеет большое значение при изготовлении товаров,
их хранении, транспортировании, реализации и
утилизации.
Как отмечалось выше, контроль качества —
проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые определены в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», основные и особые условия поставки и др.
Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара, причем виды и цели контроля на каждой стадии могут быть различными. На стадии производства контроль качества осуществляет изготовитель. Целью такого контроля является отбраковка некачественных изделий, а также установление причин возникновения брака. Тщательный контроль выгоден производителю.
На стадии обращения контроль качества осуществляется для проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также продаже. Наиболее важен контроль качества при передаче товара от одной стороны к другой, например, при сделках купли-продажи и др. Эти операции осуществляются, как правило, в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Слайд 7При поставке товара в целях сохранения его качества и создания
условий для своевременной и правильной приемки по качеству продавцу следует
обеспечить:
- соблюдение правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
- четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат соответствия, спецификация), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных фактическому качеству поставляемой продукции;
- своевременную отсылку покупателю (грузополучателю)документов, удостоверяющих качество товара;
- соблюдение правил сдачи, погрузки и крепления грузов.
Приемка-сдача товара — раздел договора купли-продажи, в котором описывается порядок сдачи-приемки товара: а) вид сдачи-приемки (предварительный и окончательный); б) срок сдачи-приемки (по количеству и качеству); в) место фактической сдачи-приемки; г) способ приемки по качеству; д) метод определения количества и качества фактически поставленного товара; е) кто осуществляет сдачу-приемку товара.
Слайд 8Приемка — проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его
характеристике и техническим условиям, указанным и договоре купли-продажи. Содержание статьи
контракта (договора) о приемке товара по качеству и количеству зависит в первую очередь от базисного условия поставки, принятого сторонами, а также от характера самого товара.
Базисное условие поставки обусловливает место приемки. Так, если стороны выбрали условие EXW (термин из справочника «Инкотермс»), то местом приемки товара будет территория завода. При условии FAS место приемки — пристань вдоль борта судна, где по данному условию должен складировать товар продавец. Таким образом, поставляемый товар принимается по качеству и количеству в тот момент и в том месте, когда и где происходит переход права собственности на товар и риска его случайной гибели или его повреждения с продавца на покупателя. Характер товара определяет содержание действий по проверке его качества и количества.
Если товаром является сложное оборудование, станки, машины, приемка его по качеству предполагает не только внешний осмотр, но и проверку хотя бы части товара в работе. В этом случае покупателю должно быть предоставлено право заявить рекламации по качеству в течение достаточно длительного срока — 6-12 месяцев.
Если товарами являются продукты, питания, приемка по качеству заключается, главным образом,в осмотре и экспертизе, а также в проверке документов, удостоверяющих качество, дату производства, срок годности и т. п.
Слайд 9Приемка товара по качеству может осуществляться двумя способами: на основе
документа, подтверждающего соответствие качества поставленного товара условиям контракта, и путем
проверки качества в месте приемки. Проверка количества и качества может проводиться выборочно или всего поставленного товара.
При использовании первого метода в контракте устанавливается доля в процентах от всей партии товара, подлежащая проверке. В контракте следует обязательно оговорить, кем производится сдача-приемка товара. В контракте купли-продажи может быть сделана оговорка о том, что с согласия импортера экспортер имеет право поставить товар без проверки качества.
Пример. «Проданный по настоящему контракту товар будет считаться сданным Продавцом и принятым Покупателем окончательно:
По весу брутто и количеству мест согласно коносаменту (либо грузовой накладной воздушного сообщения, либо товарно-транспортной накладной автомобильного сообщения, либо железнодорожной накладной, либо почтовой квитанции).
По весу нетто и другим специфицированным единицам согласно отгрузочной спецификации (либо весовому сертификату, либо упаковочному листу).
По качеству согласно сертификату о качестве завода-изготовителя или гарантийному письму Продавца.
Местом приемки-сдачи товара считается порт отгрузки - Санкт-Петербург».
Слайд 10Правила приемки отдельных видов продукции устанавливаются в нормативном документе —
стандарте технических условиях на продукцию, в одноименном разделе. Правила включают
порядок контроля продукции, порядок и условия предъявления и приемки продукции органами технического контроля предприятия-изготовителя и потребителем (заказчиком), размер предъявляемых партий, необходимость и время выдержки продукции до начала приемки, перечень сопроводительной предъявительской документации, а также порядок оформления результатов приемки.
В зависимости от характера продукции устанавливают программы испытаний (например, приемо-сдаточных, периодических, типовых, на надежность), а также указывают порядок использования (хранения) продукции, прошедшей испытания, необходимость отбора и хранения, образцов для повторного (дополнительного) испытания и т. п.
Для каждой категории испытаний устанавливают периодичность их проведения, количество контролируемых образцов, перечень контролируемых параметров, норм, требований и характеристик продукции и последовательность, в которой осуществляется контроль.
Слайд 11При выборочном, или статистическом, контроле качества указывают план контроля (объем
контролируемой партии, объем выборок для штучной или проб для нештучной
продукции, контрольные нормативы и решающие правила). В разделе оговаривают правила и условия приемки, порядок и условия браковки продукции и возобновления Приемки после анализа выявленных дефектов и их устранения. В разделе оговариваются порядок и условия окончательной браковки продукции. Там же при необходимости устанавливается порядок и место простановки клейм, штампов, пломб, подтверждающих приемку продукции органами контроля.
Соглашение о качестве товаров
Статья «Качество товара» обязательно присутствует в каждом контракте купли-продажи. В этой статье стороны устанавливают качественные характеристики товара, то есть совокупность свойств, определяющих его пригодность для использования по назначению. Стороны должны стремиться к тому, чтобы дать наиболее полную качественную характеристику предмета сделки.В международной практике чаще всего используются следующие способы определения качества в контрактах: по стандартам, по техническим условиям (описанию), по образцам и другие.
По стандартам - стороны могут выбрать и зафиксировать в контракте как национальный стандарт продавца, так и международный стандарт, а в некоторых случаях и стандарт фирмы-покупателя (применяется относительно редко).
По техническим, условиям (описанию) продаются и покупаются главным образом машины и оборудование, а также другие товары, на которые отсутствуют стандарты или к которым предъявляются специальные требования по качеству. В этом случае к договору прилагается спецификация, определяющая основные качественные параметры.
Слайд 12По образцу - продавец представляет покупателю образцы товара, последний их
утверждает, после чего они становятся эталоном. Такой способ установления качества
часто используется в торговле потребительскими товарами, а также при заключении сделок на выставках и ярмарках.
По описанию - способ используются при закупке цитрусовых, овощей, художественно-декоративных изделий. В договоре i Или в приложении к нему приводят подробное описание товара.
По выходу готовой продукции - способ применяется для Некоторых видов промышленного сырья, технических культу р.и Иногда полуфабрикатов, которые предназначаются для промышленной переработки в стране-покупателе. В договоре предусматривается, что после проведения переработки в установленном технологическом режиме из единицы сырья должно получиться определенное количество готовой продукции соответствующего качества.
По содержанию отдельных веществ в товаре - способ применяется главным образом для определения качества металлов, руд, химических товаров, удобрений, многих пищевых продуктов. При этом способе купли-продажи продавец выдает покупателю сертификат анализа по качеству, проведенного при отправке товара. Покупатель имеет право проверить фактическое качество в пункте выгрузки товара, для чего отбираются образцы и проводится лабораторный анализ.
«Такой, какой есть» или «такой, как будет» (telle quelie) - купля-продажа на таких условиях обязывает покупателя принять товар любого качества, если его наименование соответствует наименованию, указанному в договоре. В этом случае покупатель не может предъявить продавцу претензию по качеству поставленного товара. Однако продавец обязан отгрузить доброкачественный товар, который по своему состоянию не может прийти в негодность во время транспортировки его в нормальных условиях к установленном)'' месту. На таких условиях обычно продаются цитрусовые, сахарный тростник, зерновые и другие товары до сбора урожая -- «на корню».
Слайд 13«Осмотрено-одобрено» - сделка считается состоявшейся в том случае, если покупатель
после предварительного осмотра согласился принять продаваемый товар. Примером купли-продажи на
таких условиях является продажа со складов и на аукционах.
Продажа с гарантией - продавец ручается, что проданный товар обладает определенными качественными показателями. Гарантии могут устанавливаться не только по отдельным показателям качества, но и на определенные гарантийные сроки, в пределах которых продавец гарантирует доброкачественность поставляемого товара. Гарантийные сроки - это не сроки службы товара, а время, в течение которого покупатель может проверить качество товара при эксплуатации и предъявить свои претензии продавцу. Если в период гарантийного срока будут проявляться недостатки, то продавец несет ответственность, предусмотренную договором. Поставщик освобождается от ответственности в тех случаях, если он докажет, что недостатки возникли в результате нарушения покупателем правил монтажа, эксплуатации или хранения продукции. Так продаются изделия машиностроительной промышленности и некоторые товары народного потребления.
5. Количество товаров
Масса брутто
- масса упаковки и продукции в ней. Упаковка может быть как внутренней (неотделимой от товара до его потребления), так и внешней - ящики, мешки, бочки и т.д. Это определение используется в таможенном деле (масса брутто -общая масса декларируемых товаров со всеми видами упаковочных материалов и упаковочных контейнеров, обеспечивающих их сохранность в процессе хранения и транспортировки).
Масса нетто — масса продукции в единице упаковки. При исчислении таможенной пошлины в ряде стран, в том числе в России, в массу нетто включается масса упаковки расфасованных товаров, неотделимой от товара до его потребления (коробок спичек, пачка сигарет, коробка конфет).
Слайд 15Единицы измерения количества товара в договоре купли-продажи
Количество товара представляет самостоятельный
раздел договора купли-продажи. При определении количества товара стороны должны согласовать:
единицы измерения количества, систему мер и весов, порядок установления количества. Количество товара указывается в характерных для него единицах измерения: мерах массы, объема, длины, площади, в штуках, в условных единицах, комплектах. Оно может быть установлено также в денежном выражении. Выбор единиц измерения зависит от характера самого товара и сложившейся практики международной торговли.
Так, например, для химических товаров, зерновых, угля, руд Металлов это меры массы. В торговле лесоматериалами употребляются меры длины и объема (м3); нефтепродуктами - как Меры массы (тонны), так и объема (баррель); хлопком - массы, но размер товарных поставок может выражаться количеством кип определенной средней массы.
В торговле некоторыми другими товарами (ртуть, спички кофе) единицей измерения служит количество, находящееся в определенной упаковке - бутыли, коробке, мешке. Количество некоторых товаров определяется в пересчете на условные единицы - консервы в условных банках, ряд химических товаров - й пересчете на 100 % основного вещества (например удобрения) Количество машин, оборудования, товаров длительного пользования и других готовых изделий устанавливается в штуках.
Слайд 16
Количество товара может быть определено либо фиксированной цифрой, либо в
установленных пределах. При поставках сырьевых и продовольственных товаров насыпью, навалом
или наливом, обозначение количества обычно дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактически поставляемого экспортером количества товара от количества, оговоренного в контракте. Эта оговорка называется "около" или опционом и иногда базируется на торговых обычаях. Так, на зерно она составляет (+5 %), на кофе - (+3 %), на каучук - (-2,5 %), на лес - (+10 %). Опцион чаще всего применяется при морских перевозках грузов и, как правило, не превышает 10 %. Поставка товаров по контракту в пределах опциона оплачивается покупателем по фактическому количеству и не является нарушением контракта.
В договоре оговаривается также способ определения количества товара, фактически поставленного экспортером и подлежащее оплате импортером. Если количество выражено в массовых или объемных единицах, то существуют два способа - по отгруженной или по выгруженной массе. Отгруженная масса или количество устанавливаются в пункте отправления и указываются перевозчиком в соответствующем транспортном документе. Эти данные признаются окончательными и определяют сумму платежа. Выгруженная масса или количество устанавливаются в оговорен шагом пункте назначения путем перевешивания присяжными весовщиками и фиксируются в выдаваемых ими отвесах (весовых сертификатах).
Слайд 17
Выделяется категория товаров, количество которых может изменяться в зависимости от
влажности и температуры среды. В их числе - зерно, сахар,
соль, спирт, волокна шерсти, хлопок, древесина, нефтепродукты и прочие. Стандартами или техническими условиями количество таких продуктов устанавливается с учетом определенных показателей влажности и температуры. Если при определении количества товара его фактическая влажность была выше кондиционной влажности, установленной Стандартами, то для определения кондиционного количества товара применяется соответствующая поправка. Если методика определения количества товара стандартизирована, то в договоре указывается номер стандарта, которым следует руководствоваться при определении количества товара.
Если на количество товара влияют факторы внешней среднем, то в договоре оговариваются нормы допускаемой влажности товара, а также температура и влажность окружающей среды, ;при которых должно проводиться определение.
Слайд 18Указание количества товара при его таможенном оформлении
Основной единицей измерения для
всех товаров, включенных в ТН ВЭД России, является килограмм. Если
для данного товара предусмотрена дополнительная единица измерения, ее код проставляется в графе 31 ГТД.
Товары, измеряемые в экономических единицах. Наибольшее количество видов товаров измеряется поштучно:
живые животные;
живые деревья и другие растения, луковицы, корни и прочие аналогичные части растений, срезанные цветы;
капсюли, запалы, электродетонаторы, фейерверки, ракеты и прочие пиротехнические изделия;
пленки для моментальной фотографии и длиной не более 30м;
шины пневматические резиновые;
прочие.
Перечень других товаров, измеряемых в экономических
единицах, включает:
сто штук - зубы искусственные;
тысяча штук - яйца птиц в скорлупе, сигары, сигариллы,
сигареты, лезвия для безопасных бритв, патроны, гильзы;
- пары - перчатки, чулочно-носочные изделия, заготовка
верха обуви, педали, лыжи, коньки. Товары, измеряемые в единицах массы. В граммах измеряются:
гормоны природные или синтезированные, их производные и стероиды, используемые в качестве гормонов;
алкалоиды опия, их производные, соли этих соединений,
кокаин и его соли;
жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, искусственные или реконструированные; крошка и порошок из драгоценных и полудрагоценных камней; драгоценные металлы, изделия из жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней; монеты из драгоценных металлов.
Слайд 19В граммах делящихся изотопов измеряются:
уран, обогащенный ураном-235 и его соединения;
плутоний
и его соединения;
продукты, содержащие эти вещества;
обработанные тепловыделяющие элементы ядерных реакторов.
В
каратах:
алмазы, крошка и порошок из алмазов;
обработанные драгоценные и полудрагоценные камни
(натуральные).
В килограммах химического вещества:
- уран природный; продукты, содержащие природный уран
или соединения природного урана;
элементы радиоактивные, изотопы и соединения, содержащие эти вещества;
удобрения;
прочие химические товары.
В килограммах сухого на 90 % вещества:
- масса из древесины или других волокнистых целлюлозных материалов.
Примеры товаров, измеряемые в единицах длины, площади и объема, приведены в табл. 1.6.
Слайд 21Электорэнергия измеряется в тысячах кВт/ч.
Единицы измерения, указанные в контракте и
платежных документах на товар, могут устанавливаться по соглашению сторон, однако
в грузовой таможенной декларации эти единицы должны быть выражены в килограммах нетто и брутто и, если требуется, в дополнительных единицах.
6. Средства товарной информации
Товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности.
В условиях интенсивного развития международной торговли товарная информация является важным фактором обеспечения качества и безопасности товаров. Право потребителей на полную и достоверную информацию о товаре впервые в нашей стране было установлено Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Предоставление недостоверной информации о товаре (услуге, работе) является информационной фальсификацией, вводит потребителей в заблуждение и поэтому преследуется законом.
Виды и формы товарной информации Виды
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая товарная информация, коммерческая и потребительская.
Основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся наименование товара, сорт, масса нетто, наименование предприятия - изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малопонятные потребителю. Это - данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров (стандарты, сертификаты), классификационных кодах (по ОКП, ТН ВЭД России).
Типичным примером коммерческой информации является штриховой код.
Слайд 22Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные в основном
для потребителей с целью создания у них потребительских предпочтений, показывающие
выгоды вследствие применения конкретного товара. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями. Формы.
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.
К недостаткам словесной информации относится громоздкость: для её размещения требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для восприятия такой информации необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может и не хочет тратить много времени на её осмысление.
Цифровая информация применяется для дополнения словесной (порядковые номера продукции, предприятия, масса, объем, длина, даты, сроки).
Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость, единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь специалистам и непонятна потребителям.
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений товара или репродукции с картин, фотографий, открыток.
Достоинствами изобразительной информации являются наглядность, доступность восприятия, эстетичность, эмоциональность. Вместе с тем, возможности этой формы по достаточной информации о товаре ограничены, поэтому она лишь дополняет словесную или цифровую информацию.
Символическая информация - это сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).
Слайд 23Достоинствами этой информации являются лаконичность, однозначность, однако восприятие символов требует
определенной профессиональной подготовки для расшифровки информации. Основные требования к товарной
информации предъявляют следующие основные требования: доступность, достаточность, достоверность.
Эти требования можно обозначить как «Три Д».
Первое «Д» - достоверность - предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации. Недостоверность информации является информационной фальсификацией.
Второе «Д» - доступность - связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Третья «Д» - достаточность - трактуется как рациональная информационная насыщенность, т.е. должна исключаться как неполная, так и излишняя информация. Неполная информация, например, не указан срок годности молочного продукта, может привести к нанесению ущерба здоровья потребителя. Избыток информации - это бесполезные сведения о товаре, они могут вызвать раздражение потребителя и побудить отказаться от покупки.
Слайд 24Средства товарной информации
Средствами товарной информации являются: маркировка, технические документы; нормативные
документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. Далее
подробнее будут рассмотрены виды маркировки и ее значение в международной торговле.
6.2. Маркировка товаров
Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для идентификации товара, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Структура маркировки может включать три элемента: текст (может занимать 50-100 % от площади маркировки); рисунок (0-50 %); информационные знаки (0-30 %).
Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная. Принято также различать товарную, отправительскую, транспортную и специальную маркировку.
Товарная маркировка обычно наносится на товар или на его потребительскую либо производственную упаковку. Разновидностями товарной маркировки являются производственная вносится изготовителем товара) и торговая (наносится продавцом: ценники, товарные и кассовые чеки).
Слайд 25Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки,
контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетка - любая красочная или
описательная характеристика товара, нанесенная на товар или упаковку типографским или иным способом (в виде трафарета, штампа, рельефа на единице упаковки). Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее полную информацию о товаре.
Кольеретка - разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Основное назначение - эстетическое оформление напитков. Может быть указано наименование напитка, изготовитель, год изготовления. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.
Вкладыш - разновидность этикеток, вкладываемых в потребительскую упаковку, например, в упаковку косметических товаров. Вкладыш может содержать краткую характеристику потребительских свойств товаров (в первую очередь, функционального назначения) или рекламную информацию.
Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Они могут быть изготовлены из различных материалов - кожи, дерева, пластмассы, бумаги и содержат краткую информацию о товаре и производителе (фирменные и товарные знаки, наименование товара, адрес производителя и др.).
Слайд 26Упаковочный ярлык - применяется для маркировки группы изделий, упакованных в
потребительскую тару, п/э мешок, бумагу или связанных в пачку без
упаковки. Реквизиты упаковочного ярлыка: товарный знак предприятия - изготовителя; наименование и местонахождение предприятия - изготовителя; наименование изделия; артикул изделия и № по прейскуранту; номер модели; обозначение стандарта или ТУ на изделие; размеры; сорт; количество изделий в упаковке; цвет, номер Упаковщика.
Контрольная лента - это носитель краткой дублирующей информации, выполняемой на небольшой текстильной ленте и Предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Чаще при. меняется для одежно-обувных товаров.
Реквизитами контрольной ленты являются: товарный знак предприятия-изготовителя; состав сырья; символы по уходу за изделием; размеры изделия). Расположение лент нормируется стандартом, например, для одежды - это левый боковой шов, для сорочек верхних - середина стойки воротника и т.д.
Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары с помощью специальных приспособлений: несмываемой краской (ткань, кожа): выжигание электроклейма; выдавливание штампов (рельефная маркировка); вдавливание пластмассовых цифр, букв в товар (автомобили, товары сложно-технического назначения).
Слайд 27В настоящее время требования к производственной маркировке регламентируются информационно-потребительскими стандартами.
Всего разработано четыре таких стандарта: ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты.
Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителей».
В соответствии с указанными стандартами производственная маркировка должна содержать следующую информацию:
- наименование товара, которое должно быть понятно потребителю, конкретно и достоверно характеризовать товар, его отличительные признаки, (например, пищевой продукт «сухой», «молотый», «стерилизованный», «восстановленный», «генетически модифицированный»);
наименование и местонахождение изготовителя, включая страну, юридический адрес, при необходимости организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей;
товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в установленном порядке;
-количественные характеристики товаров (массу нетто, или объем, или количество, или размер);
- назначение и условия для применения (для отдельных пищевых продуктов: для детского или диетического питания биологически активных добавок, парфюмерно-косметических товаров и т. п.); срок годности или хранения (для пищевых продуктов и отдельных видов парфюмерно-косметических товаров);
дата изготовления и дата упаковывания (для отдельных групп и видов товаров);
обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован товар;
Слайд 28информация о подтверждении соответствия в форме знака соответствия или знака
обращения на рынке;
противопоказания или ограничения (для
отдельных групп и видов пищевых продуктов, парфюмерно-косметических товаров, а также для всех табачных изделий).
Кроме того, требования к производственной маркировке регламентируются соответствующими стандартами на конкретные группы и виды продовольственных и непродовольственных товаров.
Идентификационная маркировка препятствует хищениям и усложняет продажу краденого имущества. Она выполняет следующие функции:
предупредительная - информационное воздействие на похитителя с целью остановить его и предотвратить хищение;
превентивная (опережающая мера) предотвращение купли-продажи краденного, что делает бесперспективным хищение маркированных ценностей;
идентификационная - позволяет владельцу легко опознать
собственность и доказать на неё своё право, если кража произошла.
Идентификационная метка с идентификационным номером для защиты от краж выполнена в виде перфорации. Через перфорационные отверстия наносится специальная жидкость, глубоко проникающая в структуру материала. Жидкость содержит пигмент, что делает номер хорошо видимым, даже если сама Метка удалена. Нанесенный номер читается только в ультрафиолетовых лучах. Удалить номер можно только путем значительного повреждения поверхности
Слайд 29 Примером идентификационной маркировки является
идентификационный номер транспортного средства VIN (Vehicle Identification Number), структура которого
приведена в табл. 1.7.
Номер VIN - семнадцатизначная комбинация цифровых и буквенных обозначений, являющаяся обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого транспортного средства в течение 30 лет.
В состав VIN входят 3 самостоятельные части:
Слайд 30Мировой идентификационный код изготовителя (WMI- World Manufactured Identification). В соответствии
с ИСО 3780 первый и второй знаки закрепляет за страной
и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством ИСО. Для машин ВАЗ
закреплены знаки XT. 3-й знак российским изготовителям присваивает центральный научно исследовательский автомобильный и автомоторный институт (Для ВАЗ - А).
Описательная часть - это шестизначный мировой индекс изделия (VDS - Vehicle Description Section). Значение знаков Vehicle DS, описывающих свойства автомобиля, присваивает изготовитель (например, 211000 - индекс модели ВАЗ 2110).
Указательная часть VIS (Vehicle Identification Section) восьмизначный номер изделия. Если изготовитель желательно включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помешать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода на вторую.
В табл. 1.8 наглядно показана структура VIN автомобиля LADA KALINA, имеющего идентификационный номер: ТАШ83060027928.
Слайд 31Продолжение таблицы
Информационные знаки - условные обозначения, предназначенные для идентификации
отдельных или совокупных характеристик товара. Особенностями информационных знаков являются краткость
изображения, выразительность и наглядность небольшая площадь размещения, высокая информационная емкость, но меньшая доступность информации. Далее будет рассмотрена характеристика основных видов информационных знаков.
Слайд 32Товарные знаки
Товарные знаки. (ТЗ) - обозначения, позволяющие отличать соответственно товары
и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг
других юридических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Правовые нормы и правила в отношении товарных знаков регламентируются КоАП РФ. В нем указывается, что правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации в установленном порядке.
Если торговый знак официально зарегистрирован в Патентном ведомстве в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, то рядом с ним указывается знак ®. Такой ТЗ - объект интеллектуальной собственности. В мировой практике используется также символы ТМ (Trade Mark) и SM (Service Мark).
Слайд 33Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным, названием
или марочным знаком(эмблемой). Товарные знаки выступают в роли своеобразных указателей,
помогающих потребителям выбирать те или иные товары. Товарный знак является лицом фирмы, способствует ее узнаваемости. Право на товарный знак охраняется законом. Законом определено, что использование товарного знака или сходного с ним обозначения, противоречащие положениям ст. 4 закона, влечет за собой гражданскую, административную либо уголовную ответственность. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, срок действия регистрации товарного знака может быть продлен в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
Использование товарного знака - это не только право, но и обязанность владельца товарного знака. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Слайд 34Российское законодательство обеспечивает защиту прав владельца товарного знака следующими способами.
Владелец товарного знака вправе потребовать: прекратить дальнейшее незаконное использование прав
на товарный знак; удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак; опубликовать судебное решение в целях восстановления своей деловой репутации; официально признать свои права на товарный знак.
В Европе право интеллектуальной собственности существует уже около века, однако оно все еще несовершенно. Существует противоречие между принципом свободного движения товаров и национальными законодательствами о интеллектуальной собственности. Суду ЕС с помощью принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности удалось несколько сгладить существующее противоречие. В качестве способа полного устранения противоречия Суд ЕС предлагает принятие мер по гармонизации национальных законодательств об интеллектуальной собственности стран-членов ЕС.
Россия стремится стать полноправным членом экономического сообщества на европейском и мировом уровне. Для достижения этой цели ей необходимо, среди прочего, пересмотреть законодательство, относящееся к интеллектуальной собственности. Законодательное закрепление недвусмысленной формулировки принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности могло бы стать одним из практических шагов в этом направлении. Например, в отношении товарных знаков, на основании анализа соответствующих положений законодательства принцип исчерпания мог бы быть сформулирован следующим образом: "Если товары с зарегистрированным товарным знаком введены в хозяйственный оборот самим владельцем товарного знака или с его согласия на территории РФ, то допускается их дальнейшее распространение без согласия
владельца".
Слайд 35Таможенные органы контролируют товары, обладающие признаками контрафактных. В соответствии с
Таможенным кодексом РФ, Положением о защите прав интеллектуальной собственности, утвержденным
приказом ГТК России от 27.10.2003 №1199, (зарегистрирован Минюстом РФ 18.12.2003 г. №534), в таможенных органах имеется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В случае выявления при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с порядком, установленным статьями 393-400 Таможенного кодекса РФ.
Знаки наименования мест происхождения товара
Наименование мест происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
Слайд 36К знакам наименования мест происхождения товара относятся: знаки наименования населенного
пункта, местности, исторического названия географического объекта. Примерами знаков наименования мест
происхождения могут быть знаки «Made in Russia, «Made in USA». Национальный знак может иметь символику с изображением национального флага.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления». Например, масло Вологодское (до революции — парижское), сыры Ярославский, Костромской, Пошехонский производятся не только в областях, название которых совпадает с наименованием товара, а во многих регионах России, поэтому их наименование свидетельствует не о месте происхождения, а об ассортиментной принадлежности.
Знаки соответствия
Знак
соответствия - обозначение, информирующее приобретателей о соответствии объектов сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (Рис. 1.7, б).
Продукция, прошедшая процедуру подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в форме обязательной сертификации или декларирования, маркируется знаком обращения на рынке (Рис. 1.1).
Рис. 1.7. Европейский и российский знаки соответствия: а - директиве ЕС; б - национальным стандартам России
В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Национальный знак соответствия - знак, подтверждавший соответствие требованиям национальных стандартов транснациональные знаки соответствия - знаки, подтверждающие соответствие требованиям региональных стандартов. Они применяются в странах определенного региона на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов сертификации. Примерами транснациональных знаков соответствия могут служить знак CEN, учрежденный Европейским комитетом по стандартизации (CEN), и знак CENELEC, учрежденный Европейской электротехнической комиссией (CENELEC).
Слайд 38Во многих странах также применяются национальные знаки соответствия (Рис. 1.8.).
Например, в Германии национальным знаком соответствия стандартам является знак DIN.
Рис. 1.8. Зарубежные национальные знаки соответствия:
1 - Германия; 2 - Франция; 3 - Великобритания; 4 — Польша;
5 - Южная Корея
В странах ЕС применяется транснациональный европейский знак соответствия, подтверждающий соответствие продукции предписаниям европейских директив (Рис. 1.7, а). Данный знак означает, что продукция соответствует существующим требованиям (в основном, безопасности и экологичности), производитель провел необходимые действия по оценке соответствия, и продукция может быть размещена на рынке без ограничения. Знак не может присваиваться, если подтверждение соответствия производится по требованиям национальных или международных стандартов. Знак не применяется и для Продукции, не являющейся объектом европейского законодательства.
Слайд 39 Размерные знаки
Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных
физических величин, определяющих количественную характеристику товара. Размерные знаки в виде
номера или графических изображений применяют для одежды и чулочно-носочных изделий.
Эксплуатационные знаки
Эксплуатационные знаки - знаки, информирующие потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа, и наладки потребительских товаров. Например, перечень символов по уходу за текстильными изделиями, представленный в международном стандарте ИСО 3758, позволяет без особых усилий определить смысл условных знаков: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья и т.д. Вышеуказанный стандарт принят в России в качестве национального стандарта и используется всеми производителями текстильных изделий. К эксплуатационным знакам можно отнести знаки управления на сложно-технических товарах (компьютеры, электробытовые приборы, аудио- видеотехника, фото! и кинокамеры) и в эксплуатационных документах, прилагаемых к этим товарам.
Слайд 40Манипуляционные знаки
Манипуляционные знаки - знаки, предназначенные для информации о способах
обращения с товарами. В основном манипуляционные знаки наносятся на транспортную
упаковку и указывают способы обращения с грузами. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ Р 51474-99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами». Некоторые наиболее распространенные манипуляционные знаки показаны на рис. 1.9.
Рис. 1.9. Манипуляционные знаки:
1- «Хрупкое. Осторожно»-;2- «Беречь от нагрева»; 3 «Беречь
от влаги»; 4 - «Ограничение температуры»; 5 - правильное
положение груза - «Верх»; 6 - упаковку открывать только в
указанном месте «Открывать здесь»
Слайд 41Экологические знаки
Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей
среды и обеспечение безопасности человека. Пути решения проблемы многообразны, одна
из них - информирование потребителей с помощью экологических знаков.
Группу экологических знаков подразделяют на три подгруппы:
- знаки, информирующие об экологической чистоте товара
или безопасности для окружающей среды;
знаки, информирующие об экологически чистых способах
производства или утилизации товаров или упаковки;
знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Экознаки первой подгруппы информируют о безопасности продукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. К этой подгруппе относятся такие экознаки, как «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел», принятый в Германии, «Экологический выбор» (Канада). Экознак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что данное изделие в наименьшей степени загрязняет и разрушает окружающую среду (Рис.).
Слайд 42Экознаки второй подгруппы предназначены для информации о способах, предотвращающих загрязнение
окружающей среды. Это могут быть указания на то, что данные
товары или упаковка получены из вторичного сырья. К ним относится американский знак «ресайклинг». Им обозначают товары или упаковку, изготовленные из вторичного сырья (например, из полимеров), а также поддающиеся повторному использованию.
Экознаки этой подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой, сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники.
Одним из наиболее распространенных экознаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является немецкий знак «Зеленая точка» («Der grime Punkt») (Рис. 10, а), впервые получивший распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую распространяется гарантия возврата и вторичной переработки. В настоящее время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического немецкий знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет единого национального экологического знака.
Слайд 43Ко второй подгруппе экознаков относится и знак, помещаемый на изделиях
и упаковке из полимерных материалов, которые не причиняют значительного ущерба
природе при их утилизации. Экознаки третьей подгруппы характеризуют опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности. Например, в Финляндии были приняты в 1991 г. правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальным знаком. Основные подходы к экологической маркировке были разработаны Советом ЕС в 1992 г., что способствовало разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. Назначением экологической маркировки является обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого
продукта.
Решение о присвоении экологической этикетки принимают компетентные органы стран-членов ЕС, которые предварительно проводят оценку экологичности изделия-кандидата.
Слайд 44Отдельные российские изготовители так же. как и европейские, начали маркировать
свою продукцию знаком «Зеленая точка». Однако при отсутствии отлаженной системы
вторичного использования и утилизации наличие этого знака на упаковке не обязывает специализированные организации принимать и перерабатывать упаковочные материалы со знаком «Зеленая точка».
Основные принципы создания и применения экомаркировки содержатся в международных стандартах ИСО серии 14000, которые, несмотря на дискуссионность их некоторых положений, все же получили довольно широкое признание в мире. Российскими аналогами этих стандартов в области эко-маркировки в настоящее время являются:
ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»;
ГОСТ РИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления. Экологическая маркировка типа II»;
ГОСТ Р ИСО 14024-2000 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры».
Слайд 45Примерами добровольной сертификации по экологическим требованиям в России могут служить
Система добровольной сертификации систем управления окружающей средой, разработанная ВНИИС, Региональная
система добровольной экологической сертификации «Экосоответствие», созданная Нижегородским ЦСМ, и др.
Рис. 1.10. Экологические знаки:
а - «Зеленая точка» (Германия); б -«Голубой ангел» (Германия);
в – знак экомаркировки ЕС; г - «Белый лебедь» (Швеция); д - экознак Японии; е - материалы для повторной переработки (США); ж - знаки, призывающие беречь окружающую среду; з -выполнение требований по сохранению озонового слоя Земли; и - «Берегите леса и зеленые насаждения»; к - «Исследования на пригодность пищевых продуктов»; м - «Продукция не тестируется на животных».
Слайд 46Предупредительные знаки
Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя
и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения
об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Предупредительные знаки подразделяют на два вида:
предупреждающие об опасности;
предупреждающие о действиях по безопасному использованию.
На рис. 1.11. представлены некоторые виды предупредительных знаков.
. 1.11. Предупредительные знаки:
1- «едкое»; 2- «легко воспламеняется»; 3 - «чрезвычайно
воспламеняющийся»; 4 — «взрывоопасно»; 5 - «окислитель»;
6 - «ядовито»; 7 - «очень ядовито»; 8 - «раздражитель»;
9- «вредно»
Слайд 47В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных
веществ и материалов, разработанными органами ООН и Международной организации труда
(МОТ), каждому виду предупредительных знаков свойственен определенный символ, состоящий из литеры «R» — для знаков, предупреждающих об опасности, или «S» — для знаков, Предупредительные знаки дополняются символическим изображением опасности. Выпуск и реализация опасных товаров без соответствующей маркировки запрещаются.
товарам относят: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибитизирующее воздействия, влияющие на репродуктивную функцию.
Из потребительских товаров наибольшее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии. Для них предупредительная маркировка обязательна.
Транспортная маркировка опасных грузов. В соответствии с действующим законодательством грузы должны быть подготовлены таким образом, чтобы обеспечить их сохранность и безопасность при хранении и транспортировании. Маркировка опасных грузов в России должна соответствовать ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и включать следующую информацию:
наименование опасного вещества, включая торговую марку и общепризнанные синонимы:
серийный номер ООН и классификационный шифр веществ;
символы опасности;
сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости от степени опасности:
Слайд 48«ОПАСНО!» — для привлечения внимания к большей степени риска, характеризуемой
высокой вероятностью смерти или тяжелых повреждений;
«ОСТОРОЖНО!» — для привлечения внимания
к средней степени риска и потенциальной угрозе нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.
Символы опасности должны сопровождаться надписями, характеризующими вид опасности. Они выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.
Компонентные знаки
Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых компонентах в тех или иных товарах. Наиболее часто на продуктах встречаются компонентные знаки, формирующие о применяемых пищевых добавках. Они обозначаются буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом- Е - компонентные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, добавка E-4G4, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, называется гидро-оксипропилметилцеллюлоза, непонятна потребителю и даже может напугать.
Система обозначения пищевых добавок апробирована в странах Европейского сообщества и в настоящее время является Международной цифровой системой кодирования пищевых добавок - INS (International Numbering System). Система утверждена комиссией Codex Aiimentarius. Согласно данной системе пищевые добавки разделены на классы в зависимости от технологических функций:
Е 100 - Е 182 - красители;
Е 200 и далее - консерванты;
Е 300 и далее - антиокислители;
Е 400 и далее - стабилизаторы и т.д., до Е 1000.
Слайд 49Перечень разрешенных в России пищевых добавок и их предельно допустимые
концентрации регламентируются Сан-ПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов». Известно около 2500 наименований пищевых добавок. В России Роспотребнадзором разрешены к применению около 500.
На некоторых непродовольственных товарах (лакокрасочные товары, моющие средства) также указываются в маркировке компонентные знаки. Например, МА-11 - означает, что краска масляная (МА), для наружных работ, 1 - на натуральной олифе; а МА-15 тоже масляная краска для наружных работ, но на комбинированной олифе (5). Слово «Био»или буквы F либо Р с названием моющего средства указывают на то, что в него введены энзимы, улучшающие удаление с любой поверхности белковых загрязнений.
Слайд 50 Штриховой код
В настоящее время штриховой код наносится на 99
% продукции, выпускаемой различными фирмами.
Штриховое кодирование является современным методом кодирования
товаров и широко применяется в операциях транспортирования, продажи, идентификации, обмена данными. Штриховое кодирование было разработано с целью автоматизированного учета движения товаров во внутренней и внешней торговле, оно является важным условием информационного обеспечения деятельности торговых организаций.
Сущность штрихового кодирования - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на компьютер.
В 1960-е гг. штриховой код был внедрен на железнодорожном транспорте США для идентификации железнодорожных вагонов. В 1974 г. в США был образован американский Совет по Единому коду (UCC), который до настоящего времени присваивает штриховые коды UPC-12 (UPC-A) американским товарам. В 1977 г. в Европе была создана Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International (European Article Numbering), которая разработала систему кодирования, ставшую международным стандартом.
В настоящее время EAN и UCC объединились в глобальную международную систему товарных номеров, которая обозначается как GS1. Глобальная система товарной нумерации - это ведущая международная организация, занимающаяся разработкой и внедрением Глобальных стандартов и решений, направленных на повышение эффективности и прозрачности цепей поставок во всем мире и во всех отраслях. GS1 объединяет 101 национальную организацию из 103 стран мира.
Слайд 51
Каждому объекту торговли или совокупности продаваемых изделий присваивается глобальный уникальный
номер GTIN (Global Trade Item Number) - это 14-разрядный международный
номер товара, используемый в электронных каталогах и информационных системах. В него помещаются более короткие номера (UCC-12 и EAN-13). GTIN не содержит никакой информации о товаре это только номер идентификации. Штриховой код EAN-13 нужно отличать от международного товарного номера. Штриховой код представляет графическое изображение международного номера товара EAN/UCC-13 (GTIN) в виде, пригодном для автоматического считывания. Система штрихового кодирования по своему статусу является добровольной.
В России национальной организацией товарной нумерации - членом EAN International - является Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/ GS1 Россия» и выдает идентификационные номера своим членам (более 6500 предприятий).
Структура штриховых кодов EAN-13 и др. В штриховом коде чередуются темные (штрихи) и светлые (пробелы) полосы разной ширины. За единицу ширины принимается модуль — самый узкий штрих или пробел (ширина — 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов — от одного до четырех модулей.
Информацию о коде несут также ширина штрихов, пробелов и их сочетание.
Слайд 52Для кодов EAN и UPC размер этих символов определяется как
процент от номинального размера. Номинальный размер символа EAN-13 от первого
до последнего штриха - 31,35 мм. Вокруг кода должно быть пустое пространство, так что номинальная ширина составляет 37,29 мм. Погрешность при печати не должна превышать 0,101 мм.
Вначале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).
Штриховой код товара EAN-13 имеет следующую структуру (слева направо):
первые 2-3 цифры - это код (префикс) национальной организации-члена EAN International (для России -460-469). По префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано предприятие; первые 7-9 цифр, включая префикс, - это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;
следующая группа 3-5 цифр - это порядковый номер продукции внутри предприятия;
последняя 13-я цифра - контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати и предназначено для проверки правильности считывания кода сканирующим устройством.
EAN-8 используется для маркировки товаров небольшого размера и отличается сокращенной информацией (отсутствует регистрационный номер предприятия) и меньшими размерами (21,31x26,73).
На транспортную тару, которая используется для целей складирования и транспортирования товаров, наносится 14-разрядный номер EAN-14.9TOT штриховой код крупнее, для нанесения на него не требуется высококачественная печать. Первая цифра номера указывает на закодированный вид упаковки (допустимая нумерация от 1 до 8; 1 - картонная коробка, 2 - ящик и т.д.), остальные цифры - номер EAN-13.
Слайд 53Ассоциацией EAN установлен единый алгоритм расчета контрольного знака, который одинаков
для всех вариантов EAN-13, EAN -8, EAN-14, включая и американские
коды UPC:
Шаг 0. Нумерация разрядов - справа налево. Контрольный знак занимает первую позицию.
Шаг 1. Начиная со второго разряда сложить все значения цифр четных разрядов (2, 4, 6, 8, 10, 12). Шаг 2. Умножить эту сумму на 3.
Шаг 3. Начиная с третьего разряда сложить все значения цифр нечетных разрядов (3, 5, 7, 9, 11, 13). Шаг 4. Сложить результаты шагов 2 и 3. Шаг 5. Контрольная цифра определяется как наименьшее число, которое, будучи прибавлено к результату шага 4, дает число, кратное 10.
Штриховой код может быть объектом фальсификации. Признаками ШК, позволяющими отличить подлинные от фальсифицированных, являются следующие:
-размеры ШК (минимально допустимые — 21,0x30.0мм, максимально допустимые — 52,5x74,6 мм);
- цветовое исполнение отдельных элементов ШК: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым: цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, — белым, допускаются желтый, оранжевый, светло-коричневый: нe допускается применение любых оттенков красного и желтого цветов для штрихов, так как они не считываются сканером;
Слайд 54
- место нанесения ШК: на заднюю стенку упаковки в правом
нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев;
допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в нижнем правом углу; на мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну у паковки;
- ШК не должен размещаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация); - нанесение на упаковку только одного кода: EAN или UPC; нанесение одновременно двух кодов — EAN и UPC — допускается, если товаропроизводитель произвел их регистрацию в двух ассоциациях. Тогда код EAN и код UPC наносят на противоположные концы упаковки.
Технологические штриховые коды наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующем применении потребителями. Примерами технологических штриховых кодов являются серийный код транспортной единицы (SSCC 18 разрядов) и EAN-128.
Слайд 55Штриховой код EAN-128 был разработан ЕЭК ООН для таких товаров,
как мясо, овощи и фрукты с целью отслеживания движения товара
от производителя к потребителю на всех этапах технологической цепи. Необходимость разработки таких кодов возникла в связи с появлением большого числа заболеваний животных и болезней овощей и фруктов. Чтобы обеспечить безопасность продукции и прозрачность цепей поставок, в структуру кодов EAN-128 введена дополнительная информация с помощью дополнительных идентификаторов. Например, при поставке товара в виде говяжьих туш в штриховой код EAN-128 включаются следующие данные: страна рождения, страна выращивания, страна забоя и номер одобрения скотобойни, номер клейма на ухе животного, глобальный номер торговой единицы (GTIN).
7. Экспертиза товаров в таможенных целях
Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний с представлением мотивированного заключения. Экспертиза представляет особый вид научного исследования, проводимого в определенной области знаний специалистом в данной области, — экспертом (от лат. expertus — опытный).
Особенностью экспертного исследования является поиск ответов на четко сформулированные вопросы, который, как правило, осуществляется в заранее определенные сроки. Завершается экспертное исследование подготовкой письменного заключения, оформляемого по определенным правилам и содержащего ответы на все поставленные вопросы. Заключение эксперта используется для принятия обоснованного решения по проблемным или спорным вопросам, возникающим в разных сферах человеческой деятельности.
В мире существует большое количество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования. С их помощью изучают разнообразные объекты, при этом используют различные методы исследования и решают неодинаковые по значимости задачи. Общим для них является конечная цел;, — установление истины. Экспертизы можно систематизировать и классифицировать по разным признакам.
Слайд 56В зависимости от цели исследования экспертизы делятся на судебные, носящие
процессуальный характер, и несудебные.
Систематизировать экспертизы принято по отраслям науки или
областям деятельности и по этому критерию выделяют такие классы экспертиз, как военные, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товарные, экологические и др. В каждой отрасли знания, имеющей собственную теоретическую базу, для экспертизы формируют свой специфический набор методических, технических и научно-правовых положений. Каждый класс может включать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками: предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
По очередности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные; масштабности решаемых задач — на основные и дополнительные; числу исследуемых объектов — на мало - и много объектные: количеству выполняющих экспертизу экспертов и способу их работы — на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.д.
Необходимость в проведении экспертизы может вытекать из требований государства или из договорных отношений. Требования государства связаны с проведением таможенного оформления и контроля товаров (идентификационная, технологическая, оценочная экспертизы, экспертиза страны происхождения и пр.), а также с нетарифными мерами ограничения внешнеэкономической деятельности (экспертизы, проводимые в процессе фитосанитарного, ветеринарного контроля).
Экспертизы, вытекающие из договорных отношений, — это:
лабораторные исследования, проводимые производителем,
результатом которых являются документы о качестве товара;
экспертизы, проводимые при процедуре подтверждения соответствия;
- экспертизы, проводимые при заключении договоров купли-продажи в соответствии с разделом договора «Приемка-сдача продукции»;
экспертизы, связанные с претензиями по договору купли-продажи;
Слайд 57экспертизы, проводимые на складах биржевых товаров;
экспертизы, связанные с договорами страхования
и перевозки, которые проводятся с привлечением специалистов(сюрвейеров), знакомых не только
со свойствами товара, но и с конструкцией транспортных средств. Методы этих экспертиз значительно отличаются от методов, принятых в товароведении.
Примером может служить драфт-сюрвей — определение массы груза по осадке судна.
Таможенная экспертиза — это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела — фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз.
В рамках изучения нашей дисциплины будут рассмотрены особенности товарной экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров в таможенных целях.
Основные виды экспертиз товаров в таможенных целях
Идентификационная экспертиза связана с установлением физических и химических свойств, количественного и качественного состава товара, позволяющая однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», «идентификаций продукции — это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам». Иными словами идентификация продукции — это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию. Под описанием понимают набор признаков, параметров, показателей и требований, характеризующих продукцию, установленных в соответствующих нормативных документах. Например, описанием продукции могут служить стандарты, технические условия, этикетки, ярлыки, товаросопроводительная документация, конструкторская и эксплуатационная документация.
Слайд 58Идентификацию проводят в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика,
продавца), обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья потребителя и окружающей
среды, а также в целях подтверждения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям.
Идентификация как процедура может проводиться в случаях, определенных законодательством или в инициативном порядке. В таможенном деле потребность в идентификации может возникнуть в связи с недостоверным декларированием товара, кода по ТН ВЭД, предоставлением недействительных документов, уничтожением, повреждением, удалением, изменением либо заменой средств идентификации и т.д.
Идентификационная экспертиза позволяет выявлять фальсифицированные товары.
Фальсификаиця (от лат. Falsificare - подделывать) - это подделка объектов, выполненная с корыстной целью при проведении процесса обмена, купли-продажи и т.д. Как правило, фальсификация направлена на ухудшение свойств объекта купли-продажи при сохранении внешнего вида изделия с целью обмана и получения незаконных прибылей. В таможенном деле, наоборот, в целях уменьшения платы таможенных пошлин более дорогостоящий и качественный товар недобросовестные участники ВЭД могут декларировать как менее качественный, либо готовые изделия могут декларировать как сырье или полуфабрикаты.
Различают основные виды фальсификации: ассортиментную, качественную, количественную, информационную, стоимостную и комплексную. Ассортиментная фальсификация обусловлена заменой одного объекта другим, менее ценным.
Слайд 59Качественная фальсификация — это подделка объекта того вида, но с
более низкой степенью качества (пересортица), т.е. подмена товара высшего сорта,
класса, категории и т.д. низшими. Количественная фальсификация обусловлена факту и в товаросопроводительных документах.
К информационной фальсификации относится фальсификация маркировки, например, несоблюдение требований к информации для потребителя, подделка документов.
Стоимостная фальсификация - это реализация товара низкого качества по ценам товаров более высокого качества.
Комплексная фальсификация включает все или несколько вышеуказанных видов фальсификаций одновременно.
Материаловедческая экспертиза связана с установлением физических и химических свойств, структуры и материала товаров, химических соединений, веществ.
Товароведческая экспертиза направлена на определение товароведных характеристик товаров и их свободной (рыночной) стоимости (цены).
Технологическая экспертиза - это экспертиза по согласованию норм выхода продуктов переработки товаров с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных режимов переработки на и вне таможенной территории Российской Федерации. Технологическая экспертиза проводится в основном в отношении следующих товаров: нефть и нефтепродукты; товары химической и смежных с ней отраслей промышленности; металлические руды, металлический лом, металлы и сплавы; бумага, древесина и изделия из нее; кожа и текстиль.
Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления исторической, художественно-культурной, научной значимости произведений искусства и предметов антиквариата. Особенности проведения таможенной экспертизы товаров на основе правовых норм в системе таможенного оформления и контроля будете подробно рассматривать на третьем-пятом курсах.
Слайд 60Технологическая экспертиза - это экспертиза по согласованию норм выхода продуктов
переработки товаров с учетом конкретного технологического процесса при применении таможенных
режимов переработки на и вне таможенной территории Российской Федерации. Технологическая экспертиза проводится в основном в отношении следующих товаров: нефть и нефтепродукты; товары химической и смежных с ней отраслей промышленности; металлические руды, металлический лом, металлы и сплавы; бумага, древесина и изделия из нее; кожа и текстиль.
Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления исторической, художественно-культурной, научной значимости произведений искусства и предметов антиквариата. Особенности проведения таможенной экспертизы товаров на основе правовых норм в системе таможенного оформления и контроля подробно рассматриваются в томе 3 данного учебника. Наиболее значимые документы приводятся в списке литературы и к данному тому.