Разделы презентаций


1.5. Формирование единой русской культуры в XVI вв

Содержание

1. Церковь и государство Духовенство и миряне: ДО 1589 г. главой РПЦ был митрополит Московский и всея Руси Митрополит Московский и всея РусиархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейархиерейВо главе каждой из 11 епархий стоял архиерей, имевший

Слайды и текст этой презентации

Слайд 11.5. Формирование единой русской культуры в XVI вв.
Церковь и

государство;
Особенности развития культуры России в XVI в.
Просвещение
Начало книгопечатания


1.5. Формирование единой русской культуры в XVI вв. Церковь и государство;Особенности развития культуры России в XVI в.ПросвещениеНачало

Слайд 21. Церковь и государство
Духовенство и миряне:
ДО 1589 г. главой

РПЦ был митрополит Московский и всея Руси
Митрополит Московский и

всея Руси

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

архиерей

Во главе каждой из 11 епархий стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями

1. Церковь и государство Духовенство и миряне: ДО 1589 г. главой РПЦ был митрополит Московский и всея

Слайд 31. Церковь и государство
Центр религиозной жизни – приходской храм
1.

Строился и содержался за счет пожертвований землевладельца, крестьянской или посадской

общины

2. Прихожане – жители окрестных деревень или городского квартала – избирали кандидата в священники. Со священником прихожане заключали договор (продуктами, реже деньгами)

4. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных.

3. Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы.

5. Священники учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) и расследовании преступлений

1. Церковь и государствоЦентр религиозной жизни – приходской храм 1. Строился и содержался за счет пожертвований землевладельца,

Слайд 41. Церковь и государство
Иосифляне и нестяжатели:
Вопрос о церковных богатствах вызвал

разногласия среди русского православного духовенства

1. Церковь и государство Иосифляне и нестяжатели:Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства

Слайд 51. Церковь и государство
Иосифляне и нестяжатели:
Споры иосифлян и нестяжателей касались

не только церковного землевладения. Одним из главных вопросов в них

были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти


Эти споры продолжались много лет, пока Соборы 1547, 1549, 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую.
1. Церковь и государствоИосифляне и нестяжатели:Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного землевладения. Одним из главных

Слайд 61. Церковь и государство
Особенности отношений государства и церкви в XVI

веке:
1. В XVI в. в России существовало около 500 монастырей

(некоторым из них принадлежали обширные земли, но большинство небогатых обителей самостоятельно занимались сельских хозяйством);

2. Великие князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей своему суду по светским делам;

3. Российские государи в XVI веку выступали покровителями православия (за помощью в Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей)

4. Церковные соборы 1547 и 1549 гг. причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж РПЦ.

5. В 1547 г. митрополит Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство;
1. Церковь и государствоОсобенности отношений государства и церкви в XVI веке:1. В XVI в. в России существовало

Слайд 71. Церковь и государство
Особенности отношений государства и церкви в XVI

веке:
6. На церковно-земском Стоглавом соборе, проходившем в 1551 г. решили,

что продажа вотчин разрешалась только с дозволения царя;

7. Пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам – их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин;

8. Митрополит Филип публично обличал опричные расправы (сначала сослан в монастырь, а затем задушен)

9. в 1584 г. отмена всех налоговых льгот для монастырских вотчин;


1. Церковь и государствоОсобенности отношений государства и церкви в XVI веке:6. На церковно-земском Стоглавом соборе, проходившем в

Слайд 81. Церковь и государство
Патриарх Иов (ок. 1525 – 1607)

С середины

1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова;

при его содействии собором епископов

в 1586 году возведён в митрополиты Московские (1586 год) и 26 января (5 февраля) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые патриархи Московские;

В дальнейшем поддерживал политику Бориса. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой как раз в годы правления Бориса Годунова;

Смерть Годунова в 1605 году и победа Лжедмитрия I означали и падение Иова. Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и требовал от москвичей верности Фёдору Борисовичу, Лжедмитрий и его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием», были преданы патриархом анафеме;




Патриарх Иов.
С 1589 г. первый патриарх РПЦ

1. Церковь и государствоПатриарх Иов (ок. 1525 – 1607)С середины 1580-х годов близкий сподвижник Бориса Годунова; при его

Слайд 92. Особенности развития культуры России в XVI в.
В XVI в.

Россия переживала культурный подъем:

1. Начинается формирование ЕДИНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ;

2. В

XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоящие перед Россией:
Преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти;

3. Происходило развитие контактов России с другими странами;

4. Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви;
СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 г. утвердил образцы в искусстве:
Литературы – сочинения митрополита Макария;
Живопись – творчество Андрея Рублева;
Зодчество – Успенский собор Московского Кремля

2. Особенности развития культуры России в XVI в. В XVI в. Россия переживала культурный подъем:1. Начинается формирование

Слайд 103. Просвещение
С ОБРАЗОВАНИЕМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВОЗРОСЛА ПОТРЕБНОСТЬ В ГРАМОТНЫХ ЛЮДЯХ:
На

Стоглавом Соборе 1551 г. – решено открыть при церквях и

монастырях училища в Москве и других городах;
Обучение детей грамоте в домашних условиях было еще достаточно редким явлением;
Детей обучали началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике;
Учебные пособия: богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики появились только во второй половине XVI века.
В крупных монастырях и соборах имелись обширные библиотеки. Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV;
________________________________________________________________

В XVI в. число грамотных людей в России увеличилось за счет не только боярства, духовенства и купечества, но и посадских людей

3. ПросвещениеС ОБРАЗОВАНИЕМ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВОЗРОСЛА ПОТРЕБНОСТЬ В ГРАМОТНЫХ ЛЮДЯХ:На Стоглавом Соборе 1551 г. – решено открыть

Слайд 113. Просвещение
РАСШИРЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ РОССИИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ

С ЕВРОПОЙ И ВОСТОКОМ УВЕЛИЧИЛО ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮДЯХ, ВЛАДЕЮЩИХ ИНОСТРАННЫМИ

ЯЗЫКАМИ:
1. греческий;
2. немецкий;
3. английский ;
4. французский
------
При Посольском приказе была открыта школа дипломатов и переводчиков

3. ПросвещениеРАСШИРЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ РОССИИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ С ЕВРОПОЙ И ВОСТОКОМ УВЕЛИЧИЛО ПОТРЕБНОСТЬ В

Слайд 123. Просвещение
НА ЗЕМЛЯХ БЫВШЕГО КАЗАНСКОГО ХАНСТВА, ПРОСВЕЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА ОСНОВЕ

ТРАДИЦИОННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Учителями были представители духовенства;
В городах и даже

сёлах при мечетях создавались мектебе и медресе;
Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, прежде всего арабского и фарси (персидского).
Учебные пособия:
Рукописные трактаты по географии, этнографии, истории, литературные произведения;
Математический трактат «Сборник правил» (1542 г.) Мухутдина Мухаммеда

3. ПросвещениеНА ЗЕМЛЯХ БЫВШЕГО КАЗАНСКОГО ХАНСТВА, ПРОСВЕЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:Учителями были представители духовенства;В

Слайд 134. Начало книгопечатания
КРУПНЕЙШИМ СОБЫТИЕМ СЕРЕДИНЫ XVI в. СТАЛО ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОССИЙСКОГО

КНИГОПЕЧАТАНИЯ:
Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви:

В

1564 В МОСКВЕ НА ПЕЧАТНОМ ДВОРЕ ИВАН ФЕДОРОВ И ПЕТР МСТИСЛАВЕЦ НАПЕЧАТАЛИ ПЕРВУЮ РУССКУЮ ДАТИРОВАННУЮ КНИГУ «АПОСТОЛ»

В 1565 Г. БЫЛ ИЗДАН «ЧАСОСЛОВЕЦ» – книга для обучения грамоте;


Почтовая марка СССР - Иван Фёдоров, русский первопечатник

Заглавная страница книги «Апостол» 1564 г.

4. Начало книгопечатанияКРУПНЕЙШИМ СОБЫТИЕМ СЕРЕДИНЫ XVI в. СТАЛО ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОССИЙСКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ:Оно началось по инициативе Ивана IV и

Слайд 144. Начало книгопечатания
Биография Ивана Федорова (1520 – 1583)
В 1552 г.

посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание;
В 1563 г. по

приказу Ивана IV, в Москве был устроен Печатный двор, который царь щедро обеспечил из своей казны;
Сам Иван Фёдоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание)
В Литве Фёдорова радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. 
Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь решил продолжать начатое, но испытал немалые трудности.
Иван Фёдоров был разносторонне просвещён — наряду с издательским делом он отливал пушки и изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену;
Возвратясь из поездки скончался в предместье Львова и был похоронен во Львове.

Открытие памятника Ивану Федорову в Москве

4. Начало книгопечатанияБиография Ивана Федорова (1520 – 1583)В 1552 г. посоветовавшись с митрополитом Макарием, решил начать книгопечатание;В

Слайд 155. Летописание. Исторические произведения.

В XVI в. продолжало развиваться русское

летописание

Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий

по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти.

5. Летописание. Исторические произведения. 	В XVI в. продолжало развиваться русское летописаниеЛетописное дело находилось под строгим контролем власти.

Слайд 165. Летописание. Исторические произведения.
Лицевой летописный свод –
летописный свод событий

мировой и особенно русской истории, создан, вероятно, в 1568—1576 годы специально

для царской библиотеки в единственном экземпляре.
Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах»
Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

Ледовое побоище. Одна из миниатюр Лицевого летописного свода

5. Летописание. Исторические произведения. Лицевой летописный свод – летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан, вероятно,

Слайд 175. Летописание. Исторические произведения.
«Летописец начала царства царя и великого

князя Ивана Васильевича» -
официальная летопись, описывающая период истории России

с 1533 по 1552 год.
Памятник основан на документальных материалах и освещает политику, военные операции, дворцовые церемонии и градостроительство.
Летописец был написан в связи с взятием Казани (1552). Впоследствии многократно редактировался.
Новые правки усиливали критику бояр и возвеличивали Алексея Адашева, который считается составителем первой редакции памятника
После 1568 года в связи с потрясениями в государстве официальное летописание было прервано до конца XVI века

Миниатюра Никоновской летописи. XVI век

5. Летописание. Исторические произведения. «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» - официальная летопись, описывающая

Слайд 185. Летописание. Исторические произведения.
«Степенная книга» -
один из круп­ней­ших

памятников русской исторической литературы XVI века, по­ве­ст­вую­щий о русской ис­то­рии с древ­ней­ших

вре­мён до 1560-х гг.

Она вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности, иногда частично, а иногда даже полностью. Также она содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена.

Писалась по благословению митрополита Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Ма­ка­рия, ве­ро­ят­но, для ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. Со­ста­ви­тель Степенной книги – про­то­поп Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ду­хов­ник ца­ря Ан­д­рей (будущий митрополит Афанасий)

Житие княгини Ольги (в Степенной книге Пространной редакции, с дополнениями).

*Российская история в «Степенной книге» представлена
как процесс восхождения русского народа к Богу.
Каждая ступень лестницы является определенным периодом русской истории, связанным с деятельности конкретного государя от Владимира Святого до Ивана Грозного. Русских князья предстают перед читателя в образе идеальных и мудрых правителей

5. Летописание. Исторические произведения. «Степенная книга» - один из круп­ней­ших памятников русской исторической литературы XVI века, по­ве­ст­вую­щий о русской

Слайд 195. Летописание. Исторические произведения.
«Казанская история» -
 историческая повесть, созданная

в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626 и 1640 гг.)

и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году.

Изображает Ивана Грозного, «державнаго царя и великаго князя Иоанна Васильевича», суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны («великия Росии»), и отрицательно отзывается о боярах и воеводах. Пользовалась, по-видимому, широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков (более 270). Впервые опубликована в 1791 году.

5. Летописание. Исторические произведения. «Казанская история» -  историческая повесть, созданная в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626

Слайд 206. Публицистика. Светская литература


Литература XVI в. всё больше внимания уделяла

проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже – царской) власти

Интерес к этой

теме еще более возрос в период правления Ивана IV, что привело к появлению нового литературного жанра - публицистика
6. Публицистика. Светская литератураЛитература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже – царской)

Слайд 216. Публицистика. Светская литература
Одним из самых значительных публицистов XVI в.

был
Иван Пересветов  (сер.-втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны)-


русский светский писатель, политик, публицист, один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр).
Некоторые историки (С. Л. Авалиани, М. Г. Худяков, И. И. Полосин, Д. Н. Альшиц) считали фигуру Пересветова фиктивной, а действительными авторами приписываемых ему сочинений А. Ф. Адашева и Ивана Грозного.

6. Публицистика. Светская литератураОдним из самых значительных публицистов XVI в. был Иван Пересветов  (сер.-втор. пол. XVI века;

Слайд 226. Публицистика. Светская литература
Иван Пересветов  (сер.-втор. пол. XVI века; годы

жизни неизвестны) -
1. В сочинениях (сохранились в списках XVII века), Пересветов выступает

обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян;
2.Продвижение по службе, по Пересветову, должно было происходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Выступал за укрепление самодержавия в союзе с дворянством. Обличал вельмож и призывал к царской «грозе»;
3.Его программа государственных реформ совпадала в значительной степени с политикой Избранной рады;
4.Был сторонником завоевания Казанского ханства. Отмечал симпатии к России порабощенных турками славянских народов;
5.Утверждал, что «правда» выше «веры».
6.Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Придавал огромное значение книгам и философской «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований.
7.Сочинение Пересветова «Сказание о Магмет-салтане», в котором автор рисует образ идеального, мудрого правителя, вероятно, является первой в России утопией, которой придана занимательная, беллетризированная форма.

6. Публицистика. Светская литератураИван Пересветов  (сер.-втор. пол. XVI века; годы жизни неизвестны) -1. В сочинениях (сохранились в

Слайд 236. Публицистика. Светская литература
Вопросы о характере царской власти и ее

взаимоотношениях с подданным были основными в переписке между Иваном IV

и князем Андреем Курбским:

Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю;

В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, как он сам объяснял, по причине закрытия Москвой границ, и переписка прервалась;

В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами.

Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца.

Чориков Б. Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского

6. Публицистика. Светская литератураВопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданным были основными в переписке

Слайд 246. Публицистика. Светская литература
Вопросы о характере царской власти и ее

взаимоотношениях с подданным были основными в переписке между Иваном IV

и князем Андреем Курбским:
Содержание:
 Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»);
Иван Грозный утверждает, что «самодержавство» имеет божественное происхождение. На Русь оно привнесено князем Владимиром святым через крещение, утверждено Владимиром Мономахом, а также Александром Невским и Дмитрием Донским. Россию он именует «Российским царствием».
Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера;
Андрей Курбский обвиняет Ивана в уничтожении без вины или изгнании многих Рюриковичей и профессиональных воевод, попытках заменить этих воевод прихлебателями и маньяками;
Иван Грозный именует себя: великий государь, царь и великий князь всея Русии, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский и Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Низовской земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский и обладатель земли Лифлянская Немецкого чину, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Сибирския земли и Северные страны

Чориков Б. Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского

6. Публицистика. Светская литератураВопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданным были основными в переписке

Слайд 256. Публицистика. Светская литература
В первой половине XVI в. круг людей,

близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые
«Четьи минеи» («чтения ежемесячные»)-

1530-1541 гг. –

«Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении;
«Минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.
Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы.
Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общество.

Митрополит Макарий

6. Публицистика. Светская литератураВ первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые «Четьи

Слайд 266. Публицистика. Светская литература
Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе

полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене,

и детям, и слугам, и служанкам) —

памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи (церковно-славянского языка) и народно-разговорного языка

Структура Домостроя:
О строении духовном («Как веровати»)
О строении мирском («Как царя чтити»)
О поведении в гостях и за столом
О поведении в храме
Об управлении хозяйством («О строении домовном»)
Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами»)
О соблюдении вещей
Кулинарная группа

6. Публицистика. Светская литератураДомострой (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину —

Слайд 277. Архитектура
В XVI в. рост городов, который шел прежде всего

на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному вниманию к вопросам

архитектуры и градостроительства

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства

Появились специальные государственные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы, - Городовой приказ, Приказ каменных дел
7. АрхитектураВ XVI в. рост городов, который шел прежде всего на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному

Слайд 287. Архитектура
Китайгородская стена (в старину — Китайская) — почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации

Крепостная

стена вокруг московского Китай-города была построена под руководством итальянского инженера Петрока Малого в 1535—1538

годах в правление Елены Глинской;

Укрепление примыкало к угловым башням Московского Кремля — Беклемишевской и Арсенальной.

Китайгородская стена до сноса в 1934 году, фотография 1887 года

7. АрхитектураКитайгородская стена (в старину — Китайская) — почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификацииКрепостная стена вокруг московского Китай-города была построена под руководством итальянского

Слайд 297. Архитектура
Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного

деревянного зодчества.
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ -  особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в

русском храмовом зодчестве. Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Большинство специалистов считает, что время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века.
Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром.
Шатровые храмы бывают деревянными и каменными.

_________________________________________________
Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм. 1510-е годы

Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 год

Храм Василия Блаженного (1555—1561)

Успенская церковь в Спасо-Евфимиевом монастыре. Суздаль. 1570-е гг.

7. АрхитектураКаменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества.ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ -  особый архитектурный тип, появившийся и

Слайд 307. Архитектура
Церковь Вознесения Господня в Коломенском—православный храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная

шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором;

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром

Францизском Анибале на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III;

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.
Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. 

Церковь Вознесения (Коломенское)
Годы строительства – 1528 -1532
Архитектор: Петр Фрязин

7. АрхитектураЦерковь Вознесения Господня в Коломенском—православный храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором;Церковь

Слайд 317. Архитектура
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова́ на

Рву, разговорное — собор (храм) Василия Блаженного) — 
православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство

собора велось с 1555 по 1561 год

Построен в честь взятия Казани:
В результате Казанских походов царя Иоанна Грозного к Московскому государству было присоединено Казанское ханство.

Взятие Казани произошло 2 октября 1552 года в день памяти Киприана и Иустины, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы.
Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма


Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного)
Годы строительства – 1555 -1561
Архитекторы: Барма и Постник

7. АрхитектураСобор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова́ на Рву, разговорное — собор (храм) Василия Блаженного) — православный храм на Красной площади в Москве,

Слайд 327. Архитектура
После осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах.

Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана

Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного),

как повествует летопись «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле», для чего псковским старостам «да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже».

Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большую часть стен и башен кремля возвели из дуба.
Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.

Вместе с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор, церковь святых Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасская (в честь иконы Нерукотворного Образа) церковь у Спасской башни, а также два монастыря — Троице-Сергиевский с деревянными Троицкой и Сергиевской церквями и Спасо-Преображенский, с каменной церковью Николы Ратного, а также каменным, из тёсаного известняка, подклетом деревянного (в XVI веке) Преображенского собора.

Церковь святых Киприана и Иустинии, XVI век (разрушен после 1917 года), на заднем плане колокольня Спасского монастыря

7. АрхитектураПосле осады Казани Иваном Грозным в 1552 году крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал

Слайд 338. Изобразительное искусство


В XVI в. русская живопись, как и в

предыдущие столетия, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой

росписи


8. Изобразительное искусствоВ XVI в. русская живопись, как и в предыдущие столетия, развивалась в основном в рамках

Слайд 348. Изобразительное искусство
С конца XV века возрос интерес русских живописцев

к реальным историческим лицам и событиям:
С 1553-1554 г. церковный собор

разрешил изображать на иконах лица царей, князей, исторический сюжеты, способствовало развитию жанра исторического портрета
8. Изобразительное искусствоС конца XV века возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям:С 1553-1554

Слайд 358. Изобразительное искусство
Вергилий. Фреска западной галереи Благовещенского собора
Благовещенский собор. Константин

и Елена".
Роспись северной подпружной арки и свода. XVI в.
Фрески Благовещенского

собора:
8. Изобразительное искусствоВергилий. Фреска западной галереи Благовещенского собораБлаговещенский собор. Константин и Елена

Слайд 368. Изобразительное искусство
Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф)

конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея

Рублёва.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был бывший князь, потомок царевича Петра Ордынского, ставший монахом, — Дионисий.
Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом.
Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

«Сошествие во ад» 1495—1504 гг.

8. Изобразительное искусствоДионисий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается

Слайд 378. Изобразительное искусство
«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») — икона, написанная по

заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Точная дата неизвестна.

8. Изобразительное искусство«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») — икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Слайд 388. Изобразительное искусство
«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») —
икона, написанная по

заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Точная дата неизвестна;

Предполагаемым

автором иконы считают протопопа Благовещенского собора Кремля и царского духовника Андрея (с 1564 года — московский митрополит Афанасий);

Икона находилась у южных врат кафедрального Успенского собора Московского Кремля возле царского места;

Икона вместе с молебным местом царя, украшенным рельефами на сюжет «Сказания о князьях Владимирских», должна была демонстрировать преемственность власти московских царей от великих князей киевских и владимирских;

В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

8. Изобразительное искусство«Благословенно воинство Небесного Царя» (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») —икона, написанная по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года.

Слайд 399. Музыка
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI века было

церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV.
В Александровой слободе

существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению.
Иван IV создавал стихиры – тексты для церковных песнопений


9. МузыкаОсновным жанром музыкальной культуры в России XVI века было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван

Слайд 40Итоги….
В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства.

В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной

задачей становилось сохранение их культурной самобытности. Набирали силу культурные связи со странами Запада.

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и развитии культуры. Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи
Итоги….В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика