Слайд 1Тема 12. Экспертные оценки в ИСУ
Слайд 2План
Метод «Дельфи»
Понятие экспертизы
Формы сбора мнений экспертов
Экспертные методы: ранжирование и непосредственное
оценивание
Состав экспертов
Принципы работы экспертов - обеспечение объективности и достоверности экспертных
оценок.
SWOT-анализ как инструмент экспертизы
Слайд 3Метод «Дельфи»
Эксперт - (с лат.) опытный
Одним из первых экспертных методов
называется метод «Дельфи» – последовательное неоднократное анкетирование индивидуальных оценок (мнений)
экспертов
Научно обоснованный отбор экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности
Слайд 4Составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие экспертных
оценок преимущественно в количественной форме
Обеспечение сбора мнений экспертов в несколько
туров
Не допускаются прямые дискуссии и дебаты
Сообщение результатов предыдущего тура
Обоснование экспертами своего мнения после каждого тура при расхождении их с мнением большинства
Период работы экспертов (туров) не более 1 месяца
Проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждений экспертов
Слайд 5Экспертиза
это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного
опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа.
метод
экспертных оценок имеет широкое распространение. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из "человеческого фактора", отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов.
Слайд 6Экспертиза
бывает индивидуальная и групповая.
При групповой экспертизе большое значение
имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее
работы
Сущность экспертных методов заключается в усреднении различными способами мнений экспертов по рассматриваемым вопросам
Слайд 7Формы сбора мнений экспертов
Индивидуальные, коллективные и смешанные
Анкетирование – используется наиболее
часто
Интервьюирование
Дискуссия
Мозговой штурм
Творческие совещания
Деловая игра
Слайд 8Экспертные методы
Рангов (ранжирования)
Непосредственного оценивания (балльный)
Сопоставления (м.б. парное сравнение и последовательное
сопоставление)
Слайд 9Достоинства и недостатки
Достоинство экспертных методов – быстрота получения результатов, возможность
оценивания объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами
Недостатки
– субъективность, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов
Слайд 10Состав экспертов
Для общего руководства экспертными работами создают экспертную комиссию во
главе с председателем
В составе комиссии две группы: рабочая и экспертная
В
подчинении руководителя рабочей группы находятся технические работники, осуществляющие подготовку материалов для экспертов, консультант, представители организации
Слайд 11Эксперты
Число экспертов зависит от множества факторов и условий, например, от
важности решаемой проблемы, наличия возможностей и т.п.
Способы отбора экспертов:
Оценка прошлой
деятельности эксперта
Коллективная оценка кандидата
Самооценка эксперта
Слайд 12Заключение экспертов
представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования
и его итоги.
выводы и мнения экспертов могут иметь как
категоричную ("да", "нет"),
так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.
Слайд 13Принципы работы экспертов
Идеи, мнения и оценки должны укладываться в заранее
подготовленную схему. Это позволяет делать их обобщение, сравнение, выделение существенного
и пр. Такая схема не должна сковывать мысль и ограничивать фантазию. Схема может допускать и предполагать возможность ее модификации и дополнения.
Слайд 14Принципы работы экспертов
2. Обработку экспертных заключений необходимо осуществлять не только
в количественном обобщении, но и посредством качественного анализа, выделяя главное,
существенное, важное, актуальное, оригинальное, новое и пр. Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа
Слайд 15Принципы работы экспертов
3. Эксперты должны быть независимыми, т.е. освобождены от
каких-либо организационных или концептуальных, а также психологических ограничений. В этом
случае лучшим образом реализуются их опыт, знания, интуиция.
4. Работа экспертной группы должна быть целенаправленной. Понимание, зачем и почему проводится экспертиза, является важным элементом ее проведения. Во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов, которая играет роль мобилизации усилий и интеллекта.
Слайд 16Принципы работы экспертов
5. Существуют различные формы организации работы экспертной группы:
либо каждый эксперт делает экспертизу индивидуально, потом результаты суммируются и
систематизируются,
либо эксперты работают коллективно, взаимодействуя друг с другом.
6. Возможна параллельная и многоэтапная работа нескольких экспертных групп. Сопоставление экспертиз дает важную информацию.
Слайд 17Метод ранжирования
Эксперт осуществляет ранжирование исследуемых объектов по методу рангов в
зависимости от их относительной значимости.
Наиболее предпочтительному рангу присваивается ранг 1,
наименее предпочтительному – последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов
Результирующие ранги объектов ранжирования по данным опросов определяются по сумме рангов для каждого объекта.
В итоге первый ранг присваивается тому объекту, который получил наименьшую сумму рангов, последний – тому, у которого наибольшая сумма
Слайд 19Метод непосредственного оценивания
Упорядочивание исследуемых объектов в зависимости от их важности
путем приписывания баллов каждому из них.
Наибольшее количество баллов приписывается
наиболее важному объекту.
Шкала может быть: от 0 до 1, от 0 до 5 и от 0 до 10
По результатам оценок определяется ранг и весомость каждого исследуемого объекта
Слайд 21
Рассмотренные экспертные методы целесообразно использовать только при полной информированности экспертов
о свойствах исследуемого объекта
Слайд 22Коэффициент конкордации
Мера согласованности мнений экспертов.
Используется в ИСУ, так как мнения
экспертов совпадают не полностью
Коэффициент может быть в диапазоне от 0
до 1. При 0 – согласованность мнений экспертов отсутствует, при 1 – согласованность полная. Достаточным является коэффициент = 0,5
Слайд 23
В случае определения несогласованности мнений экспертов по коэффициенту конкордации экспертные
опросы следует повторить
Слайд 24SWOT-анализ
Особая разновидность экспертного метода, пользующаяся большой популярностью
Особый эффект она
имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность,
управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.
Слайд 25Методология СВОТ-анализа 1 этап
проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по
четырем составляющим матрицы с учетом принадлежности этого фактора к классу
внешних или внутренних факторов.
В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.
концентрация факторов в матрице подсказывает пути решения проблемы, чтобы они стали управляемыми.
Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации.
Слайд 26II этап СВОТ-анализа
проводится сравнительный анализ сильных сторон и благоприятных возможностей,
который должен показать, как использовать сильные стороны.
надо проанализировать и
слабые стороны относительно существующих опасностей. Такой анализ покажет, насколько вероятен кризис
полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей. Ведь сильные стороны нужно использовать при предотвращении кризиса, сильные стороны надо видеть не только относительно благоприятных возможностей, но и относительно опасностей.
Слайд 27Проблемы, исследуемые с помощью СВОТ-анализа
эффективность,
персонал,
стиль,
распределение функций,
структура системы
управления,
механизм управления,
мотивация,
профессионализм,
информационное обеспечение,
коммуникации
организационное поведение