Слайд 1Основные понятия менеджмента
Организация, менеджер и его управленческие роли
Слайд 2
Объекты управления
Менеджер, его функции и управленческие роли
Организация - определение и
содержание
Организация как система
Слайд 3
Менеджмент представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов:
субъект
управления тот, который направляет объекту управления импульсы воздействия
объект управления
тот, который получает данные (команды) и действует в соответствии с ними
Слайд 43 УРОВНЯ ОБЪЕКТОВ МЕНЕДЖМЕНТА
организация
группа
человек (индивид)
Слайд 5А. Файоль о степени важности различных знаний и способностей у
управленческих работников разных уровней:
Должность
Способности
экономические технические административные
мастер 25% 60% 15%
старший
мастер 30% 45% 25%
начальник
цеха 40% 30% 30%
технический
рук-тель 35% 30% 35%
директор 45% 15% 40%
генеральный
директор 40% 10% 50%
Слайд 6Британские квалификационные требования к профессиональной подготовке менеджера и его личности:
Понимание
природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных
обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
Способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
Слайд 7Ораторские способности и умение выражать мысли; владение искусством управления людьми,
подбора и подготовки кадров. регулирования отношений среди подчиненных;
Способность налаживать отношения
между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
Способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
Умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
Слайд 8Функции менеджера (по П.Друкеру)
Определение целей организации и путей их достижения
Организация
работы персонала компании
Создание системы мотивации и координирования деятельности работника
Анализ деятельности
работника и контроль за работой персонала
Обеспечение роста людей в организации
Слайд 9Управленческие роли по Г. Минсбергу
Слайд 10Основные роли менеджера:
Концептолог - руководитель, избирающий определенную концепцию управления и
проводящий ее в организации.
Организатор - создатель организации и проводник изменений
в ней.
Лицо, принимающее решения - руководитель, определяющий политику организации, распоряжающейся ресурсами и принимающий на себя ответственность за достижение ее целей.
Слайд 11Посредник - лицо, представляющее организацию и ведущее переговоры от ее
имени.
Арбитр - уполномоченный разрешать конфликты.
Воспитатель - пропагандист ценностей организации и
ее организационной культуры.
Слайд 12 Непосредственные заботы менеджера о вверенном ему рабочем подразделении
трехсторонние
Во-первых, менеджер заботится о выполнении задания, качестве и количестве
произведенной работы или оказанных услуг
Во-вторых, менеджер заботится о поддержании должного уровня обеспечения кадровых ресурсов, привлечении и поддержании жизнеспособной рабочей силы
В-третьих, менеджер должен оказывать помощь работнику в максимальной реализации его потенциала, более полному удовлетворению его потребностей, и в первую очередь, социальных, без которых невозможно повышение качества жизни.
Слайд 13Категории руководителей
(по Т.Парсонсу)
Институциональный уровень
Руководитель высшего звена
Управленческий уровень
Руководитель среднего звена
Технический уровень
Руководитель низшего звена
Слайд 14Характеристики управленческого труда
Системный характер умственного труда
Участие в создании материальных благ
и оказание услуг, опосредованно, через своих подчиненных
Основной предмет труда –
информация, результат труда – управленческое решение
Высокий уровень активности менеджера
Разнообразие функций
Быстрота действий
Словесный характер общения
Создание сети связей
Слайд 15ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация - система сознательно координируемых действий двух или более
человек – Ч.Бернард
Организация – систематизированное, сознательное объединение людей, преследующее достижение
определенных целей - О.Виханский…
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей – М. Мескон
Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий для решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели – В.Р. Веснин
Слайд 16ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Питерс Т., Уотерман Р: Организация - это не имеющая
лишних элементов разумная система сознательно скоординированных видов деятельности
Модульная программа
для менеджеров, модуль «Организация и ее деловая среда»:
1. Организация рассматривается как социальная система, и ее можно определить как объединение людей, занимающихся совместной деятельностью для достижения определенных целей. Понятие организации включает и такое свойство системы как упорядоченность, которая является важным признаком организации. Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность
2. Организация - это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей)
Слайд 17ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ
наличие группы людей, то есть 2 и более
человек, признающих себя группой, то есть осознающих свое определенное единство
или свою обособленность от остальных людей
наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены
намеренная совместная деятельность членов группы для достижения общей цели
Слайд 18ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ
наличие не менее двух человек, которые считают себя
группой
выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям её членов,
которую принимают, как общую все члены группы
добровольное и сознательное направление трудовых усилий членов группы на достижение общей цели
набор ресурсов и определённый способ их защиты
система официально утверждённых норм поведения и форм контроля за их соблюдением
структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация должна иметь относительно постоянное формальное руководство)
специфическое разделение труда между своими членами (формальное или неформальное)
наличие вознаграждений и наказаний за участие или неучастие в делах организации
Слайд 19Основные свойства организации
целостность
наличие организационной культуры
регламентация поведения и деятельности членов организации
способность
к самообучению и саморазвитию
способность выявлять и удовлетворять потребности
Слайд 20КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
по степени организованности и взаимосвязи целей
по степени взаимодействия
с внешней средой
по структуре организации
по степени формализации
по
формам собственности
по сфере деятельности
по другим признакам
Слайд 21ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
создаются их организаторами в интересах достижения
своих целей
видят в работниках, в первую очередь, средство достижения своих
целей
интересуются, в основном, производственным потенциалом работников
Слайд 22ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
создаются самими работниками для удовлетворения своих потребностей
складываются
стихийно и существуют как совокупность юридически не зафиксированных в основном
неслужебных контактов между людьми
преследуют, в основном, личные цели, достижение которых не обеспечивается членством в официальных организациях
Слайд 23ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Организация - система по приобретению, переработке и распределению
ресурсов, действующая в интересах ее создателя или создателей
Система - совокупность
элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство
Слайд 24Особенности организационной системы
ориентация на определенные социальные потребности
целенаправленность
единый центр управления
иерархичность структуры
интегрированный
характер
Слайд 25ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ СО СРЕДОЙ
Слайд 26ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по И. Адгизесу)
Автор описал «нормальные» и «патологические» проблемы
организации на каждой стадии развития
Выделил два параметра жизнедеятельности организации: гибкость
и контролируемость. Молодые организации гибки и подвижны, но мало контролируемы. Организация «взрослеет» - контроль возрастает, а гибкость уменьшается
Организация успешна, если умеет сосредоточиться на проблемах, которые присущи данной стадии жизненного цикла
Слайд 27ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по И. Адгизесу)
Слайд 28
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по Л. Грейнеру)
Возраст организации
молодая
зрелая
Размер организации
малая
большая
кризис лидерства
кризис автономии
кризис контроля
кризис
границ
кризис доверия
Слайд 29ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
(по Л.Грейнеру)
1. Творчество - внимание сосредоточено на
разработке продукта и его маркетинге. Орг. структура остается неформальной. Рост
требует новых специальных знаний, которыми фирма пока не обладает.
2. Руководство – организационный рост. Бюрократическая структура. Четко спланированная работа.
3. Делегирование – децентрализация функций, делегирование полномочий, принятие решений на более низком уровне.
4. Координация - в структуре выделяются стратегические подразделения, обладающие оперативной самостоятельностью. Жесткий контроль из центра за распределением стратегических ресурсов.
5. Сотрудничество – изменение формы коллективной работы. Внимание к организационной культуре. Создание команды единомышленников.
Слайд 30Классификация организаций (по Г.Минсбергу)