Слайд 3X. Вольф первым в истории науки высказал идею о возможности
измерения психических явлений
Слайд 4Изначально термин «психология» появился по аналогии с традиционным наименованием наук,
где одна часть обозначает объект науки, а другая — способ
его постижения
(psyche — душа + logos — слово, учение) .
Слайд 6В. Джеймс в своем труде «Принципы психологии» (1890) дал определение:
«психология — это наука о психической жизни».
Слайд 7В культуре одновременно присутствуют 4 формы психологического знания:
научное,
обыденное
(житейское),
философское (в том числе, рациональное, познание через откровение, художественное).
Слайд 8Достоинства обыденного знания
1) Обыденное знание верно, так как подтверждается
личным опытом,
2) Обыденное знание полно, так как включает в себя
ответы на важные для нас вопросы,
3) Непротиворечиво, так как мы можем принимать решения,
4) Может быть обобщено,
5) Многогранно.
Слайд 9Задачи разных способов познания
Слайд 10Достоинства обыденного знания
1) Обыденное знание верно, так как подтверждается
личным опытом,
2) Обыденное знание полно, так как включает в себя
ответы на важные для нас вопросы,
3) Непротиворечиво, так как мы можем принимать решения,
4) Может быть обобщено,
5) Многогранно.
Слайд 11Достоинство и недостатки обыденного знания
Слайд 22научное знание
конкретное, объективное, обезличенное – индивидуальные (субъективные) взгляды не
влияют на общее знание,
рациональное – знания в виде фактов и
логических умозаключений (создаются теории, а не образы и метафоры),
эмпирическое – опора на реальные, повторяющиеся факты и закономерности, а не на веру.
Слайд 23Задачи любой науки:
1) описание фактов,
2) установление закономерностей,
3) предсказание событий,
4)
корректирующие влияния
Слайд 24Психологические знания необходимы для понимания:
1) поведения и деятельности человека;
2)
причин тех или иных действий и поступков;
3) роли биологических и
социальных факторов в психологических проявлениях человека;
4) закономерностей возникновения образов, мыслей и переживаний;
5) механизмов формирование знаний, умений и навыков;
6) природы мотивов, целей, установок, убеждений;
7) причин и значения индивидуальности и психологического многообразия;
8) механизмов формирования и развития групп, межличностных отношений и социальных явлений…
Слайд 25ОБЪЕКТ психологии – люди и объединения людей,
ПРЕДМЕТ психологии – психические
явления
Слайд 26Что такое психика до конца не ясно – есть много
определений, но ни одно не является приемлемым:
1) Психика -
это все что есть в человеке человеческого (но психика вероятно есть и у животных).
2) Психика - это внутренний мир (но в психике проявляется внешний мир, она интерперсональна),
3) Психика - это множество сознательных и бессознательных опытов индивида (однако, что такое сознание и что такое бессознательное)
Слайд 27Психика - системное свойство высокорганизованной материи, заключающееся в активном отражении
субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины
этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
(Псих. словарь /Петровский, Ярошевский,1990).
Слайд 28Единственное, что мы знаем наверняка в отношении психики, это то,
что она есть, так как сталкиваемся с проявлением психики в
субъективной реальности.
Психика:
1. показывает окружающий мир,
2. управляет поведением,
3. дает возможность общения,
4. вызывает определенные ощущения и эмоции,
5. позволяет удовлетворять потребности,
6. формирует внутренний мир человека.
Слайд 29ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
1. Субъективное отражение окружающего мира – отражение в
субъективной реальности реальности объективной.
2. Оценка, сопоставление реального и идеального в
психическом
3. Приспособительная регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Слайд 30Психические явления относятся к сферам психики, соответствующих её функциям:
-
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ сфера проявления (энергетическая, эргическая) – базовая сфера психики, обеспечивает
саму возможность протекания психических процессов. Связана с формированием и реализацией энергетического потенциала, что определяет уровень активности организма, силу и скорость реакции, темп, ритмичность и др;
- КОГНИТИВНАЯ (познавательная) сфера проявления – связана с получением, переработкой информации из внешнего мира, отражением окружающей действительности;
- ЭМОТИВНАЯ (эмоциональная, оценочная) сфера проявления – связана с оценкой поступающих сигналов, принятия решения «что хорошо - что плохо», определяет характеристики реакции на фактор окружающей среды;
- КОНАТИВНАЯ (эффекторная, поведенческая) сфера проявления – связана с выработкой ответной реакции на внешний или внутренний стимул, в том числе, включающей элементы волевой регуляции, формированием поведенческих программ, мотивов, установок и др;
- ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНАЯ (межличностная) – связана с осуществлением взаимодействия с окружающими людьми, формированием межличностных отношений.
Слайд 32ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это внутренние механизмы реализации психических функций,
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
– это устойчивые психологические структуры, определяющие предрасположенность человека к определенному
стилю мышления и поведения.
Слайд 33ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – это проявление функционирования психических процессов в их
совокупности,
обусловленное внешними и внутренними причинами,
отражающее итог динамики психики
на данный момент и определяющее её динамику в будущем