Слайд 1Ростовский государственный университет путей сообщения
_____________________________________
Военная кафедра
ТЕМА № 10 .
Пролётные строения временных мостов
Занятие 3. Пролётные строения из сварных широкополочных двутавровых балок.
время-2часа
Лекция
Слайд 2
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Пролетные строения из сварных широкополочных двутавровых балок
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
1. Руководство для ЖДВ «Восстановление ж.д. мостов и труб». ВМ-67,
М., 1967г.;
2. Гольденберг И.Н., Сергиенко П.Т. «Восстановление искусственных сооружений», М.,
1965 г.
3. Типовой проект сортамета широкополочных двутавровых балок.
Слайд 4
Вопрос 1.
Пролетные строения из сварных широкополочных двутавровых балок
Слайд 5В конструкциях временных и краткосрочных мостов на жестких опорах пакетные
пролетные строения, как правило, применяют для перекрытия пойменных пролетов больших
и средних мостов, а также в малых мостах, в которых сборно-разборные пролетные строения вообще не применяются (их на такие мосты просто не хватит).
Если сборно-разборных пролетных строений будет недостаточно для перекрытия русловых пролетов, то пакетные пролетные строения придется применять и в этих пролетах. Но это не рационально, так как при небольших по длине пролетах увеличится количество промежуточных русловых опор.
Слайд 6Сварные широкополочные двутавровые балки имеют высоту 1,04 м, причем эта
высота была принята одинаковой для всех типов сварных балок, выпускавшихся
по проектам ЛГТМ (ныне АО «Трансмост»), шифры 2655 и 135. Сечения сварных балок гораздо мощнее сечений прокатных балок, да и длина может достигать 18 м. При необходимости, путем разрезки и стыковки балок, можно получить даже несколько большие пролеты – 21,0 и 23,0 м.
Возможность рационального подбора геометрических характеристик поперечного сечения сварных двутавровых балок позволяет изготовлять пролетные строения на 30—40% легче пролетных строений из прокатных балок при тех же пролетах.
Проектным институтом Ленгипротрансмост в 1959-61 гг. разработаны проекты двух сортаментов сварных широкополочных двутавровых балок и пролетных строений из них:
первый—для балок из обычной малоуглеродистой стали М16С;
второй—для балок из низколегированной стали повышенной прочности 15ХСНД
Типовыми проектами предусматривается использование двух профилей двутавров - А и Б из стали М16С и двух профилей - А и В - из стали 15ХСНД (таблица). Все 4 профиля имеют одинаковую высоту сечения 1040 мм, одинаковую толщину стенки 12 мм и различаются только по размерам полок.
Слайд 7Основные характеристики сварных широкополочных
двутавровых балок
Слайд 8Поперечное сечение балок состоит из вертикального листа (стенки) толщиной 12
мм и двух горизонтальных листов (полок), сваренных угловыми швами .Высота
поперечного сечения балок в обоих сортаментах 1040 мм. Каждый сортамент включает по два профиля, отличающихся лишь размерами полок.
Сварная широкополочная двутавровая балка:
1 - группа отверстий диаметром 20 мм для монтажных стыков;
2 -группа отверстый диаметром 23 мм для установки ребер (уголков) жесткости;
3 - линии размещения отверстий;
4 - группа отверстий для постановки продольных и поперечных связей; 5 - линия возможной разрезки балки (при необходимости);
п—количество групп отверстий
Слайд 9В балках из стали 15ХСНД уголки жесткости не ставятся, поэтому
отверстий группы 2 в них не предусмотрены.
Разрезкой балок заводских марок
можно получить балки монтажных марок необходимой длины. Разрезка возможна в любом сечении балки, однако в целях рационального расхода металла рекомендуется резать балки посередине между отверстиями групп 4 так, чтобы образующиеся остатки можно было использовать.
Пролетные строения из сварных балок - сборно-разборные.
В стыках балок используют обычные получистые болты диаметром 25,5 мм либо высокопрочные фрикционные болты диаметром 24 мм; в связях—черные болты диаметром 22 мм.
Пролетные строения монтируют из отдельных элементов (марок) 21 вида (марками называются одноименные взаимозаменяемые элементы). Компоновка пролетных строений из балок (сталь М16С) показана в табл.
Слайд 10Для серийного производства были приняты:
из стали
М16С — профили А и Б, которым соответствуют балки с
заводскими марками
МА полной длиной 12,35 м и МБ длиной 16,47 м;
из стали 15ХСНД — профили А и В, им соответствуют балки МА длиной 18,53 м и МВ длиной 12,35 м.
Балки такой длины можно перевозить как по автомобильным, так и по железным дорогам.
Однако для транспортирования по железной дороге балки длиной 16,47 и 18,53 м не совсем удобны, так как полезная длина платформы и полувагона около 13 м. Сложнее и технология их заводского изготовления.
Поэтому массовое распространение получили балки длиной 12,35 м и изготовляемые из них балки длиной 18,53 м со стыком по длине (12,35+12,35 : 2 + зазор в стыке 0,01 = 18,53 м).
Расчетные пролеты пролетных строений из сварных двутавровых балок следующие:
основные — 11,7; 15,9; 18,0 м;
производные (получаемые разрезкой и состыковкой отдельных кусков балок) — 10,8; 13,8; 21,0 и 23,0 м.
Слайд 11Количество балок в пролетных строениях из стали 15ХСНД в основном
такое же, как и в конструкциях из стали М16С.
Разница заключается лишь в том, что при пролете 18 м достаточно одной балки под рельсовую нить, в то время как балок из стали М16С требуется две. Применение двутавров из стали 15ХСНД позволяет уменьшить массу металла пролетных строений.
Так, например, пролетное строение пролетом 18 м из стали М16С имеет массу металла 21,8 т, а из стали 15ХСНД— 12,9 т.
Слайд 12Монтажный стык балок имеет накладки трех типов:
стенки перекрывают парными накладками
М9,
стык каждого пояса—одной наружной накладкой М10
и двумя внутренними
М11.
Количество болтов в стыке одной балки — 104 шт. Стык балок должен располагаться в пределах крайней трети пролета.
Для удобства укладки мостовых поперечин вблизи стыка поверх накладок М10 верхнего пояса устанавливают дырчатые прокладки М15 с отверстиями диаметром 50 мм, в которые входят гайки болтов. Сами прокладки крепят к поясам двумя парами крайних стыковых болтов.
Слайд 13Если пролетное строение предполагается собирать только из двух балок и
расчетный пролет не превышает 15,9 м, то в случае отсутствия
заводских металлических связей допускается в полевых условиях устройство деревометаллических связей, аналогичных по конструкции связям, применяемым в пролетных строениях из прокатных балок
Объединение сварных широкополочных балок в пролетное строение:
а, б - связями заводского изготовления; в - связями полевого изготовления;
1 - продольные связи,
2 - поперечная связь,
3 -диафрагмы, 4 - мостовой брус,
5 - деревянная рама, 6 - тяжи.
Слайд 14Опирание пролетных строений из сварных балок производится на опорные брусья
через опорные листы. Места опирания по длине балок не фиксированы,
однако желательно размещать их в плоскости поперечных связей.
В опорных листах имеются отверстия для закрепления пролетного строения на опоре костылями (по четыре на каждом конце).
Чтобы не устраивать межпролетного заполнения, пространство над опорой между концами двух смежных пролетных строений можно перекрывать консолями балок Но при этом следует учитывать некоторый перерасход металла балок в целом по мосту.
Опирание пролетных строений из сварных балок с перекрытием межпролетного пространства консолями балок
Слайд 15Кроме того, необходимо учитывать, что вылет консоли lк ограничен, во-первых,
величиной подъема ее конца при загруженни только пролета lр,
а
во-вторых, возможностью возникновения при загружении только консоли отрицательной опорной реакции на соседней опоре.
Поэтому при пролете lр≤13,8 м допустимая длина консоли lк будет 1,5 м,
а при lр>13,8 м принимается lк<1 м,
Вылеты консолей двух пролетных строений на одной опоре и на разных концах одного пролетного строения могут быть различны.
Слайд 16Лекция закончена
Благодарю за внимание