Слайд 1Средневековая философия
Подготовила
Студентка 1-го леч.
Группы №29
Созина Маргарита
Слайд 2История развития
Возникновение средневековой
философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476
год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной.
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Слайд 3Основные проблемы философии средневековья
1. Отношение к природе в Средние века
2.
Человек – образ и подобие Божие
3. Проблема души и тела
4.
Проблема самосознания
5. Память и история. Сакральность исторического бытия
6. Проблема универсалий
Слайд 4Отношение к природе в Средние века
В Средние века формируется новое
воззрение на природу.
она перестает быть важнейшим предметом познания, как это
было в античности. основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души.
природные явления выступают в основном в качестве символов, указывающих на иную, высшую реальность и отсылающих к ней; а это – реальность религиозно-нравственная.
Слайд 5Человек – образ и подобие Божие.
Предпосылки:
- Первая – это библейское
определение сущности человека как «образа и подобия Божьего» – откровение,
не подлежавшее сомнению.
- Вторая разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного».
Слайд 6 Человек – пришелец из иного мира – из рая
– и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии,
сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное,– но он сродни не только им, но и Богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек – царь природы, венец творения и т. п.
Слайд 7Проблема души и тела.
Согласно христианскому вероучению, Сын Божий – Логос,
или Иисус Христос, воплотился в человека, чтобы своей смертью на
кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение.
Догмат воскресения во плоти. В отличие от прежних, языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела (как у Платона), средневековое сознание убеждено в том, что человек – когда исполнятся времена – воскреснет целиком, в своем телесном облике, ибо, согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела.
Слайд 8Проблема самосознания
человек знает добро, однако же воля его не подчиняется
ему, и он делает то, чего не хотел бы делать.
«Я одобрял одно, – пишет Августин,– а следовал другому...»
наше знание о собственном существовании, то есть наше самосознание, по убеждению Августина, обладает абсолютной достоверностью, в нем невозможно усомниться. Именно через «внутреннего человека» в себе мы получаем знание о собственном существовании
в Средние века начался процесс формирования понятия «Я», ставшего отправным пунктом в рационализме Нового времени.
Слайд 9Память и история. Сакральность исторического бытия
В Средние века на место
«священного космоса» древних встает «священная история».
Ожидание конца истории, то есть
эсхатологическая (греч. eschatos – предельный, конечный) установка средневекового мышления приковывала внимание философов к постижению смысла истории, которая теперь превращалась как бы в подлинное бытие, в отличие от реальности природной.
Слайд 10Ожидание конца истории, то есть эсхатологическая (греч. eschatos – предельный,
конечный) установка средневекового мышления приковывала внимание философов к постижению смысла
истории, которая теперь превращалась как бы в подлинное бытие, в отличие от реальности природной.
Интерес к истории как подлинной сакральной реальности, соединенный с пристальным вниманием к жизни человеческой души, к “внутреннему человеку”, дал толчок к анализу памяти – способности, которая составляет антропологическую основу исторического знания.
Слайд 11Проблема универсалий
Универсалии –суть, общие, родовые понятия (напр., живое существо, человек)
в отличие от конкретных вещей.
Основной вопрос гласит: приписывать ли
собственное бытие лишь универсалиям, считая конкретные вещи их несамостоятельными видами, или реальным бытием обладают только конкретные вещи, а универсалии суть просто имена, присвоенные им человеком?