Слайд 1Лекция: Общее макроэкономическое равновесие (ОМЭР): Модель совокупного спроса и совокупного
предложения (AS = AD)
Сущность ОМЭР.
Совокупный спрос и факторы его определяющие.
Совокупное
предложение: классическая и кейнсианская модели.
МЭР в модели совокупного спроса и совокупного предложения
Слайд 2Литература:
1. Экономическая теория: Учебник/под.ред. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина и др.
– М.: ИНФА-М, 2003г. –с. 412-417, 431-437
2. Экономическая теория. Экспресс-курс:
учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н. Думовой, А.Ю.Юданова – М.: КНОРУС, 2005.-с.258-270
3. Экономическая теория: Учебник / под ред.Камаева – М.: Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2002 –с.289-293
Слайд 3Экономика – система состоящая из множества элементов, которые находятся между
собой во взаимозависимости и взаимодействии. (Модель кругооборота благ и доходов)
Слайд 4ОМЭР – пропорциональность, сбалансированность между параметрами экономической системы, экономическими процессами:
производство
и потребление;
совокупный спрос и совокупное предложение (АД=АS);
товарная масса и деньги
(ВВП -М);
сбережения и инвестиции;
сбалансированность между различными рынками и внутри них
Слайд 5ОМЭР – не может быть стабильным, колебания вокруг равновесия; необходимо
к нему стремиться.
Неравновесие проявляется: снижение ВВП и НД, реальных доходов
населения, инфляция, безработица.
Слайд 62 вопрос
Совокупный спрос (АД) – реальный объем ВВП, который потребители
(население, предприятие, государство) готовы приобрести при каждом данном уровне цен
или
АД – сумма расходов на конечные товары и услуги произведенные в стране
Слайд 7Чем определяется спрос?
Количеством денег у субъектов экономических отношений.
АД – агрегированный
денежный спрос на реальный ВВП (ВНП) при соответствующем уровне цен
– масса денег в обращении
Р - цена
М = (P*Y)/V Y - объем выпуска на который
предъявлен спрос
V – скорость обращения денег
АД = P*Y*(1/V)
Слайд 9АД
Включает в себя
Потреби-тельский спрос С
Инвести-ционный спрос
I
Спрос со стороны государства G
Чистый эскпорт Хп
Слайд 10Под инвестиционными расходами (инвестициями - I) понимается спрос фирмы, домохозяйств
на покупку нового реального капитал:
Инвестиции в объеме амортизации для замещения
действующего капитала по мере его выбытия
Чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в экономике (производственных фондов, ТМЗ и жилого фонда домохозяйств)
Слайд 11Гос.закупки (G) товаров и услуг не включают государственные трансфертные платежи
населению, а также субсидии фирмам, т.к они не являются затратами
на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части дохода государства домохозяйствам и фирмам
Слайд 12Рис: Кривая совокупного спроса (АД)
Уровень цен (индекс цен)
ВНП реальный
АД
Слайд 13Теоретическое обоснование убывающей зависимости АД от уровня цен базируется на
3х эффектах (движение по кривой АД):
1. Эффект процентной ставки (Эффект
Кейнса )
Р↑ - спрос на деньги ↑ - % ставка ↑ - инвестиции ↓ - потребительские расходы ↓ - АД ↓
Слайд 142. Эффект богатства (Эффект Пигу)
или реальных кассовых остатков.
Р↑ - стоимость
финансовых активов (вклады, ценные бумаги) ↓ - покупательская способность населения
↓ - АД ↓
Слайд 153. Эффект импортных закупок (или обменного курса)
Курс национальной валюты ↓
- товары продаваемые в стране становятся более дешевыми – импорт
↓, экспорт ↑, чистый экспорт ↑ - АД ↑
Слайд 16Неценовые факторы АД, которые вызывают сдвиг кривой спроса вправо или
влево:
1. Изменения в потребительских расходах (зависят от денежных доходов населения,
налогообложения домохозяйств и др)
Слайд 172. Изменения в инвестиционных расходах (зависят от процентной ставки, прибыли,
налога с фирм, технологии и наличия избыточной мощности)
Слайд 183. Изменения государственных расходов (решения правительства; расходы на армию, на
образование, здравоохранения и др)
4. Изменения расходов на чистый экспорт (валютный
курс, таможенные пошлины)
Слайд 19Уровень цен
ВНП реальный
АД2
АД
АД1
Снижение совокупного спроса приводит к сдвигу кривой АД
влево (ближе к оси координат), а увеличение спроса – вправо
(дальше от оси координат)
Слайд 203 вопрос
Совокупное предложение (AS) – это реальный объем ВВП (ВНП),
который предлагается на рынке при каждом возможном уровне цен
Слайд 21
Уровень цен
Jp
Реальный ВВП (ВНП)
AS1
AS
AS2
Рис: Кривая совокупного предложения
Слайд 22Неценовые факторы (детерминаторы) совокупного предложения приводят к сдвигу кривой AS
влево (снижение предложения); вправо (рост предложения)
Слайд 23Неценовые факторы предложения:
колебания цен на ресурсы;
изменения технологий;
изменения налогов;
производительность труда;
правовые нормы
и др
Слайд 24 Совокупное предложение (AS), т.е. объем производства в каждой стране
отражает состояние ее производственного потенциала ,НТП, образовательного уровня населения
Слайд 25Рис: Кривая совокупного предложения
Уровень
цен Jp
Реальный ВНП
I
II
III
Слайд 26I – отрезок кривой AS горизонтальный (кейнсианская модель)
II – промежуточный
отрезок
III – отрезок кривой AS вертикальный (классическая модель)
Слайд 35Восстановление равновесия
Кейнсианская модель
Конкурентный механизм не способен автоматически приводить систему к
равновесному состоянию соответствующему полной занятости ресурсов. Начало XX в цены
перестали быть подвижными. Нужна активная макроэкономическая политика государства по стимулированию АД:
налогово-бюджетная политика (увеличение гос.расходов, снижение налогов);
денежно-кредитная политика (низкая % ставка) активизация инвестиций, потребительских кредитов
Слайд 36Потенциальная ВВП (или экономический потенциал):
Объем производства при полной занятости ресурсов;
Полная
занятость ресурсов:
Доля незагруженных мощностей на 10-20%;
Естественный уровень безработицы 6,5 –
7,5%
Слайд 374 вопрос
Рис. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
М1
М2
М3
АД1
АД2
АД3
AS
P
У
У1
У2
У3
Слайд 38МЭР → когда АД = AS (М1, М2, М3)
Механизм формирования МЭР будет зависеть на каком отрезке кривая АД
пересекает AS.
М1, М2, М3 – три возможные ситуации МЭР
Слайд 39М1 – МЭР при высокой безработице, негибкости цен, неполном использовании
мощностей.
Увеличение АД на кейнсианскойм участке приводит к увеличению объема выпуска
без роста цен
Слайд 40М2 – МЭР в условиях неполной занятости ресурсов.
М3 – МЭР
в условиях полной занятости ресурсов (выпуска на уровне потенционального ВВП)
Увеличение
объема выпуска на классическом участие приводит к росту цен без увеличения объема выпуска