Слайд 1Тема 6. Теория фирмы и организационные формы бизнеса
Слайд 26.1 Теория фирмы: подходы к
определению
Фирма – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными
правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
Слайд 3Концепции трактовки фирмы
Неоклассическая теория фирмы.
Институциональная теория фирмы.
Бихевиористские теории фирмы.
Эволюционная концепция
фирмы.
Слайд 4Неоклассическая теория фирмы
Фирма - производственная единица, деятельность которой описывается
производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.
Главная задача: нахождение такого
соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.
Слайд 5Институциональная теория фирмы
Предпосылки теории: наличие трансакционных издержек, неценовой метод
распределения ресурсов.
Фирма - альтернативный рыночному механизм осуществления сделок в
целях экономии трансакционных издержек.
Фирма - образование, позволяющее оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.
Слайд 6Бихевиористские теории фирмы
Внимание акцентируется на активной роли фирм в
экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде,
но и изменять эту среду.
Слайд 7Эволюционная концепция фирмы
Фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних
факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и
сложившихся на фирме традиций.
Слайд 86.2 Организационные формы бизнеса
индивидуальные владения;
партнерства;
корпорации.
Слайд 9Индивидуальное владение - фирма, находящаяся в собственности одного лица (предпринимателя).
Владелец:
единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности;
несет единоличную
ответственность по всем обязательствам данной фирмы.
Слайд 10Преимущества индивидуального владения
концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца
фирмы;
простота регистрации при создании;
налоговые льготы (во многих развитых странах);
лучшие
условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;
сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.
Слайд 11Недостатки индивидуального владения
отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный
доступ к ним);
концентрация риска на ограниченной сфере деятельности;
сосредоточение всех функций
управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);
высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения.
Слайд 12Партнерство - фирма, которая находится в собственности двух или более
лиц.
Владельцы:
осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в
прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале;
несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства.
Слайд 13Преимущества партнерства
относительная простота регистрации при создании;
большие возможности привлечения финансовых ресурсов
по сравнению с индивидуальным владением;
специализация владельцев на отдельных участках управления
фирмой.
Слайд 14Недостатки партнерства
неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного
партнерства);
возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
проблема «принципал-агент» (когда
функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Слайд 15Корпорация
Совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических
агентов.
Уставный капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев)
различных фирм и граждан.
Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций.
Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, - дивиденды.
Слайд 16Корпорация
Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год,
определяется собранием акционеров.
Каждый из совладельцев имеет право голоса на
годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера.
Всегда существует владелец, концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция).
Слайд 17Преимущества корпорации
Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития
(выпуск акций и облигаций);
ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т.
е. только в пределах внесенного пая;
диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
Слайд 18Недостатки корпорации
Сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;
проблема «принципал-агент»;
двойное
налогообложение прибыли.
Слайд 19Особенности организационно-правовых форм бизнеса
Слайд 20Особенности организационно-правовых форм бизнеса
Слайд 21Особенности организационно-правовых форм бизнеса