Слайд 1ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ :
ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ
Доклад подготовила
Андреевцева Алёна,
Группа 20201, ФП
ТГУ
Слайд 2ПОЛ И ГЕНДЕР
Пол (sex) – системная совокупность
биологических свойств, отличающих
мужчину и женщину.
Гендер (gender) - понятие, используемое
в социальных науках
для отображения
социокультурного аспекта
половой принадлежности.
Слайд 3ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ПРАВИЛ, ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, ПРОЦЕСС
ВХОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - ПРОЦЕСС, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО
ЧЕЛОВЕК ОБУЧАЕТСЯ МОДЕЛЯМ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ, ЦЕННОСТЯМ И Т.Д., СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПОНЯТИЯМ «МУЖСКОЕ» И «ЖЕНСКОЕ».
Слайд 4КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ПРОЦЕСС ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ?
Слайд 5
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ БУКВАЛЬНО С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ, КОГДА РОДИТЕЛИ И
ДРУГИЕ ВЗРОСЛЫЕ, ОПРЕДЕЛИВ ПАСПОРТНЫЙ ПОЛ МЛАДЕНЦА, НАЧИНАЮТ ОБУЧАТЬ ЕГО ГЕНДЕРНОЙ
РОЛИ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЕ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МИРА ПОРОЖДАЕТ РАЗНОЕ РАЗВИТИЕ «МАСКУЛИННОСТИ» И «ФЕМИННОСТИ».
Слайд 6ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ
НАБОРЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ОБОБЩЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ О КАЧЕСТВАХ, СВОЙСТВЕННЫХ КАЖДОМУ ИЗ
ПОЛОВ, НАЗЫВАЮТСЯ ПОЛОВЫМИ ИЛИ ГЕНДЕРНЫМИ РОЛЯМИ
Слайд 7ПОЛОРОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ
2) СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
3)
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ
Слайд 8БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
ОТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ МЕЖДУ ПОЛАМИ В ОБЩЕСТВЕ, РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО БИОЛОГИЧЕСКИМ
ПРИЗНАКАМ.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ДВОЙСТВЕННА – ВСЕ НА СВЕТЕ ДЕЛИТСЯ НА
“МУЖСКОЕ” И “ЖЕНСКОЕ”.
Слайд 9СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД
Аргументы в пользу подхода:
Гомосексуализм: изменение
дискурса об однополой любви.
Обсуждение проблемы транссексуалов.
Осмысление новейших биологических
исследований, согласно которым
однозначное приписывание
пола по хромосомным и генетическим
признакам является затруднительным.
Слайд 10ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРА
ПОЛ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ КОНСТРУКТОМ
АКТИВНОСТЬ НАУЧАЕМОГО ИНДИВИДА
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР
УСВОЕНИЯ ОПЫТА
СУБЪЕКТ СОЗДАЕТ ГЕНДЕРНЫЕ ПРАВИЛА И ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, А НЕ
ТОЛЬКО УСВАИВАЕТ И ВОСПРОИЗВОДИТ ИХ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Слайд 12СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
В “ЭНЦИКЛОПЕДИИ ФЕМИНИЗМА” Л. ТАТТЛ: «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ ЕСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ,
ЧТО СТАТУС ЖЕНЩИНЫ И КАЖУЩЕЕСЯ ЕСТЕСТВЕННЫМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ МУЖСКИМ И
ЖЕНСКИМ НЕ ИМЕЮТ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, А, СКОРЕЕ, ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБОМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО, ЛЕГИТИМНЫМ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ”.
ПОЛОВЫЕ РОЛИ СКОНСТРУИРОВАНЫ; И МУЖЧИНЫ, И ЖЕНЩИНЫ СОЗДАЮТСЯ, ИМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ.
НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ЖЕНСКОЙ, НИ МУЖСКОЙ СУЩНОСТИ.
Слайд 13ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ
У ЧЕЛОВЕКА
ИССЛЕДОВАНИЕ МАРГАРЕТ МИД В НОВОЙ ГВИНЕЕ
КОНЦЕПЦИЯ САНДРЫ БЕМ
РАСЩЕПЛЕННОСТЬ
РОЛЕЙ ПЛЕК
Слайд 14СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Слайд 15ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ
МЫ ПОДЧИНЯЕМСЯ НЕ ПРОСТО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО БОИМСЯ
ОСУЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА, А ПОТОМУ, ЧТО БЕЗ НАПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ МЫ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ЗНАЕМ, ЧТО ДУМАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ И ДЕЛАТЬ.
Слайд 16СОЦИАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЧЕЛОВЕК ОЦЕНИВАЕТ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРАВИЛЬНОЕ, ПОКА НАБЛЮДАЕТ ТАКОЕ
ЖЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЧЛЕНОВ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ
Слайд 19А ЧТО МОЖЕТ ПОСЛЕДОВАТЬ ПРИ НАРУШЕНИИ ГЕНДЕРНОЙ РОЛИ?
Слайд 20ПОСЛЕДСТВИЯ…
АЯТОЛЛА ХОМЕЙНИ, ПРАВИТЕЛЬ ИРАНА С 1979 ДО СЕРЕДИНЫ 1980-Х ГГ.,
ОТМЕНИЛ ВСЕ ЗАКОНЫ, ДАЮЩИЕ ЖЕНЩИНАМ ХОТЬ КАКИЕ-ТО ПРАВА, И ПРИГОВОРИЛ
К СМЕРТНОЙ КАЗНИ В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 20 ТЫСЯЧ ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ НЕ СОБЛЮДАЛИ ЧЕТКИЕ ПРАВИЛА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИХ ОДЕЖДУ И ПОВЕДЕНИЕ (FRENCH, 1992).
В РАМКАХ УЛЬТРАОРТОДОКСАЛЬНОГО ИУДАИЗМА (КОТОРЫЙ НЕ ИСПОВЕДУЮТ БОЛЬШИНСТВО ЕВРЕЕВ) С ЖЕНЩИНАМИ, КОТОРЫЕ ОТКАЗЫВАЮТ В СЕКСЕ СВОИМ МУЖЬЯМ ИЛИ ПРЕНЕБРЕГАЮТ ИСПОЛНЕНИЕМ РАБОТЫ ПО ДОМУ, МОЖНО РАЗВЕСТИСЬ БЕЗ ИХ СОГЛАСИЯ И ЛИШИТЬ ИХ ВСЕХ ПРАВ НА ДЕТЕЙ.
Слайд 21ПОСЛЕДСТВИЯ…
БОЛЕЕ ЧЕМ У 20 МИЛЛИОНОВ ЖЕНЩИН ВО ВСЕМ МИРЕ ПОЛОВЫЕ
ОРГАНЫ ИЗУВЕЧЕНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ КЛИТОРОДЭКТОМИИ И ДРУГИХ ОПЕРАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ТО, ЧТОБЫ НАВСЕГДА УНИЧТОЖИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАЗМА ИЛИ СОХРАНИТЬ ДЕВСТВЕННОСТЬ.
НЕСМОТРЯ НА ЖУТКУЮ БОЛЬ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ПОДОБНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ, ЭТА ПРАКТИКА ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ, ПОТОМУ ЧТО МУЖЧИНА НЕ ВОЗЬМЕТ В ЖЕНЫ НЕ ИЗУВЕЧЕННУЮ ДЕВУШКУ, А ДЕВУШКА, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ВЫЙТИ ЗАМУЖ. ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ В СВОЕМ ОБЩЕСТВЕ, ТО ДОЛЖНА ПРОЙТИ ЭТОТ УРОДУЮЩИЙ ОБРЯД.
Слайд 22ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДЧИНЕНИЯ ГЕНДЕРНЫМ РОЛЯМ
1. УСТУПЧИВОСТЬ (ЖЕЛАНИЕ ИЗБЕЖАТЬ СОЦИАЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ И
ЗАВОЕВАТЬ СОЦИАЛЬНОЕ ОДОБРЕНИЕ)
2. ОДОБРЕНИЕ ИЛИ ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ: ВНУТРЕННЕ МЫ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАШАЕМСЯ С
НОРМАМИ, КОТОРЫМ ПОДЧИНЯЕМСЯ
3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ: МЫ ПОВТОРЯЕМ ДЕЙСТВИЯ РОЛЕВЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ХОТИМ БЫТЬ ПОХОЖИМИ НА НИХ.
Слайд 23ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ПРОЦЕСС, В ХОДЕ КОТОРОГО МЫ УЧИМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН,
ЧТО ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ СВОЙСТВЕННЫ ОДНИМ И НЕСВОЙСТВЕННЫ ДРУГИМ, В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА ОБУЧАЕМОГО.
Слайд 24ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ
· СНАЧАЛА РЕБЕНОК УЗНАЕТ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ ДВА ПОЛА
(ДВЕ КАТЕГОРИИ);
· ЗАТЕМ ОН ВКЛЮЧАЕТ СЕБЯ В ОДНУ ИЗ КАТЕГОРИЙ
(МУЖСКУЮ ИЛИ ЖЕНСКУЮ);
· НА ОСНОВЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА) РУКОВОДИТ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, ВЫБИРАЯ И ПРЕДПОЧИТАЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.
Слайд 26СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
СУЩЕСТВУЕТ ПАНКУЛЬТУРНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ ПОВЕДЕНИЮ, СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ГЕНДЕРУ,
ХОТЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУЛЬТУРЫ ЕСТЬ НЕКОТОРЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ТОМ,
ЧЕМУ ИМЕННО УЧАТ.
МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ПОЛО-РОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ ЯВЛЯЕТСЯ СХОЖЕЙ ДО ТОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ, ДО КАКОЙ СХОЖЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ.
Слайд 27 ИССЛЕДОВАНИЕ ВАЙТИНГ И ЭДВАРДЗ
ИЗУЧИЛИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО КЕНИИ,
ЛИБЕРИИ, ИНДИИ, МЕКСИКЕ, ФИЛИППИНАМ, ОКИНАВЕ, ГВАТЕМАЛЕ, ПЕРУ И ДВУМ МАЛЕНЬКИМ
СООБЩЕСТВАМ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ.
ПРЕДПОЛОЖИЛИ, ЧТО ОСНОВНОЙ ПУТЬ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — ПОМЕЩЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В РАЗНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ГДЕ ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЛЮДЕЙ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, УСВАИВАЮТ РАЗНЫЕ ВЕЩИ. ВО ВСЕХ ИЗУЧАВШИХСЯ КУЛЬТУРАХ МАЛЬЧИКИ ИМЕЛИ БОЛЕЕ СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЧЕМ ДЕВОЧКИ, ИМ ЧАЩЕ ДАВАЛИ ПОРУЧЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УДАЛЯТЬСЯ ОТ ДОМА, ОНИ БОЛЬШЕ ИГРАЛИ И У НИХ БЫЛО БОЛЬШЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. ДЕВОЧКИ ЧАЩЕ, ЧЕМ МАЛЬЧИКИ, НАХОДИЛИСЬ СО СВОИМИ МАТЕРЯМИ, А МАЛЬЧИКИ ЧАЩЕ, ЧЕМ ДЕВОЧКИ, ОБЩАЛИСЬ С ОТЦАМИ.
Слайд 28ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЖАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ - ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ, В
ХОДЕ КОТОРОГО ПРИЕМЛЕМОЕ ДЛЯ ДАННОГО ОБЩЕСТВА ПОВЕДЕНИЕ ПООЩРЯЕТСЯ, А НЕПРИЕМЛЕМОЕ
НАКАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ НЕОДОБРЕНИЕМ.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЖАНИЕ - ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ, В ХОДЕ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕМУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ГРУППЕ И НАЧИНАЕТ ПОДРАЖАТЬ ИХ ПОВЕДЕНИЮ.
Слайд 29ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ГЕНДЕРНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА
Слайд 30ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЬЯ ДЛЯ РЕБЕНКА - ЭТО ПЕРВЫЙ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.
ДЕТИ НАБЛЮДАЮТ, КАК ИХ РОДИТЕЛИ ВЫРАЖАЮТ СВОИ ЧУВСТВА, ВЫПОЛНЯЮТ ЖЕЛАНИЯ
ДРУГ ДРУГА, ОБЩАЮТСЯ И СТРОЯТ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОЦЕСС ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕБЕНОК СОЗДАЕТ МОДЕЛЬ ТОГО, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ВОСПРОИЗВОДЯТ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ПОВТОРЯЯ ИХ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ.
Слайд 31ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Слайд 32СКАЗКИ, ГДЕ ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ЖЕНСКОГО ПОЛА. В БОЛЬШИНСТВЕ СКАЗОК
ПЕРСОНАЖИ – ВОПЛОЩЕНИЕ «ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ», ГЕРОИНЯ ОБЫЧНО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ СПАСЕНИЯ
(«МОРОЗКО»), БЕЗРОПОТНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ ВОСХВАЛЯЕТСЯ («ЗОЛУШКА»), ЖЕНЩИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ РУКОДЕЛЬНИЦЕЙ, НАГРАДА ЖЕ ЗА ТЕРПЕНИЕ – ХОРОШИЙ ЖЕНИХ, «ЛЕНИВИЦЫ» ОБЫЧНО НАКАЗЫВАЮТСЯ.
АВТОРИТАРИЗМ «МАЧЕХ» В СКАЗКАХ – ВЕЛИКОЕ ЗЛО, ТОЧНО ТАК ЖЕ ОСУЖДАЕТСЯ И МУЖЧИНА, НЕ СПОСОБНЫЙ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ ЖЕНЩИНУ.
СКАЗОК, В КОТОРЫХ ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЖ – ЖЕНЩИНА–БОГАТЫРКА, ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ.
СКАЗКИ, ГДЕ ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО МУЖЧИНА, – ЭТО В ОСНОВНОМ СКАЗКИ, В КОТОРЫХ ЖЕЛАННЫМ «ПРИЗОМ» ГЕРОЮ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕСТА, А ТАКЖЕ ПРИЛАГАЮЩИЕСЯ К НЕЙ БОГАТСТВО И ПРИЗНАНИЕ.
Слайд 33ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Слайд 34
ГЕРБНЕР И ГРОСС ПРИПИСЫВАЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЮ УНИКАЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ ИЗМЕНЯТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ В
ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, А АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ К НАМ ПО ТЕЛЕВИЗИОННЫМ КАНАЛАМ, ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ, ЧТО ТЕЛЕВИДЕНИЕ СОЗДАЕТ СТЕРЕОТИПНЫЕ, ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН.
Слайд 35ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ФЕЙСИЗМ
Фотографии в прессе
обычно подчеркивают у
мужчины лицо,
а у женщины — тело, так как мужчины
на них обычно изображаются
от шеи и выше, а женщины — во весь рост.
Слайд 36ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ЯЗЫК
Слайд 37
ХЕНЛИ (HENLEY, 1989) УКАЗЫВАЕТ, ЧТО В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ОБШИРНЫЙ
ДИАПАЗОН СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПО-РАЗНОМУ ОПИСЫВАТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, А
ЕСЛИ ТОЧНЕЕ, ИЗОБРАЖАТЬ ЖЕНЩИН МЕЛКИМИ, ЗАУРЯДНЫМИ ИЛИ ВОВСЕ ИХ ИГНОРИРОВАТЬ.
ХЕНЛИ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ, ПОКАЗАВШЕМ, ЧТО СЛОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ЖЕНЩИН С ПЛОХОЙ СТОРОНЫ, В 6—10 РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЛОВ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ МОЖНО СКАЗАТЬ ПЛОХО О МУЖЧИНЕ (ВСПОМНИТЕ, СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ СПОСОБОВ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ О ЖЕНЩИНЕ, ЧТО ОНА РАСПУТНА). В ЭТИХ СЛОВАХ СОДЕРЖИТСЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГЕНДЕРУ ПОВЕДЕНИИ, КОТОРОЕ ПРИНЯТО В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ.
Слайд 38ВНЕСЕМЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ИГРУШКИ
Слайд 39
СОГЛАСНО ПРОВЕДЕННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, ИГРУШКИ И ИГРЫ ПОМОГАЮТ ДЕВОЧКАМ ПРАКТИКОВАТЬСЯ В
ТЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ КАСАЮТСЯ ПОДГОТОВКИ К МАТЕРИНСТВУ И ВЕДЕНИЮ
ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА, РАЗВИВАЮТ УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ И НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
СОВСЕМ ИНАЧЕ ДЕЛО ОБСТОИТ У МАЛЬЧИКОВ: ИГРУШКИ И ИГРЫ ПОБУЖДАЮТ ИХ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ, ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ПОЗЖЕ ЛЯГУТ В ОСНОВУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПООЩРЯЮТ НЕЗАВИСИМОЕ, СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ И ЛИДЕРСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Слайд 40ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
С. Михалков. «Папа к зеркалу садится»
Папа к зеркалу садится:
– Мне
подстричься и побриться! —
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и
бреет.
Он из маленького шкапа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал.
Щелкнул ножницами звонко,
Раз–другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков.
Расчесал прямой пробор,
Вынул бритвенный прибор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила.
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
Рядом девочку стригут,
Два ручья из глаз бегут.
Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу —
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую косу.
Если стричься решено,
Плакать глупо и смешно!
Внимательно прочитайте стихотворение. Какие нормы и правила усваивает ребенок из этого стихотворения? Какие гендерные стереотипы транслирует стихотворение? Будет ли отличаться восприятие этого стихотворения мальчиками и девочками? Если да, то какую информацию получат мальчики, а какую – девочки?