Слайд 119 Размещение детей в приемные семьи
Слайд 2План
Привязанность и расстройства привязанности
Негативные последствия изъятия детей из семьи
Стратегии размещения,
для снятия психологической травмы
Слайд 4Ранняя привязанность
Долгосрочные социальный и эмоциональные связи между детьми грудного возраста
и людьми, играющими важную роль в их жизни
Слайд 5Привязывается сначала к матери, потом к отцу и другому основному
воспитателю
Наиболее усиливается привязанность к тем, кто удовлетворяет их потребности,
Слайд 6Роль привязанности
Опыт ранней привязанности формирует основное «базовое доверие», которое характеризуется
формированием у ребенка позитивного восприятия окружающего мира.
Развивает языковые и коммуникационные
способности,
чувство собственного достоинства,
снижает чувство тревоги, дает ребенку осознание безопасности.
Слайд 7Амбивалентная привязанность
Избегающая привязанность
При долгой разлуки с матерью, в семьях группы
риска, где мать не занимается ребенком формируется а.п. – равнодушие,
страх, отчуждение, равнодушие к ней.
Такую привязанность провоцирует порой болезнь (аутизм)
Слайд 8Расстройства привязанности
Не умеют принимать ласку и любовь
Не разрешают к себе
прикасаться
Саморазрушающее поведение (бьются головой о стенку, обжигают руки)
Проявляют бессмысленную жестокость
Лживы,
притворны, фальшивы
Проблемы с речью
Нет постоянных друзей
Неспособность проявлять заботу о близких
Чувства ярости и гнева
Слайд 9Расставание
Печаль, депрессия, отчаяние, одиночество
Временное – не причиняет такую боль
Постоянная утрата
близкого человека
зависит от степени привязанности к нему
Слайд 10Изъятие из семьи
Дети чувствуют свою вину в причине расставания
Боятся неизвестности
(кормить, одевать, спать)
Чувство одиночества, «чужого» (новые правила, другая этническая среда)
Боятся,
что случилось с их семьей
Слайд 11Этапы переживания
1. Шок, отрицание. (Неправда, не верю, не может быть)
поведение робота
2. Гнев. Протест. (На судьбу, на себя, на того,
с кем расставаться, на Бога)
3. Торг. (Если я буду хороший, меня вернут домой)
4. Депрессия (вялость потеря интереса)
5. Разрешение. Попытки наладить позитивные отношения с окружающими
Слайд 12Грудной возраст
Отсутствие хорошо знакомых им людей, которым они доверяют, которые
обеспечивают их уход, кормление – могут привыкнуть к «чужому», даже
самому хорошему человеку.
Если идет процесс усыновления – то сначала необходимо установить тесную привязанность к ним.
Слайд 13Дошкольный возраст
Утрата поддержки взрослых вызывает чувство одиночества, уязвимости и тревоги.
Не
понимают происходящего, решают, что их бросили
Не понимают время. Оставив надежду
на возвращение, испытывают затруднение в восстановлением с биологической семьей
Могут играть с другими детьми, обращаться к другим людям за помощью
Слайд 14Младший школьный возраст
Не понимают фразы: «твоя мама отдала тебя на
усыновление, потому что хочет тебе добра»
Воспринимают мир конкретно: что хорошо,
что плохо. Правильно и неправильно. Любые перемены преобладают гипертрофированную значимость и кажутся зловещими.
Ограниченные приспособительные возможности, нуждаются в помощи взрослых управлять ими в повседневной жизни
Слайд 15Не могут понять новые требования, не понимают как они поступили
правильно или нет
Не знают как разделить свою любовь между биологической
и замещающей матерью, но уже способны к новым привязанностям
Опираются на друзей и нуждаются в них.
Слайд 16Подростковый возраст
Лучше понимают других людей
Самостоятельно приспосабливаться к меняющимся условиям
Нуждаются в
поддержке и одобрении взрослых
Привязываясь к замещающим родителям понимают. что этим
не предают своих родных.
Стыдятся своих семейных проблем
Волнуются о своем новом статусе приемного
Слайд 17Эмоционально неустойчивые, хаос
Тяга к независимости
Придают внимание половой идентификации, их могут
волновать неправильное поведение в своей прежней семье
Оценка не объективна: то
идеализируют свою биологическую семью, то проклинают
Слайд 18Юность
Могут анализировать ситуацию в семье
Чувства противоречивы: привязаны к родным и
стыдятся их проступков
Большую роль играют индивидуальные отношения (свидания)
Нуждаются в помощи
психолога
Слайд 19Последствие сиротства
Отставание в физическом развитии, хронических соматических заболеваний, задержки и
искажения интеллектуального развития (диагностируется более чем у 50% выпускников детских
домов), наиболее тяжелый след институциональное воспитание оставляет в психической жизни детей. У ребенка-сироты нарушаются процессы саморегуляции, эмоционально-познавательные потребности, возможности общения и построения отношений.
После достижения совершеннолетия выпускники интернатов трудно адаптируются к самостоятельной жизни. Они проявляют инфантилизм, неспособность к сознательному выбору, неприятие самого себя как личности.
Следствием социально-психологической дезадаптации становится иждивенчество, склонность к криминальному поведению, неспособность к созданию собственной семьи, что нередко приводит к появлению нового поколения детей-сирот.
Слайд 20У большинства детей-сирот имеются выраженные особенности структуры личности: нарушенное восприятие
личного пространства своего и других людей, неадекватная самооценка, нарушения саморегуляции,
неспособность делать выбор и принимать решения, отсутствие целостного представления о себе и собственной жизни, нарушенная идентичность.
Дети, живущие в системе институционального воспитания с младенческого возраста, не имеют опыта жизни в семье, представлений о семейных ролях, бытовых навыках, необходимых для жизни в семье.
Многие из них социально не адаптированы к жизни вне учреждений, большинство имеют поведенческие проблемы.
Кроме психологических особенностей, большинство детей, воспитывающихся в интернатных условиях, имеют хронические заболевания, как соматического характера, возникшие в результате неадекватного ухода и неблагоприятных условий воспитания, так и наследственные, генетические, у многих детей установлена инвалидность.
В силу социальных обстоятельств многие отстают от сверстников в интеллектуальном, эмоциональном развитии, имеют дефицит веса и роста.
Слайд 21Причины по которым не хотят усыновления
ребенок помнит и идеализирует кровных
родителей, ждет их;
у ребенка есть непроработанный травматический опыт, затрудняющий
коммуникацию и вступление в новые отношения;
у ребенка нет опыта построения близких отношений и возможность их возникновения пугает;
у ребенка есть негативный опыт пребывания в замещающей семье.
Слайд 22Потенциальные замещающие родители
– это граждане, собравшие полный пакет документов, прошедшие
обучение в школе приемных родителей и получившие заключение органов опеки
и попечительства о возможности быть замещающим родителем (усыновителем, опекуном, воспитателем приемной семьи).
Слайд 23Замещающая семья
– семья, взявшая на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося
без попечения родителей;
создается на основании акта органа опеки и
попечительства о назначении опекуна (попечителя);
при возмездной форме опеки в дополнение заключается соответствующий договор;
усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.
Слайд 24Безвозмездная опека
– форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста четырнадцати
лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны)
безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятии и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Слайд 25Возмездная опека или попечительство
(опека или попечительство по договору) – опека
или попечительство, которые устанавливаются на
основании акта органа опеки и
попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
Опека или попечительство по договору устанавливаются, в том числе, по договору
о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РБ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Слайд 26Приемная семья
(возмездная опека) – опека или попечительство над ребенком (детьми)
на основании договора об осуществлении опеки и попечительства, на срок,
указанный в договоре.
Слайд 27Усыновление (удочерение)
– приоритетная форма семейного
устройства ребенка-сироты или ребенка,
оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие ребенка в семью на
правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Консилиум службы сопровождения – совещательный орган, в функции которого входит рассмотрение и согласование планов семейного устройства детей и планов сопровождения замещающих семей.
Слайд 28Принятие решения о размещении
Размещение уместно – если поддерживающие услуги не
могут обеспечить безопасность ребенка
Не возможность защитить его от насилия в
семье
Слайд 29Стили размещения, причиняющие вред
Поспешность
«Прежний объект любви уже потерян, а
новый не найден»
Размещение происходит к совершенно ранее незнакомым людям или
коллективу
Плохой контроль за размещением
Слайд 30Стратегии постепенного размещения
Избегания ненужных перемен.
Вовлечение в процесс планирования, совместная подготовка
к размещению
Получение поддержки во время размещения.
Ребенку дают понят реальные
причины размещения и вместе обсудить это
Помогают приспособиться к жизни в новой семье.
Слайд 31Смягчить утрату могут близкие люди, которые поддерживают ребенка
Замещающие родители специально
готовятся к удовлетворению специфических эмоциональных и физических потребностей ребенка
Если конечной
целью является воссоедирнение с биологической семьей, с ней обязательно поддерживается связь
Слайд 32Создание условий для успешной адаптации ребёнка в замещающую семью
Поиск
потенциальных родителей и обследование возможности приёма ребёнка в семью.
Информирование
граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью.
Психологическая подготовка их для передачи в приёмную семью.
Разработка и апробирование программы комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения семьи до и после принятия ребёнка на воспитание.
Слайд 331 этап
Рекламная компания по привлечению потенциальных замещающих семей. ПМПС
Наглядная
агитация, листовки, объявления в организациях и др. Массовые мероприятия: родительские
собрания в школах
Слайд 342 этап
Отбор потенциальных замещающих семей, работа с кандидатами в родители.
Изучение личности потенциального замещающего родителя (педагог-психолог)
Диагностика профессиональной и личностной
готовности кандидата в замещающие родители к выполнению этой роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей ( социальный педагог педагог-психолог )
Выявление намерений кандидата, побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи. (социальный педагог педагог-психолог) Обследование жилищно-бытовых условий (социальный педагог)
Слайд 353 этап Подготовка потенциальных замещающих семей.
Ознакомить их с проблемами,
которые возникают с появлением ребёнка в семье. (Педагог-психолог, врач-педиатр, соц.педагог)
Сформировать представление о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, и навыки семейного общения с ними.
Выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и имеющиеся возможности, позволяющие решить проблемы.
Слайд 364 этап Подготовка детей к жизни в замещающей семье
Диагностический
- выявление особенностей актуального развития детей и представление ребёнка о
семье. Социальный педагог, педагог- психолог.
Обучающий – развитие коммуникативных навыков, взаимодействие в семье со взрослыми и детьми, знакомство с правилами и традициями семейного проживания. (Ролевые игры) Педагог-психолог. Временное пребывание ребёнка в семье – помещение детей на выходные и праздничные дни в семью. Социальный педагог, педагог-психолог, врач-педиатр.
Слайд 375 этап Комплексное сопровождение семей
Социально-правовое: 1. Защита социальных прав
и законных интересов ребёнка. 2. Развитие навыков правовой культуры, связь
с учебными заведениями. 3. Оказание юридической помощи. 4. Мониторинг развития и воспитания детей в семье.
Медицинское направление: 1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка. 2. Профилактическая работа. 3. Консультирование
Слайд 38Социально –психолого –педагогическое: 1. Создание условий для успешной адаптации ребёнка
в замещающей семье. 2. Изучение сферы дополнительных интересов ребёнка, помощь
в профессиональном самоопределении. 3. Развитие эмоциональной сферы (снятие тревожности, развитие навыков общения). 4. Оказание квалифицированной помощи, особенно на первом этапе, когда происходит вхождение воспитанника в семью.
Социальный патронаж для оказания помощи в сопровождении и поддержке данного типа семьи, оказавшейся в новой ситуации.
Слайд 396 этап Мониторинг состояния и развития детей, воспитывающихся в замещающих
семьях
Наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;
Своевременное выявление факторов,
вызывающих изменения в семье; Осуществление краткосрочного прогнозирования возможных негативных тенденций в состоянии ребёнка.
Создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии ребёнка.