Слайд 2
Тема занятия: «Стартер-генераторная установка и её привод».
Групповое занятие № 9
Тема
№13 «Общее устройство электрооборудования. Источники электрической энергии».
Слайд 3Учебные вопросы:
1. Назначение, техническая характеристика и общее устройство стартер-генератора и его
привода. Условия работы и расположения стартер-генераторной установки (СГУ) в танке.
Работа магнитной системы стартер-генератора в стартерном и генераторном режимах.
2. Объём работ по техническому обслуживанию стартер-генераторной установки (СГУ).
3. Проверка работы стартер-генераторной установки (СГУ) по КИП в танке.
Слайд 4Учебный вопрос № 1
Назначение, техническая характеристика и общее устройство стартер-генератора
и его привода. Условия работы и расположения стартер-генераторной установки (СГУ)
в танке. Работа магнитной системы стартер-генератора в стартерном и генераторном режимах.
Слайд 5Введение.
Увеличение мощности потребителей электрической энергии в танке потребовало увеличение мощности
генераторов до 10 кВт. При этом мощность генератора стала соизмеримой
с мощностью необходимой для пуска танкового двигателя. Это обстоятельство позволило выполнить универсальную электрическую машину пригодную для работы в двух режимах: стартерном и генераторном. Применение одной и той же электрической машины в генераторном и стартерном режимах основано на известном принципе обратимости электрических машин постоянного тока. При этом достигается уменьшение размеров и веса по сравнению с раздельным исполнением стартера.
Слайд 6Требования, предъявляемые к танковым генераторам
Слайд 7Танковый стартер-генератор СГ – 10 – 1С является основными источниками
электрической энергии и предназначен для пуска двигателя (в стартерном режиме
) и для питания всех потребителей и заряда АБ при работающем двигателе (в генераторном режиме)
Слайд 8Стартер-генератор расположен в МТО на специальном кронштейне, приваренном к подмогорному
фундаменту. Крепится двум хомутами в специальной подушке, между подушкой и
кронштейном устанавливаются регулировочные прокладки. Сверх над СГ установлен теплозащитный козырёк.
Слайд 9Техническая характеристика
СГ 10-1С
1) Мощность:
• в стартерном режиме 14,7кВт
• в генераторном режиме 10 кВт
2) Режим работы: продолжительный
3) Номинальное напряжение:
• в стартерном режиме 48 В
• в генераторном режиме 28 В
4) Номинальный ток: 360 А
5) Кратковременно допускаемый ток в течении 30 сек: 450 А.
6) Скорость вращения при полной мощности в нагретом состоянии: 3600 об/мин
7) Максимальная скорость вращения: 6250 об/мин
8) Число полюсов основных (дополнительных): 4 (2)
9) Масса: 70 кг
10) Удельная мощность: 143 Вт/кгс
11) Направление вращения со стороны привода: правое.
Слайд 11 Общее устройство стартер – генератора
СГ-10-1С
Стартер-генератор СГ-10-1С представляет
собой четырехполюсную электрическую машину постоянного тока параллельного возбуждения в генераторном
режиме и смешанного возбуждения в стартерном режиме.
Слайд 12Состав:
1. Корпус с электромагнитной системой.
Электромагнитная
система включает:
4 основных полюса с обмотками параллельного и последовательного возбуждения;
два дополнительных полюса.
Слайд 172. Якорь с коллектором
Якорь собирается из отдельных изолированных
лаком листов электротехнической стали. Якорь имеет волновую обмотку, состоящую из
одновитковых прямоугольных медных секций. Секции закреплены в пазах якоря и изолированы стеклотканью.
Коллектор собран из 33 медных пластин, изолированных друг от друга слюдой.
Слайд 203. Крышка со стороны коллектора
изготовлена из алюминиевого сплава и
для обеспечения доступа к коллектору и щеткам имеет четыре окна.
Слайд 225. Вентилятор
обеспечивает охлаждение генератора и расположен под крышкой со
стороны привода.
Слайд 236. Защитный и направляющий кожух.
Слайд 247. Траверса со щетками
обеспечивает коммутацию генератора и закреплена на
крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели положительных щеток изолированы от
крышки, а щеткодержатели отрицательных щеток крепятся непосредственно к крышке и
соединены с корпусом генератора.
В крышке со стороны коллектора крепятся четыре щеткодержателя, в каждом из которых установлено по 6 медно-графитовых щеток марки МГС-7ТФ реактивного типа.
Плюсовые щеткодержатели изолированы от крышки прокладками и втулками из стеклотекстолита. Давление на щетки осуществляется регулируемыми спиральными ленточными пружинами.
Слайд 25Привод стартер-генератора
Привод СГУ предназначен для передачи вращения от стартер-генератора к
двигателю при работе в стартерном режиме и от двигателя к
стартер-генератору при работе в генераторном режиме.
Привод расположен на гитаре и смонтирован на двух корпусах.
Он состоит из приводной шестерни, насаженной на шлицы ведущего вала, упругой муфты, ведущие части которой связаны шлицами с ведущим валом, а ведомые с помощью шлицев с насосными колесами гидромуфты, ведомого вала, на шлицах которого установлены турбинные колеса гидромуфты и солнечная шестерня планетарного ряда, бустера и соединительный валик.
Перемещение валика ограничено резиновыми буферами.
Слайд 26Привод стартер-генератора и его работа
Слайд 28При нажатии на кнопку СТАРТЕР включается МЗН-2 пуска с буксира,
через 1-3 с. подается команда пуска стартера в течение 0,4-0,8
с. подается напряжение 3 В на якорь С-Г. Вал С-Г начинает проворачиваться, и через валики соединительные зубчатки проворачивается вал с солнечной шестерней, и водило планетарного ряда. МЗН-2 забирает масло из бака, и кран-распределитель подает его бустеру. Под действием давления масла бустер начинает двигаться, сжимает возвратную пружину и – через подшипник передвигает зубчатую муфту.
Слайд 29Муфта двигается по винтовым шлицам ведущего вала и входит в
зацепление с зубьями водила планетарного ряда. Под давлением масла муфта
продолжает двигаться, и в конце хода копир выталкивает шарик, который воздействует на кнопки датчиков. Отключается МЗН-2 пуска с буксира, и переключаются на АКБ для подачи на якорь С-Г напряжения +48В, при котором С-Г развивает полную мощность.
Водило и зубчатая муфта, сцеплены, начинает вращаться ведущий вал и приводная шестерня, и через основной вал гитары вращение передается на коленчатый вал двигателя.
Как только двигатель запустился, зубчатая муфта начинает вращаться быстрее, чем водило, и свинчивается по винтовым шлицам ведущего вала, возвращаясь в исходное положение.
Бустер тоже возвращается в исходное положение, масло из полости бустера через клапан крана-распределителя стекает в картер гитары.
Привод подготовлен для работы в генераторном режиме.
Слайд 30При работе двигателя нагнетающий насос создаёт давление в гидросистеме трансмиссии,
и масло через систему трубопроводов поступает в крышку корпуса гидромуфты,
и через переходную втулку в полость ведомого вала для заполнения гидромуфты и смазки всего привода.
После заполнения гидромуфты вращение через приводную шестерню, упругую муфту, гидромуфту, ведомый вал зубчатки и валик передается на вал СГ.
Гидромуфта передает вращение за счет кинетической энергии масла, циркулирующего по каналам, образуемым лопатками турбинного и насосного колес.
Слайд 31Работа магнитной системы стартер-генератора в стартерном и генераторном режимах.
Магнитная система
СГ-10-1С включает четыре основных полюса и два дополнительных полюса, на
которых размещены катушки последовательного и параллельного возбуждения.
Для работы СГ в генераторном режиме включается только обмотка параллельного возбуждения, которая состоит из двух параллельных ветвей. Начало обеих ветвей присоединено к штепсельному разъему Ш, а концы - к щеткодержателям отрицательных щеток.
При работе СГ в стартерном режиме магнитный ток возбуждения создается путем включения как последовательной, так и параллельной обмоток. Благодаря этому увеличивается крутящий момент, развиваемый стартером.
Слайд 32 Магнитная система стартера-генератора СГ101С
Слайд 33Электрическая схема стартера-генератора:
ОП обмотка возбуждения основных полюсов;
ДП
обмотка дополнительных полюсов;
ОВ параллельная обмотка возбуждения
Слайд 34Учебный вопрос № 2
Объём работ по техническому обслуживанию
стартер-генераторной установки (СГУ).
Слайд 36ВОПРОС №3. Объем и порядок выполнения работ по техническому обслуживанию
СГУ. Проверка работоспособности СГУ по КИП в танке.
Виды технического обслуживания:
Контрольный
осмотр (КО)
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)
Техническое обслуживание №1 (ТО №1)
Техническое обслуживание №2 (ТО №2)
При контрольном осмотре и ежедневном техническом обслуживании убедиться в наличии зарядного тока АБ.
При ТО № 1: проверить крепление приборов, надёжность подсоединения к приборам токоведущих проводов, затяжку разъемов и выводных гаек. Наличие и состояние штатных резиновых наконечников.
При ТО № 2, дополнительно к мероприятиям ТО-1, очистить приборы от пыли и грязи при эксплуатации машин в пыльных условиях через 50-100 ч работы двигателя, а в обычных условиях через 150-200 ч продувать стартер-генератор СГ-10-1 сжатым воздухом под давлением не более 10 кг/см2 с помощью машины МТО.
Слайд 37Вопрос № 3
Проверка работы стартер-генераторной установки (СГУ) по КИП в
танке.
Слайд 38Проверка работы зарядной цепи по КИП в танке.
Для проверки
работы зарядной цепи по контрольно-измерительным приборам в танке
необходимо:
включить выключатель батарей и, нажав кнопку вольтамперметра, определить величину напряжения аккумуляторных батарей напряжение должно быть не менее 24 В;
запустить двигатель и установить обороты холостого хода;
нажать кнопку вольтамперметра и, плавно увеличивая обороты двигателя, определить момент подключения генератора в бортовую сеть по скачку напряжения при нормально отрегулированном реле-регуляторе генератор должен подключаться при оборотах 8001000 об/мин;
плавно увеличивая обороты двигателя до эксплуатационных, определить напряжение бортовой сети, поддерживаемое реле-регулятором напряжение должно быть 26,528,5 В;
отпустить кнопку вольтамперметра и определить зарядный ток аккумуляторных батарей зарядный ток должен быть 2540 А;
плавно снижая обороты двигателя, определить величину обратного тока, при котором генератор отключается от бортовой сети она должна быть 1535 А.
Слайд 39В режиме дифференциального реле
Подключение генератора к сети должно происходить при
превышении напряжения генератора над напряжением аккумуляторных батарей на величину 0,2-1,0
В.
Ориентировочно частота вращения коленчатого вала при этом равна 1250±50 об/мин.
Чем больше разряженность батареи, тем раньше происходит подключение генератора к сети.
При подключении генератора к сети появляется зарядный ток и слышен характерный «стук» в реле – регуляторе Р-10ТМУ.
Отключение генератора от сети должно происходить при обратном токе 15-35 А.
Ориентировочная частота вращения коленчатого вала двигателя равна 1250 об/мин.
Слайд 40В режиме минимального реле
Подключение генератора должно происходить сразу же после
пуска двигателя при частоте вращения ориентировочно 900±50 об/мин, напряжение генератора
равно 12-14 В. Для обеспечения срабатывания поляризованного реле в ДМР-400Т необходимо включить приемник электрической энергии (плафон). Отключение генератора от сети происходит при напряжении генератора 2-4 вольта в процессе глушения двигателя. Показания тахометра - 700 об/мин. Слышен в ДМР-400Т характерный «стук».
Регулятор напряжения должен поддерживать напряжение в сети в пределах 26,5-28,5 вольт в диапазоне частот коленчатого вала двигателя 1600-1900 об/мин и изменения токовой нагрузки от нуля до минимальной (300 А).
Слайд 41При неисправных КИП проверку работы СГУ можно осуществить следующим способом:
при
работающем двигателе включается один из потребителей (фара ФГ-127) и выключается
выключатель АБ;
при исправности генераторной цепи потребитель работает.
Слайд 42ЛИТЕРАТУРА
Электрооборудование танков . Под ред. Белоновского А.С. - М.: ВА
БТВ, 1972.
Электрооборудование и автоматика на бронетанковой техники. Часть 1.
Основы теории и конструкции. - М: Воениздат, 1972.
Система электроснабжения танков. Учебное пособие. Омск. ОТИИ. 2004.