Упражнение «Идеальный родитель и идеальный ребенок»
2 неделя
Время: 15 мин: Дети отдельно от родителей составляют список, который характеризует идеального родителя. Родители, объединившись, составляют свой список характеристик идеального ребенка. После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального родителя, либо идеального ребенка». На следующем этапе участников подводят к тому, что ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого дети не перестают любить родителей, а родители детей. Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (родитель - ребенок) обнимаются.
Игра «Снежки»
4 неделя
Время: 7 мин: Две команды: родители и дети. Материалы: старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды. Скотчем обозначаем линию, разделяющую две команды.
Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды (команда – родители и команда – дети,) и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Обсуждение.
Упражнение «Остров»
3 неделя
Время: 10 мин: Все вы сейчас будете жителями чудесного острова. Вы будете плавать, играть, веселиться по всей комнате, то есть по морю, а как только я крикну: «Акула!» — все сразу заскочат на остров, чтоб спастись. Как только я скажу: «Акула ушла!» — вы все опять начинаете плавать и веселиться. Примечание для ведущего: в начале игры газета свободно вмещает всех участников. После того, как группа легко разместилась на газете, ведущий говорит: "Очень хорошо! Но произошло наводнение, и островок уменьшился – газета складывается пополам. Как вы поступите теперь? Ни рвать, ни раздвигать газету нельзя". Затем газета складывается вчетверо, и т.д.
Упражнение «Совместное рисование»
2 неделя
Время: 15 мин: Участникам даётся задание в парах выполнить рисунок одним карандашом или фломастером. При этом нельзя разговаривать.
Можно договариваться невербальными способами-жестами. Обсуждение впечатлений, чувств и эмоций.
Рекомендации: Используется с младшего школьного возраста. Важно: понятно объяснить инструкцию и после выполнения дать возможность отреагировать чувства, поделиться впечатлениями обращая внимание на то, было ли комфортно работать вместе? Что мешало? Справились ли с задачей?
Упражнение «Ты молодец»
3 неделя
Время: 20 мин: Встав друг против друга родителю и ребёнку предлагается проговорить вслух достоинства, достижения, положительные качества друг друга (предварительно, если ребёнок умеет писать, можно дать время на то, чтобы прописать всё на листке, но говорить необходимо без написанного текста, не читая его), начав словами: «Ты молодец …»
Рекомендации: Используется в работе с детьми уже живущими в семье или после завершения этапа знакомства ребёнка с родителями в стенах детского дома, интерната.
Игра «Мастерская чудес»
4 неделя
Время: 30-40 мин: Предлагается родителям и ребёнку изготовить «Чудесную поделку» приготовив материалы для изготовления поделки (клей, цветная бумага, ножницы, скотч и т.д.). Участники должны сами договориться друг с другом что это будет за поделка? как её изготовить? Дать название поделке и т.д.
После выполнения обсудить свои впечатления, какие чувства, эмоции испытали при выполнении совместных действий? что было сложным? что хотелось изменить? что получилось?, что понравилось? и т.д.
Упражнение «Семейный герб и девиз»
2 неделя
Время: 30-40 мин: С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
Затем все рисунки выкладываются в цент круга на и каждому нужно рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе). Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи. После завершения работы идет обсуждение.
Упражнение «Душа ребенка»
3 неделя
Время: 10 мин:. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка?
Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?
Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.
Игра « Семейная заповедь»
4 неделя
Время:30-40мин. Членам семьи предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным по кругу. Это позволяет сравнить свои представления о семье с представлениями других. Затем идет обсуждение : «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет».
Упражнение «Живой кокон»
1 неделя
Время: 5 мин. ведущий ставит добровольца посередине группы и говорит: «Закрой глаза. Приготовься к чему- то необычному. Не удивляйся ничему. Просто будь внимателен». После этого по команде ведущего остальные участники по возможности бесшумно подходят к добровольцу и комфортно для него кладут одну ладонь на тело добровольца. «Что с тобой происходит? Что ты чувствуешь?» - спрашивает ведущий после некоторой паузы.
Игра «7 вдохов»
4 неделя
Время: 3 мин: Касаясь лбами, сделайте вместе семь глубоких медленных вдохов, стараясь синхронизировать свое дыхание с дыханием вашего партнера. Как и при зрительном контакте, когда вы сделаете первые один или два вдоха, вы можете почувствовать, что это заставляет вас прикладывать определенные усилия, вам может быть тяжело психологически, но при третьем или четвертом дыхании вы почувствуете себя очень естественно. Это упражнение не ограничивается семью вдохами (вы можете продолжать заниматься этим в течение нескольких минут, если вы этого захотите), но я считаю, что семь вдохов – это идеальное минимальное количество для пары, позволяющее почувствовать вас близкими.
Упражнение «Мое настроение»
2 неделя
Время: 10-15 мин: Родители садятся в кресло так, чтобы каждый мог видеть всех остальных. После этого они начинают описывать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привлекая художественные образы, метафоры. Описываемый участник может либо согласиться с тем, как его описали, либо выразить несогласие, но в любом случая должен прокомментировать сказанное.
Упражнение «Дождик»
2 неделя
Время: 5 мин: каждый из членов семьи кладут руки на плечи впереди сидящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Упражнение «Зеркало»
3 неделя
Время: 8 мин: Родители и дети разбиваются на пары, кто-то должен быть зеркалом и повторять все эмоции и движения другого члена семьи. Также вариация данного упражнения: один участник быстро двигается и меняет эмоции, а все остальные пытаются повторить за ним.
Игра «Письмо любви»
4 неделя
Время: 7 мин:
Родители должны будут написать письмо с выражением своих чувств к детям, желаний и обещаний. А дети в свою очередь пишут такое письмо родителям. Далее родители и дети должны обязательно прочитать и выразить свои чувства.
Упражнение « Снеговичок»
2 неделя
Время: 5 мин: Родители “лепят” из своих детей “снеговичков”, стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям “лепить” активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего “снеговичка”:
— Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?
Упражнение « Обзывалки»
3 неделя
Время: 10 мин: Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”, “посуда”, “игрушки”), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!”
А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!”
Игра « Да - нет »
4 неделя
Время: 7 мин: Кто-то из вас будет говорить слово “да”, кто-то — “нет”. Начинать нужно тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Затем вы можете поменяться ролями. По сигналу игра останавливается. В заключение сделайте несколько глубоких вдохов.
Обратите внимание на то, как приятно побыть в тишине после такого шума.
Упражнение «День рождения»
2 неделя
Время: 15 -20 мин: Для каждого из участников членов семьи распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день рождения, нужно пойти ее поздравить:
• Представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю.
• Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой конфликт не втягивают.
• В семье царят хорошие дружеские отношения.
Поделиться чувствами от своей роли в данном упражнении.
Упражнение «Я- это ты»
3 неделя
Время: 10 мин: Для лучшего понимания проблем друг друга можно на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя роль жены, а она принимает его роль, также дети могут принимать роли друг друга и родителей. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.
Игра «Дискуссия»
4 неделя
Время: 7 мин:
Закончите предложения:
1. Взаимопонимание в семье — это...
2. Я вижу, когда меня понимают, если...
3. В моей семье есть/нет взаимопонимания, потому что...
После того как все члены семьи составят предложения на заданные темы, по каждому из этих предложений проводится обсуждение. В конце дискуссии подводится итог.
Упражнение «Самые-самые»
2 неделя
Время: 15 мин . Родители должен охарактеризовать каждого из детей прилагательными, начиная со слов – «мой ребенок самый…». А затем ребенок характеризует своих родителей – «мои родители самые…»
Упражнение «Символ»
3 неделя
Время: 5 мин Нарисуйте личный символ, который характеризует ваш характер. Это может быть что угодно – животное, птица, насекомое и т. д. Затем объясните почему вы выбрали именно этот символ.
Игра «Сиамские близнецы»
4 неделя
Время: 7 мин: пара родитель-ребенок, ребенок-ребенок, или родитель- родитель. Встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.» Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и др.
.
Упражнение «комплименты»
2 неделя
Время: 15 мин: Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Нужно бросить мяч любому из членов семьи и сказать ему что-то приятное. А тот отвечает: «да, конечно, но кроме того я еще и…
Упражнение «Кричалка-шепталка-молчалкка»
3 неделя
Время: 10 мин: У взрослых три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», - детям можно бегать, кричать, сильно шуметь. Желтая ладонь – «шепталка» - надо тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками». Обсуждение упражнения с детьми.
Игра «Снежки»
4 неделя
Время: 7 мин:
Родитель зачитывает вопрос (задачи), дети рассуждают, как бы они поступили в сложившейся ситуации.
Задачи, которые зачитывает родитель:
1.Твоя семья уезжает на месяц в отпуск, но тебя оставляют дома одного. Тебе надо поливать комнатные растения. Как ты это будешь делать? Как часто? И т.д.
2.Как ты определишь время, если нет часов?
3.Что надо сделать, чтобы нужная вещь никогда не терялась?
4.Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
Упражнение «Паровозик я + хороший»
2 неделя
Время: 10мин: Всем встать друг за другом и положить друг другу руки на плечи. «Паровозик» начинает двигаться по комнате.. Первый говорит: «Я (называет свое имя) хороший». После этого все хором говорят: «Конечно!». Так продолжается дальше, пока каждый не назовет себя хорошим и не получит подтверждение от группы. Главное условие упражнения – говорят все и громко.
Упражнение «Я и мама»
3 неделя
Время: 10 мин: Родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы.
Вопросы к маме: Какого цвета глаза у вашего ребенка? Во что он одет? Как у него сегодня прошел день и т. д.?
Вопросы к ребенку: Какого цвета глаза у мамы? Какого они цвета? Когда мама сердится (радуется)? Во что одета сегодня мама, какие украшения на ней? и т. д.
Игра «Имитатор»
4 неделя
Время: 5 мин: Ваша задача — всем одновременно произнести (сымитировать) звук, похожий на: Кипящий чайник. Пылесос. Скрипучую дверь. Тормозящую машину. Сирену машины «скорой помощи». Потрескивание дров в камине. Заколачивание гвоздя в стену. Жужжание электрической бритвы. Барабанящий по крыше дождь и т. д.
Упражнение «Согласованные действия»
2 неделя
Время: 10 мин :Дети и родителям предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустального стакана;
парный танец.
Упражнение « Такие похожие»
3 неделя
Время: 10 мин: родитель и ребенок кидают друг другу мяч, говоря: «Мне кажется, что мы с тобой похожи тем, что…». Если тот, к кому обращаются, согласен, то он отвечает: «Да». Если не уверен или не согласен, отвечает: «Может быть». «Нет» говорить нельзя.
Игра «Диалог на бумаге»
4 неделя
Время: 10 мин: Сядьте лицом к лицу, а лист положите между собой. В течение десяти минут общайтесь друг с другом без слов, посредством объяснений через рисунок.
По завершению упражнения обсудите процесс общения:
Удалось ли вам нарисовать единую, гармоничную картину? Если да – благодаря чему или кому? Если нет – что стало помехой?
Кто был лидером в процессе работы, а кто ведомым?
Какие стратегии использовал каждый из партнеров: подстраивался, проявлял инициативу, уступал и т. д.?
Было ли какое-либо давление со стороны партнеров друг на друга?
Нарушались ли границы? Какая была реакция?
Была ли приятной или неприятной такая работа? Почему? Выражалась ли поэтому поводу реакция и как (улыбались, подмигивали, насвистывали мелодию, хмурились, мстили и пр.)?
Упражнение « Доска желаний»
2 неделя
Время: 15 мин: Создайте доску визуализации.
Опишите на ней будущее, которого вы бы хотели для ваших отношений, концентрируясь на нематериальных целях.
Полистайте журналы, вырезая из них слова и картинки, которые подойдут для вашей истории. Это простое упражнение поможет вам поговорить о том, куда идут ваши отношения, совпадают ли ваши цели и как вы планируете их достигнуть.
Упражнение « Наказание»
3 неделя
Время: 10 мин: На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: Что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? O чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний
Игра «Разговор на несуществующем языке»
4 неделя
Время: 10 мин: Говорите друг с другом несуществующими словами и звуками (например: ай-ля-ля-ля-ли-лу, шшшрраптусссс, траливали-трикивуки). Этот обмен звуков должен быть с интонацией, и напоминать диалог с конкретной тематикой. О теме разговора запрещено договариваться заранее. Это экспромт.
Обсудите состоявшийся разговор:
Удалось ли установить общение?
Что пытался сказать каждый из партнеров?
Понятно ли что-либо было партнеру?
Какая эмоциональная окраска чувствовалась в словах (юмор, обида, гнев, претензии и т. д.)?
Какие были трудности в процессе общения?
Присутствовало ли ощущение, что слушают и понимают?
СПАСИБО!
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть