Слайд 1§ 21. Урок как основная форма организации учебного процесса по
естествознанию
Слайд 2Характерные признаки урока:
урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста
и более или менее одинакового уровня подготовки;
урок ограничен во времени;
обычно он продолжается от 35 до 45 мин.
Слайд 3Функции урока:
образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и
навыков;
воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гиги-енического воспитания;
развивающие,
решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.
Слайд 4Этапы структуры урока:
1) организация начала урока;
2) повторение и закрепление изученного
на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках;
3) изучение
нового материала;
4) закрепление нового материала;
5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке;
6) домашнее задание.
Слайд 5Вводный урок.
Обычно такой урок проводится в начале учебного года
как введение в предмет, а в начале темы как введение
в тему.
Слайд 6Смешанный, или комбинированный, урок.
Данный тип урока отличается тем, что
на нем почти всегда имеют место все названные структурные компоненты
урока.
Слайд 7Предметный урок.
Сущность такого урока заключается в том, что объект
для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности
детей являются практические и лабораторные работы.
Слайд 8Урок-экскурсия.
В методике природоведения нет устоявшегося мнения о том, чем
является экскурсия. Одни авторы считают экскурсию методом. Другие, хотя и
относят экскурсию к организационным формам, считают ее особой формой.
Слайд 9Обобщающий урок
Такой урок, обычно, строится на материале отдельной темы
или учебного предмета в целом. Наиболее распространенная ошибка в проведении
такого урока — сведение всей работы к последовательному повторению фактического материала темы без каких-либо обобщений.
Слайд 10Группы вопросов
Первая группа вопросов направлена на воспроизведение определенного фактического материала.
Это вопросы со словами «кто?», «что?», «какой?», «что собой представляет?»
Слайд 11Группы вопросов
Вторая группа вопросов должна помочь детям выявить существенные признаки
и свойства предметов и явлений, установить и осознать некоторые объективные
взаимосвязи между ними. Формулировка таких вопросов строится на применении логических приемов
Слайд 12Группы вопросов
Третья группа вопросов позволяет выделить общие черты изученных объектов
и сформулировать понятия. Это вопросы со словосочетаниями «что в них
общее?», «что их объединяет?», «как их можно назвать одним словом, одним словосочетанием?».
Слайд 13§ 22. Методика повторения учебного материала
Слайд 14Функции повторения:
закрепляет и систематизирует знания; развивает умственные и духовные силы
ребенка;
формирует навыки учебного труда;
позволяет учителю получить обратную информацию об
образовательном уровне класса.
Слайд 15Виды повторений
устное
фиксированное
Индивидуальное
Фронтальное
Слайд 16Основная задача устного вида — развивающая, а именно, развитие умения
передавать свои научные знания в связной речи.
Слайд 17Примеры заданий для фиксированного повторения
1. Вычеркните лишнее: роса, медведь, подорожник,
сосулька, камень, паук, береза, ива, туча, снежинка. Напишите, какую группу
предметов обозначают оставшиеся слова: ________. А какую — вычеркнутые: ________.
2. Приведите три примера разных явлений природы.
3. Отметьте знаком «+», в каких из перечисленных групп животных есть домашние: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Слайд 18Важно!
В начальной школе по курсу естествознания важно умелое сочетание разных
форм, видов повторения и вариантов их организации.