Слайд 1 3. Финансовый контроль и бюджетный анализ
3.1. Назначение и формы финансового контроля
3.2. Анализ
бюджета
Слайд 2
3.1. Назначение и формы финансового контроля
Одним из важнейших элементов
управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью финансов как системы
денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта и национального дохода.
В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования, учреждений, органов власти и управления.
Слайд 3Задачи финансового контроля:
проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и
материальных ресурсов предприятий и учреждений;
выявление резервов роста финансовых ресурсов;
правильность составления
и исполнения бюджета;
правильность ведения бухгалтерского учета;
обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.
Объектами финансового контроля в территориальной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств.
Слайд 4
Классификация объектов финансового контроля:
1) По
источникам финансовых средств:
территориальный бюджет;
внебюджетные фонды;
средства от распоряжения и управления собственностью,
находящейся в распоряжении территориальных администраций;
кредитные и заемные средства;
средства от размещения территориальных финансов в кредитно- финансовых организациях;
федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.
Слайд 5
2) По принадлежности финансовых поступлений
и расходов тому или иному виду организации:
органы государственной власти и
их структурные подразделения;
муниципальные унитарные предприятия;
юридические лица всех форм собственности и организационно правовых форм;
банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;
предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.
Слайд 6
3) По признаку отражения поступления и расходования
средств в том или ином типе нормативного документа:
территориальный бюджет и
сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
территориальные программы, итоговые документы по их реализации;
законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.
Слайд 7
Финансовый контроль (аудит) подразделяется на: --
государственный;
негосударственный.
В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на
контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти ведомственный.
Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами акционерами и т. п. В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита.
Аудит – независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.
Слайд 8
Методы финансового контроля:
документальные и камеральные проверки, в ходе которых
проверяются отдельные вопросы деятельности организаций;
обследования, предусматривающие более широкий охват проверяемых
показателей деятельности организации;
мониторинг (наблюдение), предусматривающий постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации;
надзор, предусматривающий проверку организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности;
ревизии - обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций, совокупных организаций в проверяемом периоде.
Слайд 9
По времени проведения финансовый контроль делится на три вида:
Предварительный
контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная его цель
выявить возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.
Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.
Слайд 10
Контроль за исполнением бюджета – этап бюджетного процесса, осуществляемый
представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на
местах, финансовыми и налоговыми органами.
В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный.
Слайд 11
Парламентский контроль осуществляется представительными органами и предполагает:
право соответствующих представительных
органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных
материалов при утверждении бюджета;
право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;
право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную Палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Слайд 12
Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ,
Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными
распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.
Административный контроль предполагает:
право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.
Слайд 13
3.2. Анализ бюджета
В ходе бюджетного года и по
окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую
работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Бюджетный анализ включает:
-анализ исполнения бюджета;
-анализ финансового состояния территории.
Цель бюджетного анализа:
оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;
обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Слайд 14
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач,
анализ территориальных бюджетов позволяет определить:
уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы
ее собственных заходов;
уровень устойчивости территориального бюджета; факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны.
Слайд 15
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и
инструментарий.
Основные методы анализа бюджета:
– метод сравнения, когда бюджетные показатели
отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.
– метод группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.
- метод цепных подстановок (элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Слайд 16
О степени финансовой устойчивости каждого конкретного бюджета свидетельствует
пропорция между объемами собственных и регулирующих доходов бюджета. Таким образом,
формирование территориального бюджета выражается формулой:
Р = Дс = Др;
где: Р — сумма расходов территориальных бюджетов;
Дс — размер собственных доходов;
Др — размер регулирующих доходов.
При этом, устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:
абсолютно устойчивое состояние;
нормальное состояние;
неустойчивое состояние;
кризисное состояние.
Слайд 17
Для анализа территориального бюджета используют
следующие бюджетные коэффициенты:
1) Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д.
2)
Коэффициент финансовой зависимости:
Кфз = Др : Д.
3) Коэффициент бюджетной задолженности:
Кбз = З : Р.
4) Коэффициент обеспеченности расходов собственными доходами:
Кор = Дс : Р.
5) Коэффициент бюджетного покрытия:
Кбп = Д : Р.
6) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
Кбо = Р:Чср.
где Д - общая сумма бюджетных доходов,
Р — сумма расходов территориальных бюджетов;
Дс — размер собственных доходов;
Др — размер регулирующих доходов.
3 - сумма задолженности бюджета.
Чср- среднегодовая численность населения территории.
Слайд 18
На основании коэффициентов автономии, финансовой зависимости
и бюджетной задолженности определяется состояние бюджета по следующим значениям коэффициентов:
Абсолютно устойчивое состояние бюджета:
Ка = 0,6 – 0,7; Кфз = 0,3 – 0,4; Кбз = 0,1 – 0,15;
Нормальное состояние бюджета:
Ка = 0,4 – 0,5; Кфз = 0,5 – 0,6; Кбз = 0,16 – 0,25;
Неустойчивое состояние бюджета:
Ка = 0,2 – 0,3; Кфз = 0,7 – 0,8; Кбз = 0,26 – 0,35;
Критическое состояние бюджета:
Ка = 0,05 – 0,1; Кфз = 0,9 – 0,95; Кбз = 0,36 – 0,5.
Для характеристики изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.