Слайд 2Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годах. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил
маркграф Бонифаций Монферрат(Папа Римский).
Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции. Венецианцы вместо Египта высадили
крестоносцев у Константинополя.
Бонифаций I Монферратский (1150 — 4 сентября 1207) — лидер Четвёртого крестового похода, первый
король Фессалоники.
В 1191—1193 годах воевал на стороне императоров Фридриха I и Генриха VI против Ломбардской лиги, в 1194 году — противСицилии. В 1201 г. в Суассоне был избран предводителем Четвёртого крестового похода, который закончился взятием и разграблением Константинополя.
Слайд 4Балдуин I Фландрский
Император Балдуин I Фландрский июль 1171 — 1205, Тырново, Болгария) — первый император Латинской империи
и граф Фландрии под именем Балдуин IX Фландрский с 1195 года, видный фламандский феодал, объединивший
под своим скипетром Фландрию и Эно; крестоносец. Сын графа Эно Бодуэна V и Маргариты I Эльзасской, графини Фландрской, унаследовавшей Фландрию после смерти своего бездетного брата Филиппа Эльзасского.
Слайд 5Энри́ко Да́ндоло
1108 — май 1205) — 41-й венецианский дож.
Среди других глав Венецианской республики его выделял девяностолетний возраст и
слепота, которые не помешали ему быть избранным и оставить заметный
след в истории, в том числе повлияв на исход 4-й крестового похода и разграбление Константинополя.
Слайд 6Доксапатрис Вуцарас
Византийский самостоятельный правитель первой половины XIII века. «Морейская хроника» повествует об
организованной им героической обороне замка Аракловон против вождя крестоносцев Жоффруа де Виллардуэна и о
том, как его дочь Мария совершила самоубийство, не желая становиться женой крестоносца. В современной греческой литературе подвиги Доксапатриса стали символом патриотизма: ему посвящён роман Александра Ридзоса Ранкавеса (1809—1892) «Повелитель Мореи», пьесы Д. Бернадакиса «Мария, дочь Доксапатриса» и С. Каридеса «Дети Доксапатриса».
Слайд 7Жоффруа де Виллардуэн
Жоффруа де Виллардуэн 1150 — 1212 — крупный французский феодал, сеньор де Виллардуэн с
1145/1170, сеньор Вилли, сеньор Лезинна, маршал Шампани (1185—1202), маршал Романии с 1204
года, один из руководителей Четвёртого крестового похода,
Слайд 9Предыстория.
В 1198 году место папы римского занял Иннокентий III. После
неудачных предыдущих крестовых походов многие рыцари уже отчаялись отвоевать Иерусалим.
Иннокентий III хотел разжечь дух крестоносцев на новые завоевания и начал созывать крестовый поход, названный впоследствии четвертым.. Папа со своей стороны хотел стать во главе крестоносного движения, тем самым повысив папский авторитет, подорванный политикой сильной Германии . Он разослал своих легатов во все католические страны и потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.
В своем послании о крестовом походе в 1198 году папа идет на многие жертвы, призывая к походу. Он принуждает церковь отдать 30 тысяч фунтов, корабль и двадцатую часть церковных доходов в течении трех лет в пользу похода в Святую землю. А главное в привилегиях для участвующих в походе рыцарей то, что "они пользуются освобождением от всех поборов, их имущество сохранится в целости и неприкосновенности до тех пор, пока не получится верное известие о их смерти или возвращении" . Это и еще освобождение от всех долгов было заманчивым предложением для обедневших рыцарей, а также хорошей возможностью прикрыть свои захватнические деяния защитой церкви. В поход шли все неимущие, обедневшие, задолжавшие люди.
Слайд 111 Этап.
Покупка флота у Венеции.
Для осуществления замысла крестового похода ее
организаторам необходим был флот. Робер де Клари пишет о двух
послах, которые отправились в 1201 году искать флот, ибо не каждый город мог предоставить им такое количество лодок. По его мнению они отправились сначала в Геную, потом в Пизу, а после дошли до Венеции.
Они обратились к дожу Венеции Энрико Дандоло и договорились о найме кораблей на условии выплаты крестоносцами около 100 тыс марок .
Венеция того времени уже заслужила себе монополию, освободившись от влияния Византии еще в X-XI веке, развив свои торговые отношения и флот, а также вступая в браки с дочерьми базилевсов. А произошедшую с Византией "войну, вызванную торговым соперничеством, можно назвать европейской (1171 - 1175)«
Есть еще один интересный момент, упущенный Виллардуэном и указанный Робером де Клари о запрещение дожем Венеции на время строительства флота осуществлять какие-либо торговые сделки кажется очень сомнительным, поскольку во-первых, слишком крупные потери понесли бы венецианцы за год без торговли (даже учитывая то, что крестоносцы должны были им заплатить годовые доходы английского и французского королевств). Во-вторых, коммерческие документы свидетельствуют об отправлении в это время на Восток самого крупного венецианского корабля "Рай", о котором потом будет упоминать Жоффруа де Виллардуэн в своих хрониках как о корабле, присутствующем во флоте крестоносцев.
Слайд 122 этап .Завоевание Задара.
Исполняя свое обещание, дож Венеции построил флот,
а крестоносцы собрались на острове Св. Николая в Венеции. Однако
войско крестоносцев собралось не полностью и, соответственно, они не смогли уплатить необходимой суммы венецианцам даже учитывая повторный сбор с наиболее состоятельных крестоносцев.
Дож Венеции поставил крестоносцам условия, при которых они не смогли бы даже получать продовольствие на остров или уйти с него, не выплатив полную сумму за наем флота. Убедившись в их неплатежеспособности, он предложил им помочь отвоевать у венгерского короля город Задар (Зару или Задр) - город на берегу Адриатического моря. Робер де Клари так представляет себе слова дожа: "Жители этого города причинили нам много зла, и мы - я и мои люди - хотим, если сумеем, отомстить" . Интересен в этом эпизоде тот факт, что венгерский король незадолго до этого сам "принял крест" и являлся крестоносцем. Следовательно, крестоносцы нападали на таких же крестоносцев, как и они сами. Ключевым моментом было то, что дож Венеции указал на богатство этого города, а крестоносцы и так были сильно истощены материально.
Предложение о взятии Задара было принято всеми неоднозначно. Робер де Клари пишет: "Бароны и знатные рыцари-крестоносцы дали свое согласие на то, что предложил им дож; но все остальные в войске не знали об этом замысле, за исключением самых знатных людей" . С другой стороны Виллардуэн дает сведения о том, как далось это решение и что оно исходило от меньшинства: "Так был предложен этот договор. Ему самым решительным образом противились те, кто хотел, чтобы войско распалось: но, несмотря ни на что, договор был заключен и утвержден" . Это говорит о том, что мелкие рыцари и клирики воспротивились походу на христианский город и хотели идти сразу в Египет. Некоторые пилигримы с этого времени отказались в этом участвовать и повернули назад домой.
Оправдывая действия крестоносцев, Жоффруа де Виллардуэн постоянно называет тех, кто противился походу на Задар и позднее на Константинополь, "часть пилигримов, которая хотела, чтобы войско распалось". Этим же он объясняет то, что послы, пожелавшие сдать город сразу, передумали и ушли без переговоров.
Таким образом город был взят в ноябре 1202 года и крестоносцы разместились там на постой для того, чтобы переждать зиму.
В то же время они отправили послов к Иннокентию III для того, чтобы он снял отлучение крестоносцев. Папе ничего не оставалось как снять отлучение и благословить их на дальнейший путь в землю сарацин.
Слайд 143 Этап Завоевание Константинополя
После завоевания Задара начинается самая любопытная часть
похода, когда крестовый поход совершенно меняет свой путь на Иерусалим
и направляется на Константинополь.
Еще интересен другой момент: Робер де Клари пишет о 1000 рыцарей, приехавших в Венецию. Виллардуэн же пишет, что клятву договора с царевичем Алексеем приняли только 12 рыцарей. Даже если учесть, что большинство из 1000 рыцарей были низкого происхождения и на совете не участвовали, 12 человек все равно довольно малое количество. По-видимому, это были наиболее значимые рыцари, из которых Виллардуэн указывает на Бодуэна Фландрского, маркиза Монферратского, графа Луи Блуасского и Шартрского и других. Однако никто из хронистов не говорит о причинах принятия таких решений, а потому можно догадываться только косвенно или предполагать.
Робер де Клари упоминает, что епископы тоже благословили этот поход: "это не только не явится грехом, но будет скорее благочестивым деянием, ибо, поскольку с ними законный наследник" . Хотя с другой стороны по всей христианской идеологии клирики должны были быть против. Следовательно, возможно, была другая причина пойти на Константинополь кроме законного наследника.
Любопытно написано у автора еще одно предложение, в котором дож Венеции говорит о том, что "теперь им представляется подходящий предлог для того, чтобы направиться в Константинопольскую землю, и что он за это, все бароны до единого согласились с ним" . Здесь уже явно можно наблюдать сильное влияние на крестоносцев Энрико Дандоло. Но с другой стороны оба хрониста подчеркнули тот факт, что палатка царевича Алексея стояла возле палатки маркиза Монферратского и переговоры с царевичем велись именно в палатке маркиза. Можно предположить, что это было сделано, поскольку маркиз предводительствовал войско крестоносцев, но вероятнее всего здесь говорить о единодушном решении маркиза и дожа Венеции, а также и других знатных рыцарей о направлении на Константинополь.
Как бы то ни было войско крестоносцев на данном этапе опять разделилось и часть из них по словам Виллардуэна "дезертировала" из войска. Остальные же доехали до острова Корфу и там остановились поджидая остальных. Здесь сомнение охватило уже больше половины рыцарей и они хотели уйти. И только просьбы и мольбы других крестоносцев заставили их вернутся, когда им пообещали, что через год они смогут покинуть поход беспрепятственно.
Когда же они достигли Константинополя, дож Венеции и вовсе стал управлять войском крестоносцев, опираясь на то, что "я знаю положение в этой стране лучше, чем вы, ибо некогда я бывал здесь" . Он же предлагает провести законного наследника на лодке вдоль Константинополя, чтобы жители сами смогли опознать его. И если Робер де Клари утверждает, что наследника не признали, то Виллардуэн дает причину этому "из страха и боязни перед императором Алексеем" . И после этого Галатская башня была взята для того, чтобы флот смог пройти, к тому же венецианцы лучше всего вели бои на море. Но Робер де Клари указывает также на доблесть венецианцев "дож Венеции сказал, что он выступит вперед со всеми своими людьми и с божьей помощью высадится на берег" Как бы то ни было, император Алексей III бежал, а на его место сами греки поставили отца царевича Алексея. Робер де Клари упоминает, что именно из-за ропота жителей Константинополя император Алексей сначала сказал, что даст бой, но потом сбежал . Таким образом можно утверждать, что и в данном случае крестоносцам помог дворцовый переворот в Константинополе.
Крестоносцы заставили посаженного горожанами императора подтвердить обещания, данные его сыном и только после этого позволили им встретиться.
Слайд 164 Этап Предательство императора Алексея IV
Со времени воцарения царевича Алексея
на престоле крестоносцев уже признают мусульмане не как пилигримов, а
как завоевателей – наемников
Дальнейший ход событий должен был быть расчет императора Алексея IV с крестоносцами и продолжение похода уже в Святую землю. Но крестоносцы попадают в некую моральную ловушку, поскольку император с ними рассчитаться не может и просит их остаться еще на год . И крестоносцам ничего не остается как ждать еще год, хотя Виллардуэн и говорит, что "войске возникло великое несогласие".
Мало того, крестоносцы отправляются с императором завоевывать его. Но, как утверждает Жоффруа де Виллардуэн, император "возгордился по отношению к баронам и ко всем тем, которые сделали ему столько добра, и даже не поехал повидаться с ними в лагерь, как имел обыкновение делать раньше" . Так произошел разрыв крестоносцев с императором Алексеем IV, после которого они перестали получать от него денежную помощь.
Это-то и называют крестоносцы предательством, ведь по их мнению они столько сделали для императора, что он просто был им обязан, но не сдержал своих обязательств, а напротив: "он потребовал, чтобы они убирались прочь и освободили его землю" . Здесь крестоносцы уже не могут оставить Константинополь, ибо он, а точнее его император, нанес им серьезную обиду.
И хотя император Алексей IV и просил остаться крестоносцев, чтобы быть его поддержкой в случае возможного свержения изначально, не смотря ни на что его всё-таки свергает Морчуфль и становится императором Алексеем V.
А здесь всплывает любопытный факт о вызволении из тюрьмы некоего Морчуфля . Робер де Клари говорит о том, что крестоносцы попросили освободить его.
Таким образом крестоносцы решают повторно взять Константинополь дабы император Морчуфль выполнил обещания, данные крестоносцам еще прошлым императором Алексеем IV. Интересно то, что в хрониках также указывается другая причина взятия города: "пока не отомстят за того, кого он убил" пишет Робер де Клари и "тот, кто совершил такое убийство, не имеет права держать землю" пишет Виллардуэн. Отсюда можно сделать вывод, что крестоносцам не всё равно кто будет царствовать, и если сюда привязать освобождение Морчуфля, выполненное самими крестоносцами, то вполне возможно, что они считали себя в ответе за произошедший переворот в Константинополе.
Но вывод этот довольно сомнительный, поскольку мы встречаем факт освобождения Морчуфля из тюрьмы именно крестоносцами только у Робера де Клари, а он мог не знать точных подробностей. К тому же даже если это и могло быть причиной повторного взятия Константинополя, то только не главной. Главная же причина в богатстве Константинополя и византийских земель. Не зря крестоносцев даже в то время боялись и считали просто завоевателями.
Слайд 175 этап Второе завоевание Константинополя
Когда началась осада Константинополя, произошел интересный
эпизод. Граф Анри, брат Бодуэна Фландрского, повел часть своих рыцарей
на город Филея что на Черном море. По пути им удалось сразиться с ратниками византийцев и, одержав победу, захватить у них много добычи, а с нею и византийскую икону - защитницу.
12 апреля 1204 года крестоносцы начали штурм Константинополя. Он увенчался успехом .
Крестоносцы ворвались в город , они поругались над церковью, из церкви они вывозили священные и редкие сосуды, утварь, реликвии, "даже из божественных изображений Христа и святых они делали сиденья и скамейки для ног" . А когда им необходимо было вывести из церкви драгоценные сосуды, они вводили туда лошадей и мулов, закалывая иногда их там же.
Но помимо награбленного крестоносцы стали еще делить оставшуюся добычу. Здесь Робер де Клари указывает на своего брата - клирика, который потребовал себе долю рыцаря . Сам папа Иннокентий III возмущался поведением крестоносцев в Константинополе.
Несмотря на угрозу отлучения крестоносцы не переставали грабить жителей Константинополя и растаскивать всё добро, которое только попадалось под руку, "ибо алчность, которая есть корень всех зол, не оставляла их"
Слайд 20Итоги
Четвёртый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в
венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий
кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства.
Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет; на месте бывшей империи создаются государства: Латинская империя, Никейская империя, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией.
the end -_-