Слайд 1АХРР
Ассоциация художников революционной России
Слайд 2Создание
АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом
для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой
Товарищества передвижников на последней, 47-й выставке товарищества, проходившей в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Леонтьевском переулке в Москве. Эта речь на закрытии выставки называлась «Об отражении быта в искусстве» и ставила реализм поздних передвижников в образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». Этот доклад был встречен яростными атаками всего «левого» фронта — художников-авангардистов, также вставших на службу революции, и способствовал организации АХРРа. Павел Радимов встал во главе нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».
Слайд 3 С1928 года — АХР, Ассоциация художников революции — крупное объединение
советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке идеологической линии
государства, самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей будущего единого Союза художников СССР.
Слайд 4 Первое оргсобрание состоялось на квартире портретиста Малютина, одного из авторитетных
мастеров старой России. В мае 1922 года АХРР был основан,
тогда же принят устав, утверждено название, сформирован президиум (председатель П. А. Радимов, товарищ председателя А. В. Григорьев, секретарь Е. А. Кацман). Другие вошедшие в ядро организации — П. Ю. Киселис, С. В. Малютин. 1 мая 1922 года на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. АХРР с первых своих шагов заручился крайне солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии (в лице Ворошилова).
Слайд 6Члены ассоциации считали своей главной задачей создание жанровых картин на
сюжеты современной жизни. Они выступали против лозунга "искусство для искусства",
стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с левыми направления в искусстве, наносившими, по их мнению, вред реалистической живописи.
Слайд 7 «Художественный документализм» и «героический реализм» стали лозунгами АХРР. Мастера объединения
стремились создавать полотна, «понятные и близкие народу», доступные «восприятию трудящихся
масс» (а также партийных лидеров, многие из которых не блистали развитым вкусом к живописи), такое искусство, которое бы «правдиво отражало советскую действительность». В последующие годы писали: «Советская действительность тех лет нашла воплощение в правдивых и доходчивых произведениях ведущих мастеров АХРР». Эта деятельность была высоко оценена советской властью.
Слайд 8Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность»,
попытка воссоздания исторического или современного события (то есть — героизированная
документальность). Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры и поэтому своём творчестве они часто механически использовали бытописательский язык позднего передвижничества. Кроме «героического реализма» в их работах также проявлялись тенденции бытописательства и натурализма, хотя это, как позже отмечали советские критики, «часто приводило к мелкотемью и иллюстративности».
Слайд 10Влившиеся группировки
С АХРР фактически слилось Товарищество передвижников, последний глава которого
Радимов стал первым председателем АХРРа. Начиная с этого момента, передвижники
как организация фактически прекратили своё самостоятельное существование.
Слайд 11 Кроме того, стремлением к реалистичности ахровцы привлекли в свой стан
зрелых живописцев, отвергавших авангард. Например:
А.Е. Архипов
Н.А. Касаткин
Слайд 13 Вдобавок, мощная организация активно вбирала в себя более мелкие художественные
объединения. В 1924 году в АХРР вошли члены Нового общества
живописцев, в 1926 году — группа «бубновалетовцев», в 1929 — художники из объединения «Бытие», в 1931 — из общества «Четыре искусства». В 1926 году в АХРР в полном составе вошли «Московские живописцы». В 1931 году ряд членов ОМХ (Общества Московских художников) перешло в АХР, из-за чего московское общество распалось.
Слайд 14Средний период
За 10 лет своего существования верная линии партии АХРР
стала самой крупной художественной организацией страны. Она стремительно разрасталась: уже
к лету 1923 года она насчитывала около трёхсот членов. Стали возникать областные и республиканские филиалы. К 1926 году их насчитывалось уже около сорока. В числе первых появились филиалы в Ленинграде, Казани, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону. Возник ряд смежных группировок, например «Ассоциация художников Красной Украины» (АХЧУ), а в 1927 году даже «Ассоциация художников революционной Германии».
Слайд 15В 1920-е годы Ассоциация приобретала всё большее число сторонников, пользовалась
поддержкой государства и укрепляла свои позиции, обрастая новыми структурами. В
1925 году по инициативе учащихся московских и ленинградских художественных вузов было создано объединение молодёжи — ОМАХРР (Объединение молодёжи Ассоциации художников революционной России), которое вскоре обрело статус автономной организации со своим уставом. Кроме того, «АХРР слишком настойчиво проявляла диктаторские тенденции; и порой скорее это обстоятельство, нежели только его художественные принципы, вызывали решительную оппозицию многих деятелей искусства и целых объединений»
Слайд 16По своему значению всю живопись АХРР'а можно разделить на две
основные группы. К первой из них следует отнести произведения известных
наших художников, которые примечательны не столько своим сюжетом, сколько формальными достоинствами. Из них наиболее замечательным является Борис Кустодиев; этот художник, когда - то связанный с группой «Мир Искусства», дал целый ряд вещей, отличающихся, наряду с мастерством, огромной жизнерадостностью содержания, красотой и завершенностью форм, исключительной вдохновенностью красок.
К числу его лучших вещей следует отнести «Русскую Венеру», «Купчиху» и некоторые портреты.
Слайд 17
Формальными достоинствами выделяется также ряд вещей других художников, которые пришли
в АХРР из группы «Бубновый Валет». Эти художники всегда разрабатывали
задачи света и цвета в живописи; у них наиболее сильными были изображения природы. Вот почему посланный в Крым Илья Мешков смог дать целый ряд видов нашего целительного юга, полных бодрых и смелых красочных сочетаний и залитых бесконечным обилием солнца.