Разделы презентаций


Акселерация и ретардация развития Выполнила: студентка 3 курса, Сотникова А.Д

Содержание

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениямиТермин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Акселерация и ретардация развития
Выполнила: студентка 3 курса,
Сотникова А.Д.

Акселерация и ретардация развитияВыполнила: студентка 3 курса,Сотникова А.Д.

Слайд 2Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это

ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с

предшествующими поколениями
Термин «акселерация» был введен в научный обиход
Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков

Слайд 3В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.
Эпохальная акселерация

обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении

с предшествующими поколениями.Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и

Слайд 4Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ

в.
Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте

(в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет
Происходило ускорение развития вторичных половых признаков.
У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация.
Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.
Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в

Слайд 6Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков

в определенных возрастных группах.Для них характерны более высокий рост, большая

мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.Для них характерны более

Слайд 7В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В

16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей

завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19

Слайд 8Главные признаки акселерации:

1.Длина тела и вес ребенка при рождении больше,

чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100-300гр. больше,

а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей.
2.Ускорение развития грудных детей. Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10-12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте
2-3 месяцев. У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5-6 см, а вес на 2-2,5кг выше, чем они были в начале века.
3.Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5-9 годам у детей конца 19 века.
В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10-12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.
Главные признаки акселерации:1.Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных

Слайд 94.Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового

созревания, у современных девочек 10-12 лет, а у мальчиков 12-14

лет.
В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.
5.Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16-17 годам, а у юношей к 18-19 годам.
6.У женщин менопауза отодвинулась к 48-50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.
4.Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10-12 лет, а

Слайд 10Причины акселерации
До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения

на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
В

первую группу входят физико-химические гипотезы. Большинство исследователей склоняются к гипотезе о стимулирующем влиянии отходов промышленного производства.
Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию изменением социальных условий: улучшение питания (Н.Ленч), медицинского обслуживания (М.Кривогорский) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.

Причины акселерацииДо настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало

Слайд 11Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом

циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений.
Имеется точка зрения

о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост.
Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.
Четвертая группа-Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
Третья группа – это гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений гетерозиса и других явлений.

Слайд 12Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и

дисгармониной акселерацией.
При гармоничной акселерации имеет место параллельное ускорение роста и

биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства.
При дисгармоничной акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.
Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармоничной и дисгармониной акселерацией.При гармоничной акселерации имеет место параллельное

Слайд 13Минусы акселерации
К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается

на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных

детей рост и развитие сердца отстает от роста тела.
У современных детей окружность грудной клетки обычно отстает от показателей веса и роста — высокие подростки нередко несколько узкогруды.
Внутренние органы подростка и механизмы регуляции их деятельности тоже не всегда поспевают за быстрым ростом тела. Это в первую очередь относится к сердечно-сосудистой системе: ее развитие отстает от темпов роста и увеличения веса более чем у 6 процентов подростков. Безусловно, это отрицательно сказывается на их работоспособности и выносливости.
Минусы акселерацииК сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства,

Слайд 14Акселерация ставит много проблем перед современными врачами, а именно:
1) наблюдается

более раннее биологическое созревание индивида, которое наступает до социальной зрелости

и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа юных матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);
2) существует необходимость в установлении новых форм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;
3) наблюдается нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки нормы и патологии.
Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма и в более старшем возрасте, а также на характер проявления ряда заболеваний.
Акселерация ставит много проблем перед современными врачами, а именно:1) наблюдается более раннее биологическое созревание индивида, которое наступает

Слайд 15Ретардация
Ретардация (от лат. retardatio — замедление, задержка, «десельрация») — задержка

физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

РетардацияРетардация (от лат. retardatio — замедление, задержка, «десельрация») — задержка физического развития и формирования функциональных систем организма

Слайд 16Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и

это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение

степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей

Слайд 17На современном этапе изучения выделяют следующие причины ретардации.
Различные наследственные, врожденные

и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения;
Различные факторы социального характера.
Его

существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.
Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).
Неблагоприятная экология, радиация, солнечная инсоляция.
Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).
На современном этапе изучения выделяют следующие причины ретардации.Различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения;Различные

Слайд 18Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может

быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

В

1983 году Минздрав России четко определил группы здоровья на основании следующих показателей:
наличие или отсутствие хронических заболеваний,
состояние функциональных систем,
степень резистентности (сопротивляемости),
степень физического,
нервно-психического развития ребенка.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ

Слайд 19Выделены 5 групп здоровья: в первые две включаются дети без

хронических заболеваний, а в 3-5-ю — дети, имеющие хронические заболевания

различной степени выраженности. Данные группы не следует путать с медицинскими группами, различающимися по степени участия школьников в физическом воспитании: основная, подготовительная и специальная.
Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.
Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.
Выделены 5 групп здоровья: в первые две включаются дети без хронических заболеваний, а в 3-5-ю — дети,

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика