Слайд 1Активные методы обучения
Виноградов Д. И. Биб-36-01
Слайд 2Содержание
Введение
Понятие
Цель обучения
Виды методов активного обучения
Тренинг
Кейс‐обучение
Деловая игра
Мозговой штурм
Метафорическая игра
Баскет метод
Слайд 3Введение
Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм
обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать обучающимся
довольно большой объем знаний и возможность закрепить его на практике.
Слайд 4Понятие
Методы активного обучения – методы обучения,
направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности
квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности.
Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.
Слайд 5 Активные методы обучения персонала на
практике зарекомендовали себя лучше других. Самыми эффективными являются . Обучить
сотрудников – это, значит, развить и приумножить в них профессиональные качества, умения и навыки. Возможности и цели у компаний разные и в соответствии с ними обучение может проходить в таком виде как тренинги личностного роста, в форме лекций, семинаров, видеокурсов, а также дистанционного обучения. Для организации обучения нанимают специалистов, тренеров, экспертов.
Слайд 6Цель обучения
Цель обучения в каждой компании
– остаться «в струе» и быть конкурентоспособным. Эффективность работы всех
сотрудников напрямую зависит от успеха компании. Большинство компаний уже попробовали и успели увидеть результативность таких методов как коучинг, наставничество и ротация. И даже в период сложного финансового положения предприятия стараются запланировать и выделить деньги на обучение сотрудников.
Слайд 7Виды методов активного обучения
В настоящее
время наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения:
Групповые методы –
Тренинг, Кейс-обучение, Деловая игра, Метафорическая игра, Мозговой штурм, Поведенческое моделирование, Обучение действием, Обучение в рабочих группах
Индивидуальные методы – Наставничество, Баскет-метод, Ротация, Shadowing, Buddying.
Слайд 8Тренинг
Под тренингами понимается такое обучение,
в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется
практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе.
Тренинг ‐ тот метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения. Он обеспечивает более интенсивное и интерактивное обучение и, кроме того, ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью, и экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом.
Слайд 9 Несомненный плюс тренинга в том, что
он повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только
передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей, существенно возрастают побудительные мотивы деятельности. Для большей продуктивности работы персонала желательно разработать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил примерно раз в квартал.
Однако, существует ряд причин, которые препятствуют закреплению навыков тренинга: дефицит самодисциплины для отработки и закрепления навыка/умения, полученного в ходе тренинга; психологический дискомфорт от невозможности быстрого и точного применения полученных знаний и умений; сложность анализа собственного настроения и поведения.
Слайд 10Кейс‐обучение
Разбор практических ситуаций (case‐study) — метод
изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Это один из
самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений. Широко применяется в следующих дисциплинах: финансы, маркетинг, управление персоналом.
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.
Слайд 11 Цель этого метода ‐ научить слушателей
анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути
решения, оценивать их, выбирать оптимальные и вырабатывать программы действий. Метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности.
Слайд 12Деловая игра
Деловые игры — это форма
обучения, при которой отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций
и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значи-тельно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
Слайд 13 Преимущества деловых игр: Позволяют всесторонне исследовать проблему,
подготовить и принять решение; Позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации
и действовать эффективно; Позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы.
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.
Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.
Слайд 14Мозговой штурм
Метод мозгового штурма идеально подходит
для выработки новых и самых разных идей. Для этого организуется
работа в малых группах (5‐6 человек).
Эффективность метода возрастает, если руководители принимают участие в работе групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10‐15 минут каждая группа обсуждает конкретный вопрос и каждый из участников предлагает свою идею, при этом каждая высказанная идея фиксируется на отдельной карточке, впоследствии группируемых по темам или направлениям деятельности.
Во время мозгового штурма категорически запрещается обсуждать и комментировать предлагаемые идеи. Важно собрать их как можно больше, какими бы нелепыми и абсурдными они не казались на первый взгляд.
После того, как время истекло, начинается группировка идей в зависимости от их содержания. На этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После того, как в зависимости от содержания и формы идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе. В некоторых случая каждой из групп дается название или присваивается номинация, исходя из тематики и содержания заявленных ими идей.
Слайд 15 Преимущества метода:системный эффект, увеличивающий силу решений от
объединения усилий многих людей (эффект «коллективного ума»); генерирование большого количества
разных решений, и условий их выполнения; психолгическо сближение группы;
Недостатки метода:Не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач; Не имеет критериев оценки силы решений;Отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения от слабого к сильному решению; Затруднительно определить авторство лучших идей;Процессом решения необходимо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильным решениям, практичным идеям.
Слайд 16Метафорическая игра
Это форма организации активной работы
участников, направленная на выработку новых форм деятельности и изменения установок
в поведении. Основная задача метафорической игры – найти новый способ решения ситуации. Уникальность данного метода заключается в том, что для решения в деловой ситуации берется метафора.
Например, нам необходимо найти новые подходы противодействия конкурентам. Для этой задачи мы можем использовать метафорическую игру «Выкуп невесты». Участники погружаются в ситуацию, когда невесте необходимо сделать выбор из нескольких женихов. Для того, чтобы каждый жених мог выиграть, его готовит «группа поддержки». В задачи «группы поддержки» входит изучение конкурентов, выработка оптимальной стратегии для завоевания невесты. Задача женихов – применить разработанную стратегию для того, чтобы получить благосклонность невесты. По окончании игры проводится ее разбор с целью выявить эффективные модели поведения и перенести их на рабочую ситуацию.
Слайд 17 Использование такой формы обучения помогает активизировать
творческие способности участников, дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию конкурентной
борьбы и изменить сложившиеся стереотипы.
Метафорическую игру можно использовать и применять для любой проблемной ситуации. В ее основе могут лежать сказки, притчи, легенды, передающие проблематику отношений в бизнес‐ситуациях.
Преимущества применения метафорической игры: Развитие креативности сотрудников; Побуждение участников самостоятельно найти решение по заданной ситуации.
Слайд 18Баскет метод
Баскет-метод — метод оценки и обучения
на основе имитации ситуаций, которые часто встречаются в рабочей практике.
С помощью него определяют, способен ли человек работать с большим количеством информации, принимать верные решения в нестандартных ситуациях.
Специалиста намерено ставят в ситуацию, которая в психологии называется «ситуация напряженной потребности». Он не может подвести других на подсознательном уровне, поэтому за короткий отрезок времени пытается решить поставленную перед ним задачу. Во время такого обучения, сотрудник:
проводит самоанализ;
оценивает чужой опыт;
учится с уважением относиться к чужому мнению;
учится отстаивать свои решения.
Слайд 19 Баскет-метод активно применяют при подборе секретарей,
руководителей, офис-менеджеров. Уже на начальном этапе удается понять, справится человек
с работой или нет, насколько он склонен к обучению. Отвечая на большое количество писем, разбирая документы, решая конфликты, он сам оценит, хочет ли занимать эту должность.
Слайд 20Список литературы
Активные методы обучения персонала (электронный ресурс) https://refdb.ru/look/1529401.html
Активные методы обучения
персонала (электронный ресурс) http://mirznanii.com/a/160373/aktivnye-metody-obucheniya-personala
Активные методы обучения персонала (электронный ресурс) https://studopedia.ru/18_36880_aktivnie-metodi-obucheniya-personala.html
Активные
методы обучения персонала (электронный ресурс) http://masters.donntu.org/2012/iem/kryvosheya/library/article3.htm
Баскет-метод как способ оценки и обучения (электронный ресурс) https://www.hr-director.ru/article/67314-basket-metod-sposob-otsenki-18-m10
Теоретические основы баскет-метода (электронный ресурс) https://studfiles.net/preview/3816681/