Слайд 1Актуальные аспекты диагностики алалии и пути преодоления данной формы патологии
речевой деятельности
Тоценко Е.Д.,
учитель-логопед МДОУ д/с №1 г.Липецк
Слайд 2 Моторная алалия –системное недоразвитие речи центрального характера ,обусловленное несформированностью
языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых
и сенсоматорных операций.
Слайд 3Примеры предлагаемых движений для выявления апраксии:
1)Опустить челюсть и удержать
ее в этом положении;
2)Поднять челюсть и сомкнуть губы;
3)Сомкнуть
и разомкнуть губы;
4)Нижней губой коснуться верхних резцов;
5)Широким кончиком языка 2-3раза коснуться верхних альвеол;
6)Широкий передний край языка и переднюю часть спинки языка прижать к верхним альвеолам;
7)Оттянуть язык вглубь ротовой полости и т.д. всего 16 движений
Слайд 4Выполнение неречевых движений артикуляторными органами(% от общего числа заданий (160)
в каждой группе испытуемых)
Слайд 5Отличие экспрессивной (моторной) алалии от импрессивной (сенсорной ).(По В.А.Ковшикову)
Языковые
признаки (в пользу экспрессивной алалии ):
сохранное восприятие речи на
перцептивном уровне ;
соответствующее возрасту понимание речи (у детей с сенсорной алалией пассивный словарь заметно отстает от активного);
хорошее слуховое внимание ( не смешивать отвлекаемость с нарушением слухового внимания );
отсутствие эхолалии;
в некоторых случаях невозможность повторения (дети с сенсорной алалией повторяют, но не понимают);
стремление к вербальной и невербальной коммуникации ;
использование мимико-жестикуляторной речи,мелодики , звукоподражания ,”звуковые жесты”;
лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании
Слайд 6НЕЯЗЫКОВЫЕ ПРИЗНАКИ :
Не столь значительны нарушения психических процессов и
личностных свойств;
у большинства отсутствует видимые знаки повреждения нервной
системы (или же проявляется минимальная рассеянная симптоматика);
часты разного характера нарушения психомоторики (парезы в общемоторном и артикуляторном аппаратах , моторная неловкость);
отсутствие гиперакузии (повышенной чувствительности к тихим звукам , безразличных для окружающих)
Слайд 7ОТЛИЧИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ (МОТОРНОЙ) АЛАЛИИ ОТ ГЛУХОНЕМОТЫ
Слайд 8Отличие алалии от нарушения развития речи при тугоухости .
Слайд 9Отличие алалии от “простой” (временной ) задержки речевого развития
Языковые признаки (в пользу экспрессивной алалии).
-патологическое развитие языка (неусвоение
детьми инвентаря языковых единиц и правил их функционирования ),не только задержка темпа усвоения языка .
В пользу ЗРР:
Дети нередко спонтанно вне специального обучения полноценно овладевают языком .
Неязыковые признаки.
У детей с алалией чаще и в большей мере выражены неврологические и психопатологические симптомы.
Слайд 10Отличие алалии от фонематической дислалии
Языковые признаки.
Для алалии характерно расстройство
всей системы языка (фонематической , грамматической ,лексической подсистем(тогда как фонематическая
дислалия –частичное расстройство языковой системы) симптомами которого являются непостоянные и разнообразные замены , пропуски ,перестановки звуков.
Трудности в различении этих расстройств возникают на поздних этапах развития алалии, когда в речи детей выявляются только фонематические нарушения .
Неязыковые признаки.
У детей с фонематической дислалией часто отсутствуют неврологические и психопатологические симптомы , у детей с алалией – присутствуют.
Слайд 11Отличие алалии от детского аутизма (синдром Каннера).
Языковые признаки в
пользу алалии :
-у детей с алалией сохранна постоянная реакция
на обращенную речь;
-в большинстве ситуаций при наличии экспрессивной речи, дети с алалией активно используют зачатки звуковой речи и хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь;
-у детей с алалией нет одновременного употребления “лепетных” и сложноорганизованных правильных по языковой структуре высказываний
-нет своеобразных нарушений просодии (чрезмерного замедленного темпа , скандированного и рифмованного произношения и т.п.)
Неязыковые признаки (в пользу алалии)
-выражено стремление к контактам (исключая случаи речевого негативизма в трудных для детей с алалией ситуациях)
-эмоционально подвижны , эмоции адекватны
-мимика выразительна
-отсутствует установление рутинного порядка , стереотипии в движениях , действиях.
Слайд 12ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ АНАРТРИИ И ДИЗАРТРИИ
Языковые признаки (в пользу
алалии) :
-У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью
или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляторный акт.(У детей с анартрией и дизартрией нарушение этого уровня составляет суть их патологии речи)
-при алалии расстраивается вся система языка , при анартрии и дизартрии – только одна из подсистем –фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия ).
-расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций –выбора и комбинирования единиц (что обусловлено структурой слога, всего слова, его длиной , местом ударения и проч.)
У детей с дизартрией расстройства произношения звуков вызваны нарушением фонетических (моторных) операций.
Слайд 13Сравнение нарушений звукопроизношения при алалии и дизартрии.
Слайд 16Неязыковые признаки в пользу алалии
-проявляются незначительно , у некоторых
отсутствуют параличи ,парезы, апраксии органов артикуляционного аппарата (у большей части
детей с арартрией и дизартрией явно выражены )
-многие дети успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений (дети с анартрией неправильно выполняют большинство этих движений ).
Слайд 17Отличие алалии от афонии
Языковые признаки
-обычно дети с алалией используют
при общении речевые невербальные вокализации (мелодику , звукоподражания , “звуковые
жесты”);
-дети с афонией не используют вокализаций;
-«Следует отметить, пишет В.А. Ковшиков, что фактически не бывает детей с алалией, которые бы не произносили 2-3 слов;
-способность произношения слов не свидетельствует об афонии;
-речевой негативизм некоторых детей с алалией может привести к ошибочному суждению об афонии.»
Неязыковые признаки
У детей с алалией отсутствуют специфические органические и функциональные нарушения, ведущие к патологии голоса.
Слайд 18Отличие алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью
Знание -
совокупность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности(образы, представления, понятия),
которые служат материалом для мыслительных операций.
Мышление – это процесс, направленный на разрешение проблемной ситуации для установления новых отношений между фактами действительности и осуществляющийся комплексом операций( установление сходства – различия, обобщение- конкретизация, расчленение- соединение, т.е. анализ- синтез).
Самоорганизация – целостная направленность психики на активацию познавательной деятельности и её управление.
Слайд 19Суммарные результаты исследования образного мышления (%)
Слайд 20К вопросу о теоретическом обосновании направлений логопедической работы.
От того, как
понимается механизм расстройства речи, зависят стратегия и тактика всей работы.
Три
группы концепций алалии:
1) «моторные» концепции (исследователи считали и считают, что артикуляторная апраксия – основной фактор в патогенезе алалии);
2) «психологические» концепции (расценивали имеющиеся у детей с алалией нарушения психической деятельности: нарушения мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного восприятия, памяти, внимания, как патогенные факторы алалии). Сторонники этой концепции: Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, Р.А.Белова-Давид;
3) «языковые» (подчеркивается ограничение и неверное использование детьми правил порождения высказывания): В.К.Воробьева, В.А.Ковшиков, Б.М.Гриншпун.
Слайд 21РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.
1).До того ,
как ребенок научится произносить первые слова , он должен понимать
обращенную речь . Н.С. Жукова , Т.Б. Филигова , Е.М. Мастюкова предлагают шкалу оценки понимания .
2)Обязательным условием в логопедическом воздействии является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с неговорящим ребенком (см. статью Е.В. Кирилловой “Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей “).
3) На начальных этапах работы необходимо развивать потребность в общении , cформировать мотивационную основу высказывания , развивать психическую и речевую активность. Поскольку язык – средство общения и обобщения, в логопедической работе нужно постоянно создавать ситуации , в которых бы ребенок испытывал необходимость использовать язык . Не повторение ребенком слов и предложений , а самостоятельная речь ребенка – основная форма логопедической работы.
Слайд 224)Работа над речью связана с предметно – практической деятельностью ребенка
и опирается на нее . Вырабатывается осознание ребенком собственных действий
( я несу , иду, сижу) и действий других (Вова сидит , идет ; Мяч упал и т.д.)
5) Как только у ребенка появится самый незначительный словарный запас , необходимо начать работу над фразой.(Мама иди.Мама идет. Петя пой. Петя поет. Оля,дай мяч.)
РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.