Слайд 1 Актуальные технологии профессионального обучения
Иванова Светлана Васильевна,
СПБ ИУО
РАО
СПб ГБ ПОУ ИПЛ
Слайд 2Система понятий
«Какой метод наставник посоветовал применить?
Классику, классику…»
к/ф «Каникулы
строгого режима»
Приём ( шаг, действие)
Метод ( путь, способ достижения цели)
Технология
( от цели к результату)
Методика (группа методов, система методов)
Методология – интеграция, а затем выбор системы методов
Цель – педагог-методолог
Слайд 3Актуальность методов обучения
Новейшие методы , связанные с применением IT–технологий
Методы
изучения новой техники и технологий
Современные изобретения методов профессионального обучения в
СПО
Применяемые в мировом образовательном пространстве
Реально работающие в системе СПО
Слайд 7Методы профессионального обучения, связанные с применением компьютеров и программных средств
Имитационные
( тренажёры)
Методы применения интерактивной доски,
Наглядные с иллюстрациями из сети Интернет
( видео, презентации, фотоматериалы)
Web–квесты, Web-портфолио,
3D –моделирование (на компьютере, на принтере)
обучение на платформе Black-board
дистанционное обучение ( формальное и неформальное)
Учебные сайты преподавателей
Слайд 9 Требования профстандарта к педагогу ПО изучению нового оборудования
Разрабатывать
мероприятия по модернизации материально-технической базы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного
помещения), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
- требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- нормативных документов образовательной организации;
- современных требований к учебному оборудованию.
Слайд 10Направления совершенствования методов профессионального обучения
Особое место занимает технологическая и
методическая подготовка учителя, овладение научным знанием о процедурах управления учебной
деятельностью.
Технологическая подготовка учителя связана с проблемами интеллектуального, активного обучения, с развитием творческой личности, воспитанием профессиональной направленности мышления, реализацией исследовательского принципа в организации учебной познавательной деятельности.
Слайд 11 Методы практического профессионального обучения
Показ - последующая практическая отработка приёмов
и операций,
Лабораторные работы,
Упражнения,
Решение производственно-технических задач,
Деловые, ролевые игры
Наблюдение
Естественное обучение
Слайд 12Методы активизации творческой деятельности
Мозговой штурм,
Метод аналогий,
Метод матрицы,
Метод «наоборот»,
Метод случайного выбора
фокальных объектов,
Метод отождествления («Я – чайник»)
Слайд 13
Прокомментируйте, пожалуйста:
Какой метод, технология вам не знакомы?
Какие не получили
распространения?
Какие работают хорошо
в вашем учреждении?
в профессиональном направлении?
Слайд 23Методы обучения с включением в мировое образовательное пространство
Обучение по модулям
социальных партнёров из других государств
Двойное подчинение образовательных учреждений ( двойное
государственное или частно-государственное партнёрство)
Сетевое взаимодействие образовательных организаций (прикладные политехнические университеты в Финляндии)
Дистанционное неформальное образование
Слайд 24Прогрессивные тенденции в развитии педагогического образования в области создания гибких
технологий направлены на создание методов
активизации личностного потенциала,
педагогической регуляции учебной деятельности,
адаптации
учебных программ к индивидуальным особенностям.
Не все из них получили статус нормативного процесса в силу ряда причин и прежде всего из-за технологической неразработанности дидактического процесса и некоторого отставания теории от запросов практики.
Слайд 25
Возникновение профессионального познавательного интереса является прямым результатом учебной деятельности
Личностная оценка
профессиональных знаний, приобретаемых в процессе обучения, связана не только с
познавательным интересом к процессу приобретения знаний и к предмету изучения, но и с мотивацией достижения результата, мотивацией долга,
отношением к цели и результату.
При этом следует подчеркнуть органичную слитность различных типов мотивации, их внутреннюю зависимость друг от друга, взаимопереходы и интеграцию в мотивационные новообразования, служащие стимулом для активизации учебной и профессиональной деятельности и эмоциональной регуляции активности, которая проявляется в стремлении обучающихся отыскивать новые пути познания и самостоятельно решать возникающие учебные проблемы.
Вопрос состоит в том, как следует управлять учебным процессом, чтобы создать мотивированную учебную деятельность, как обеспечить эмоциональную саморегуляцию и осмысленное стремление к процессу познания.
Слайд 26 реально работающие
( продолжите список….)
АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДЫ - соревновательные
Игровые технологии
- малый тренажёр по материаловедению
-угадай марку материала
мозаика
обозначений ,
Чёрный ящик
Декада профессий ПРОФИ ( викторина по профессиям, станция черчение, материаловедение, станция технологии)
Конкурсы технического творчества
Слайд 27 Проблемное обучение
Для организации такого учебного процесса требуется применять специальные
структуры лекций, творческие задачи и задания на лабораторных и практических
занятиях, моделировать эвристические беседы на семинарских занятиях, включать проблемные вопросы, организовывать дискуссии, проводить деловые игры и т. д.
В системе педагогических методов и приемов заложено выполнение учащимися творческих действий, развитие их мышления, формирование мотивационной и эмоционально-волевой сфер, воспитание личности в целом.
Слайд 28 При выборе методов обучения следует рассматривать с позиции
деятельностно-личностного
подхода
Творческие способности развиваются в ходе обучения, если процессом обучения предусмотрена
соответствующая учебная деятельность, активные способы самостоятельного учебного познания и руководство со стороны педагогов этой деятельностью с учетом личностных характеристик обучающихся.
Важнейшей стороной методов обучения является создание условий, активизирующих познавательный поиск учащихся, способствующих развитию их творческих сил, самостоятельности, научного стиля мышления.
Слайд 29 Р. Артур:
«Любая честная попытка систематически изучить проблему
или что-то
добавить
к человеческому знанию о проблеме
может считаться исследованием»