Слайд 3Основные алгоритмы
Нахождение кратчайших путей из одного источника: алгоритм Дейкстры.
Построение минимального
остова графа: алгоритм Крускала.
Задача о лабиринте и поиск в
глубину на неориентированном графе.
Слайд 5Алгоритм Дейкстры
Э́дсгер Ви́бе Де́йкстра (Edsger Wybe Dijkstra [ˈɛtsxər ˈʋibə ˈdɛikstra]) (11 мая 1930, Роттердам, Нидерланды — 6
августа 2002) — нидерландский учёный, идеи которого оказали влияние на развитие компьютерной индустрии.
Слайд 6Алгоритм Дейкстры
Алгоритм Дейкстры — алгоритм на графах, изобретённый нидерландским ученым Э.Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшее
расстояние от одной из вершин графа до всех остальных.
Алгоритм
работает только для графов без рёбер отрицательного веса.
Алгоритм широко применяется в программировании и технологиях, например, его используют протоколы маршрутизации OSPF и IS-IS.
Слайд 7Формулировка задачи
Дан взвешенный ориентированный граф без петель и дуг отрицательного
веса. Найти кратчайшие пути от некоторой вершины а до всех
остальных вершин этого графа
Граф называется взвешенным или нагруженным, если каждому ребру поставлено в соответствии некоторое число w (вес).
Слайд 8Алгоритм
Каждой вершине из V сопоставим метку — минимальное известное расстояние от этой вершины
до а. Алгоритм работает пошагово — на каждом шаге он «посещает»
одну вершину и пытается уменьшать метки. Работа алгоритма завершается, когда все вершины посещены.
Метка самой вершины а полагается равной 0, метки остальных вершин — бесконечности. Это отражает то, что расстояния от a до других вершин пока неизвестны. Все вершины графа помечаются как непосещённые.
Слайд 10Шаг алгоритма
Если все вершины посещены, алгоритм завершается.
В противном случае,
из ещё не посещённых вершин выбирается вершина u, имеющая минимальную метку.
Рассматриваем всевозможные маршруты из u. Вершины, в которые ведут рёбра из u, называются соседями этой вершины. Для каждого соседа вершины u, кроме отмеченных как посещённые, рассмотрим новую длину пути, равную сумме значений текущей метки u и длины ребра, соединяющего u с этим соседом. Если полученное значение длины меньше значения метки соседа, заменим значение метки полученным значением длины.
Рассмотрев всех соседей, пометим вершину u как посещенную и повторим шаг алгоритма.
Слайд 13пример поиска кратчайшего пути на графе (алгоритм Дейкстры)
Слайд 14Задача. Для орграфа найти длины кратчайших путей от вершины s
ко всем остальным вершинам и восстановить кратчайшие пути к ним.
Слайд 15Задача. Для н-графа найти длины кратчайших путей от вершины a
ко всем остальным вершинам и восстановить кратчайшие пути к ним.
Слайд 16Задача. Для н-графа найти длины кратчайших путей от вершины a
ко всем остальным вершинам и восстановить кратчайшие пути к ним.
Слайд 17Задача. Для н-графа найти длины кратчайших путей от вершины 1
ко всем остальным вершинам и восстановить кратчайшие пути к ним.
d(1,2)=7
d(1,3)=9
d(1,4)=20
d(1,5)=20
d(1,6)=11
Слайд 18Код программы алгоритма Дейкстры на Pascal:
Слайд 19program DijkstraAlgorithm;
uses crt;
const V=6; inf=100000;
type vektor=array[1..V] of integer;
var start: integer;
const GR: array[1..V, 1..V] of integer=(
(0, 1, 4, 0, 2, 0),
(0, 0, 0, 9, 0, 0),
(4, 0, 0, 7, 0, 0),
(0, 9, 7, 0, 0, 2),
(0, 0, 0, 0, 0, 8),
(0, 0, 0, 0, 0, 0));
{_________________________________________________________________}
procedure Dijkstra(GR: array[1..V, 1..V] of integer; st: integer);
var count, index, i, u, m, min: integer;
distance: vektor;
visited: array[1..V] of boolean;
begin
m:=st;
for i:=1 to V do
begin
distance[i]:=inf; visited[i]:=false;
end;
distance[st]:=0;
for count:=1 to V-1 do
begin
min:=inf;
for i:=1 to V do
if (not visited[i]) and (distance[i]
> ', i,' = ', distance[i])
else writeln(m,' > ', i,' = ', 'маршрут недоступен');
end;
{главное тело
программы}
begin
clrscr;
write('Начальная вершина >> '); read(start);
Dijkstra(GR, start);
end.
Слайд 21Алгоритм Крускала (Краскала)
Крускал, Джозеф Б. (Kruskal, Joseph B.) 29.01.1928 –19.09.2010
Почетный профессор. Bell
Labs, Lucent Technologies, Room 2C-281, Murray Hill, NJ 07974, USA
Алгоритм Крускала (или алгоритм
Краскала) — алгоритм построения минимального остовного дерева взвешенного графа. Алгоритм впервые описан Джозефом Крускалом в 1956 году.
Слайд 22Минимальное остовное дерево
Пример связного графа и двух его остовных
деревьев
Минимальным остовным деревом называется остовное дерево с минимальным общим весом
его ребер.
2
3
5
2
1
4
3
6
2
Слайд 23Для связного взвешенного графа G=(V,E) построить минимальный остов S=(V,T).
Вход: связный граф G=(V,E) и функция стоимости (весов)
ребер c: E -> R.
Выход: минимальный остов S=(V,T).
Формулировка задачи
Слайд 24Шаги алгоритма
Создается список ребер E, содержащий длину ребра, номер исходной
вершины ребра, номер конечной вершины ребра.
Данный список упорядочивается в порядке
возрастания длин ребер.
Просматривается список E и выбирается из него ребро с минимальной длиной, еще не включенное в результирующее дерево S и не образующее цикла с уже построенными ребрами.
Если все вершины графа включены в дерево S и количество ребер на единицу меньше количества вершин, то алгоритм свою работу закончил. В противном случае осуществляется возврат к пункту 3.
Слайд 25Пусть E содержит m ребер.
Упорядочим их по возрастанию стоимостей:
Последовательно для каждого i =1, ... , m определим
множество ребер Ti:
Положим T=Tm. Выдать в качестве результата граф S=(V,T).
Шаги алгоритма
Слайд 26Пример работы алгоритма Крускала
Исходный граф
Минимальный остов графа
минимальный остов S=(V,T), где T=T8 ={ (a,g),
(g,e), (g,c), (e,d), (a,b), (f,g)}
Слайд 27Найти минимальный остов неориентированного взвешенного графа.
Пример работы алгоритма Крускала
Д/З Найти
минимальный остов неориентированного взвешенного графа.
Слайд 28Исходный граф
Минимальное остовное дерево
Исходный граф
Минимальное остовное дерево
Задача. Найти минимальный остов
неориентированного взвешенного графа.
Слайд 29Найти минимальный остов взвешенного графа
Найти минимальное расстояние от вершины v3
до остальных вершин
Вариант 1
Найти минимальное расстояние от вершины 6 до
остальных вершин
Найти минимальный остов взвешенного графа
Вариант 2