Слайд 1Типология речевых и грамматических ошибок
Слайд 2Введение
В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений
и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.
Слайд 3Введение
Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям. Правильность речи –
соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил
грамматики (в морфологии - нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).
Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:
Слайд 4Грамматические ошибки -
ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической
нормы.
1) Ошибочное словообразование. Трудолюбимый, надсмехаться.
2) Ошибочное образование формы существительного. Многие
чуда техники. Не хватает время.
3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интереснее.
Слайд 5Грамматические ошибки -
4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями.
5)
Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса.
6) Ошибки в образовании
личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания.
7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты.
Слайд 6Грамматические ошибки
8) Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки
воды, стекаемые вниз, поразили автора.
9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев
на сцену. Пиша о жизни.
10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав.
11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом.
Слайд 7Грамматические ошибки
12) Нарушение управления. Повествует читателей. Сделать свою правду более
красивую.
13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я
хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые.
Слайд 8Грамматические ошибки
15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая
текст, возникает такое чувство…
16) Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство.
Слайд 9Грамматические ошибки
18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы,
если бы на картине стояла бы подпись художника.
19) Нарушение границ
предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился.
Слайд 10Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная
грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание
высказывания.
Слайд 11Речевые ошибки
При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается
и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в
содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней).
Слайд 12Речевые ошибки
При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки
и недочёты:
Слайд 13Речевые ошибки
1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были
шокированы прекрасной игрой актёров.
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Слайд 14Речевые ошибки
4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в
словарь.
5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади.
7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Слайд 15Речевые ошибки
8) Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление. Автор использует
художественные особенности.
9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой
юноша. Очень прекрасный.
10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности.
Слайд 16Речевые ошибки
11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над
своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
12) Ошибки
в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый, но и не мажорный мотив.
13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Слайд 17Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
1. К концу
жизни мировоззрения поэта изменились.
Слайд 18 1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)
Определите
вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 19 2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные
черты.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 20 2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные
черты. (речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 21 3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась
вся эта картина.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 22 3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась
вся эта картина. (грамматическая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 234. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
Определите
вид ошибки (речевая или грамматическая).
Слайд 244. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
(речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).