Разделы презентаций


КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Содержание

Данный проект представляет из себя пособие для самостоятельного изучения и закрепления темы «Корни с чередованием» из раздела «Орфография» для учащихся 9-х и 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации по

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОРНИ
С
ЧЕРЕДОВАНИЕМ

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Слайд 2Данный проект представляет из себя пособие для самостоятельного изучения и

закрепления темы «Корни с чередованием» из раздела «Орфография» для учащихся

9-х и 11-х классов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА-9 и ЕГЭ.

Желаем удачи!

Данный проект представляет из себя пособие для самостоятельного изучения и закрепления темы «Корни с чередованием» из раздела

Слайд 3Содержание:
1. Определение чередования
2. Чередования в русском языке
3. Из истории языка
4.

Условия чередования
5. Слова-исключения
6. Тренажер «Проверь себя!»
7. Упражнение на закрепление
8. Использованные

материалы
Содержание:1. Определение чередования2. Чередования в русском языке3. Из истории языка4. Условия чередования5. Слова-исключения6. Тренажер «Проверь себя!»7. Упражнение

Слайд 4Чередование -
языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении

общего лексического значения однокоренных слов.
РЕКА-РЕЧНОЙ К//Ч
ЗАПЕР-ОТПИРАТЬ Е//И

Чередование -языковое явление, при котором написание слов отличается при сохранении общего лексического значения однокоренных слов.РЕКА-РЕЧНОЙ			К//ЧЗАПЕР-ОТПИРАТЬ		Е//И

Слайд 5Чередования в русском языке
Согласные Гласные



Город-горожанин-гражданин
Рука-ручка
Князь-княгиня-княжить
Блеск-блестеть-блещет
Млечный-молоко
Вражеский-вороги
Касательная-коснуться
Плавать-пловец-плывун
Подобрать-собираться-разберу

Чередования в русском языке	Согласные			ГласныеГород-горожанин-гражданинРука-ручкаКнязь-княгиня-княжитьБлеск-блестеть-блещетМлечный-молокоВражеский-ворогиКасательная-коснутьсяПлавать-пловец-плывунПодобрать-собираться-разберу

Слайд 6*Из истории языка
Чередования согласных и гласных

возникли в праславянском языке с падением редуцированных. Действием

закона палатализации в праславянскую эпоху обусловлены следующие современные чередования:
I палатализация: К//Ч;Г//Ж;Х//Ш рука-ручка
II палатализация: K//Ц;Г//З;Х//Ц Бог-в Бозе
III палатализация: K//Ц;Г//З князь-княгиня
IVпалатализация: Б//БЛ;В//ВЛ ловить-ловлю
*Из истории языка  Чередования  согласных и гласных  возникли  в праславянском  языке с

Слайд 7Условия чередования:
1. Наличие суффикса –А-
2. Ударение
3. Чередование согласных в корне
4.

Лексическое значение
5. Требуется запоминание
6. Слова-исключения

Условия чередования: 1. Наличие суффикса –А-2. Ударение3. Чередование согласных в корне4. Лексическое значение5. Требуется запоминание6. Слова-исключения

Слайд 8Наличие суффикса -А-
Кос-касА прикоснуться-касание
Бер-бирА соберу-подбирать
Пер-пирА отпереть-запирать
Дер-дирА задерет-придираться
Тер-тирА потереть-оттирать
Мер-мирА умереть- с замиранием
Жег-жигА выжег-зажигание
Чет-читА вычеты-вычитание
Стел-стилА постелить-расстилаться
Блест-блистА блестеть-блистательный

Наличие суффикса -А-Кос-касА		прикоснуться-касаниеБер-бирА		соберу-подбиратьПер-пирА		отпереть-запиратьДер-дирА		задерет-придиратьсяТер-тирА		потереть-оттиратьМер-мирА		умереть- с замираниемЖег-жигА		выжег-зажиганиеЧет-читА		вычеты-вычитаниеСтел-стилА	постелить-расстилатьсяБлест-блистА	блестеть-блистательный

Слайд 9Ударение
Зор-зар а//о//а

Гор-гар о//а

Клон-клан о//а//о

Твор-твар о//а//о


/
/
/
/
/
/
/
Озарение-зори-зарево


Обгореть-загар


Поклониться-кланяться-поклон

Сотворить-тварь-творчество

Ударение  Зор-зар	а//о//а  Гор-гар	о//а  Клон-клан  о//а//о  Твор-твар	о//а//о///////Озарение-зори-заревоОбгореть-загарПоклониться-кланяться-поклонСотворить-тварь-творчество

Слайд 10Чередования согласных
Раст-рос-ращ О//А растение-вырос- взращенный

Скак-скоч О//А скакать-вскочить


Лаг-лож

О//А излагать-положение

Чередования согласных Раст-рос-ращ О//А 	растение-вырос-						взращенный Скак-скоч	О//А 	скакать-вскочить Лаг-лож	    О//А  излагать-положение

Слайд 11Лексическое значение слова
мак-мок
непромокающий плащ обмакнуть пельмень в

сметану
Мак - ЛЗ: обволакивать жидкостью

Мок - ЛЗ: пропускать жидкость через себя
равн-ровн
поравняться с товарищем выровнить площадку
Равн - ЛЗ: стать подобным другому
Ровн - ЛЗ: стать гладким, ровным
Лексическое значение слова мак-мокнепромокающий плащ 			  обмакнуть 							пельмень в сметану    Мак - ЛЗ:

Слайд 12Нужно запомнить!
Плав-плов-плыв

Поплавок-пловец-плывун

Нужно запомнить!Плав-плов-плывПоплавок-пловец-плывун

Слайд 13Слова-исключения:
Сочетать, сочетание, чета,
Зоревать, изгарь, выгарки,
Утварь,
Пловец, пловчиха,
Ростов, Ростислав, ростовщик,
росток, отрасль,
Скачок,

скачу,
Равнина, ровесник, поровну, уровень

Слова-исключения:Сочетать, сочетание, чета,Зоревать, изгарь, выгарки,Утварь,Пловец, пловчиха,Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль,Скачок, скачу,Равнина, ровесник, поровну, уровень

Слайд 14Проверь себя!
Перет(И/Е)рать краски
Провести к(А/О)сательную
Вым(И/Е)рающие животные
Отр(А/О)сль промышленности
Забл(И/Е)стел на солнце
Поск(А/О)чу навстречу другу
Подр(А/О)вняться

в строю
Сотв(А/О)рение мира

?

Проверь себя!Перет(И/Е)рать краскиПровести к(А/О)сательнуюВым(И/Е)рающие животныеОтр(А/О)сль промышленностиЗабл(И/Е)стел на солнцеПоск(А/О)чу навстречу другуПодр(А/О)вняться в строюСотв(А/О)рение мира?

Слайд 15Правильный ответ!!!
Молодец!!!

Правильный ответ!!!Молодец!!!

Слайд 16Ошибка!!!
Попробуй ещё раз!

Ошибка!!!Попробуй ещё раз!

Слайд 17Спишите текст, вставьте пропущенные буквы:
А весна, как и прежде, уб

рала красой землю.
Снег падает, мелькает, вьется, л жится

пеленой.
Белый пар по лугам расст лается.
Там гаснет огонь машины и заж гается другой, огонь очага или камина.
Он писал, что ум рает спокойно, потому что жалеть нечего.
Встали зори ясные, оз ряя снег.
Вчера без толку просидел весь день над попл вками.
Кругом далекая р внина да толпы обг релых пней.

И

И

И

И

А

А

А

О

О

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы:А весна, как и прежде, уб  рала красой землю.Снег падает, мелькает, вьется,

Слайд 18 Использованные материалы: 1. Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций. –

В кн. Избранные труды по общему языкознанию, Т.1.М.,1963. 2. Гольцова

Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 3. Хабургаев Г.А. Старославянский язык: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974. 4. Маслов Ю.С. О типологии чередований. – В кн.: Звуковой строй языка. М.,1979. 5. Русская грамматика. Т.1. М., 1980. 6. www.уроки.ru 7. www.StudySphere.ru
Использованные материалы:  1. Бодуэн де Куртенэ. Опыт теории фонетических альтернаций. – В кн.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика