Слайд 1Психология ребенка, словотворчество
в сказке
А.А. Милна
«Винни -
Пух»
Слайд 2Алан Александр Милн
(1882-1956)
прозаик, поэт и драматург,
классик литературы ХХ столетия,
автор знаменитого «Винни-Пуха».
Слайд 3В 1920 году родился сын Кристофер Робин. И он станет
главным героем и первым читателем историй о себе самом и
своих друзьях-игрушках.
Когда сыну исполнилось 3 года, Милн начал писать про него и для него стихи, лишенные сентиментальности и точно воспроизводящие детские эгоцентризм, фантазии и упрямство.
Слайд 4Официальная дата рождения Винни-Пуха — 21 августа 1921,
то есть
день, когда Кристоферу Робину Милну исполнился 1 год.
В этот день Милн подарил сыну
плюшевого медведя (который, правда,
получил имя Пуха только
через четыре года).
Слайд 5Игрушки Кристофера Робина, ставшие прототипами героев книги
(за исключением Кролика,Совы,
Крошки Ру)
С 1947 находятся в США (отданы туда
Милном-отцом на выставку), а в настоящее время выставлены в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Слайд 6Поначалу сказка прерывается «реальными» отступлениями.
Так, в действительности Кристофер Робин
спускается по лестнице и тащит за ногу плюшевого медведя, и
тот «бумкает» головой по ступенькам: это бумканье мешает медведю как следует сосредоточиться.
Слайд 7
В папиной сказке мальчик попадает
из
помпового ружья в Винни-Пуха,
повисшего под воздушным шариком,
а после второго выстрела Пух
наконец падает, считая головой
ветки дерева и при этом на ходу
стараясь думать.
Слайд 8
Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии.
Писатель поселил мальчика
и его медведя вместе с другими героями в сказочном Лесу.
Все,
что совершается там, есть миф, рожденный воображением Милна-старшего, детским осознанием и... логикой героев-игрушек.
Слайд 9В лесу есть своя топография:
Пуховая опушка
Дремучий лес
Шесть Сосен
Унылое место
Зачарованное место
(где
растет то ли 63, то ли 64 дерева)
Лес
пересекает Река и течет во Внешний Мир; она – скрытый от понимания маленького читателя символ времени, жизненного пути, стержня Вселенной.
Слайд 10Время в Лесу психологично и мифологично:
Оно движется только в пределах
отдельных историй, ничего
не меняя в целом.
«Давным-давно – кажется,
в прошлую пятницу…» - так
начинается одна из историй.
Герои знают дни недели, часы определяют по солнцу. Это цикличное, замкнутое время раннего детства.
Слайд 11Герои не взрослеют, но возраст определен – по хронологии появления
рядом с мальчиком.
Кристоферу Робину – 6 лет
Самому старому другу медвежонку
– 5 лет
Пятачку кажется, что ему «ужасно много лет:
может быть 3 года,
а может – даже 4!»
Слайд 12
Система героев строится по принципу психологических отражений «я» мальчика
Герой сказок
Кристофер Робин – самый умный и храбрый;
Он объект всеобщего уважения
и трепетного восторга.
Его лучшие друзья – медведь и поросенок.
Слайд 13Поросенок воплощает
в себе вчерашнее,
почти младенческое «я» мальчика –
его былые страхи и сомнения:
главный страх – быть съеденным,
а
главное сомнение –
любят ли его близкие?
Слайд 14«Ах ты, глупенький мишка!» ласково произносит
Кристофер Робин.
Винни-Пух же
– воплощение «я» нынешнего, на которое мальчик может переносить свое
неумение сосредоточенно думать.
Слайд 15 Сова, Кролик, Иа-Иа – это варианты взрослого
«я» ребенка, в них отражаются и какие-то реальные взрослые.
Для них Кристофер Робин является кумиром, а в его отсутствие они всячески пытаются укрепить свой интеллектуальный авторитет.
Слайд 16Сова говорит длинные слова и делает вид, что умеет писать.
Кролик
подчеркивает свой ум и воспитанность, однако он не умён, а
просто хитёр.
Ослик Иа-Иа – его ум занят только «душераздирающим» зрелищем мировых несовершенств. Его взрослой мудрости не хватает на детскую веру в счастье.
Слайд 17Время от времени в лесу появляются чужаки:
Реальные (Кенга с малышом
Ру, Тигра)
Выдуманные (Бука, Слонопотам)
Чужаки воспринимаются болезненно, со страхом:
такова
психология
раннего детства.
Реальные – поселяются в Лесу навсегда.
Слайд 18Традиционный сказочный конфликт добра и зла отсутствует.
Его заменяют противоречия
между знанием и незнанием,
воспитанностью и невоспитанностью.
Слайд 19Кенга – единственная настоящая взрослая среди всех, потому что она
– мама.
Крошка Ру отличается от маленького Пятачка тем, что ему
нечего бояться и не в чем сомневаться, так как мама и
ее карман всегда рядом.
Слайд 20Тигра – воплощение абсолютного незнания:
Он даже не видел раньше своего
отражения в зеркале…
Тигра учится по ходу, чаще всего на ошибках,
доставляя другим хлопоты.
Тигра появляется в Лесу, когда Кристофер Робин начинает своё систематическое образование.
Слайд 21Винни-Пух, который помнит, что у него в голове опилки, и
потому скромно оценивает свои возможности. Делает что-либо лишь после серьезных
размышлений.
Тигра же вовсе не думает, предпочитая сразу действовать, и ни на миг не сомневается в себе.
Слайд 22Все герои лишены чувства юмора – они с крайней серьёзностью
подходят к любому вопросу.
Они добры
Им важно чувствовать себя любимыми
Они ждут
сочувствия и похвалы
Слайд 23Главный мотив всех историй – освоение мира играющим ребёнком.
Сказочные герои никогда не играют, а между тем
их жизнь – это большая игра мальчика.
Слайд 24Стихия детской игры невозможна без детской же поэзии.
Винни-Пух
сочиняет Шумелки, Кричалки,
Ворчалки, Пыхтелки, Сопелки, Хвалебные песни и даже теоретизирует:
«Кричалки – это не такие вещи, которые вы находите,
когда хотите, это вещи,
которые находят вас».
Слайд 25Шумелка:
Хорошо быть
медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу...
(Нет, победю!)
Победю я и жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Победю...
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
Ура, Винни-Пух!
Ура, Винни-Пух!
Час-друтой пролетит, словно птица,
И настанет пора подкрепиться!
Слайд 26Песенка – пыхтелка:
Если б мишки
были пчелами,
То они бы нипочем
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом;
И тогда (конечно, если бы
Пчелы-- это были мишки!)
Нам бы, мишкам, было незачем
Лазить на такие вышки!
Слайд 27В 1969—1972 в СССР на киностудии «Союзмультфильм» были выпущены
3 мультфильма
режиссера
Федора Хитрука:
«Винни-Пух»,
«Винни-Пух идет в гости» и
«Винни-Пух
и день забот»,
завоевавшие любовь детской аудитории.
Слайд 28«Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образцов
книги для семейного чтения.
В книге есть всё то,
что привлекает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.
Книги были переведены на 25 языков и заняли свое место в сердцах и на полках миллионов читателей.
Слайд 29К 1996 году было продано
около 20 миллионов копий.
С
1968 издательство Муффин продавало ежегодно 500000 экземпляров.