Слайд 1Учебная дисциплина: «Устройство базовых машин бронетанковой техники»
Раздел «Конструкция базовых машин
бронетанковой техники»
Слайд 2Тема №4: «Системы питания двигателей
топливом».
Порядок прохождения темы:
Слайд 3Занятие №1.
«Система питания двигателя топливом танка Т-72».
Слайд 4Учебные цели:
1. Изучить назначение, техническую характеристику и
общее устройство системы питания двигателя топливом.
2. Изучить назначение, техническую
характеристику, общее устройство и принцип работы составных частей системы и работу системы в целом.
Слайд 5Учебные вопросы:
1. Назначение, техническая характеристика и общее
устройство системы
питания двигателя топливом.
2. Назначение, устройство и принцип работы составных
частей системы питания двигателя топливом. Работа
системы.
3. Характерные неисправности системы. Работы по
техническому обслуживанию системы.
Слайд 61 Учебный вопрос.
Назначение, техническая характеристика и
общее устройство системы питания двигателя
топливом.
Слайд 7 Система питания двигателя топливом предназначена для размещения возимого
запаса топлива, его очистки и подачи в цилиндры двигателя порциями,
соответствующими режиму его работы.
В систему питания двигателя топливом входят:
-
наружные
и внутренние топливные баки, дополнительные бочки;
-
бензиновый центробежный насос БЦН-1 со сливным штуцером;
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
топливораспределительный кран (ТРК);
ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1;
топливный фильтр грубой очистки;
топливоподкачивающий насос;
топливный фильтр тонкой очистки;
топливный насос высокого давления НК-12М с всережимным
регулятором;
форсунки – 12шт;
расширительный бачок;
поплавковый клапан;
кран отключения наружных топливных баков;
клапан выпуска воздуха;
электрические ёмкостные топливомеры;
оборудование для подключения дополнительных бочек в систему;
привод управления топливным насосом НК-12М;
трубопроводы высокого и низкого давления.
Слайд 10Система питания двигателя топливом
Слайд 11- наружные топливные баки (1);
внутренние топливные баки (2);
- дополнительные
бочки (3).
1
2
3
Слайд 12- бензиновый центробежный насос БЦН-1 со сливным штуцером (1);
- топливораспределительный
кран (2);
- ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 (3);
- топливный фильтр грубой
очистки (4);
- клапан выпуска воздуха (5);
Слайд 13- топливоподкачивающий насос (1);
- топливный фильтр тонкой очистки (2);
топливный
насос высокого давления НК-12М с всережимным
регулятором (3);
-
форсунки – 12шт (4);
Слайд 14- расширительный бачок (1);
- поплавковый клапан (2);
- кран отключения наружных
топливных баков (3);
Слайд 15 электрические ёмкостные топливомеры;
оборудование для подключения дополнительных бочек в
систему;
Слайд 16 привод управления топливным насосом НК-12М;
- трубопроводы высокого и низкого
давления.
Слайд 172 Учебный вопрос.
Назначение, устройство и принцип работы составных частей системы
питания двигателя топливом. Работа системы.
Слайд 18Топливные баки
Топливные баки служат для размещения и транспортировки топлива.
Наружные топливные баки – установлены на правой надгусеничной
полке. Всего баков пять. Баки крепятся с помощью металлических лент.
Внутренние топливные баки расположены внутри корпуса машины. Всего баков четыре:
- левый носовой бак;
- правый носовой бак;
- передний бак стеллаж;
- средний бак стеллаж.
Работа сливного клапана.
Слайд 19 Бензиновый центробежный насос БЦН-1 со сливным штуцером предназначен:
для создания избыточного давления в трассе подвода топлива от левого
носового топливного бака к топливо подкачивающему насосу двигателя, и топливному насосу подогревателя, а также для прокачки топлива через фильтр тонкой очистки, и насосу высокого давления НК –12М перед пуском двигателя, а так же для слива и заправки топлива в левый носовой бак.
Насос БЦН-1 установлен на фланце, приваренном к левому носовому топливному баку, таким образом, что входное отверстие и предохранитель-ная сетка находится внутри бака, а корпус насоса и электродвигатель расположены с внешней стороны бака.
Слайд 20Принцип работы:
Топливо поступает к насосу через сетчатый рассекатель
и попадает под лопасти пропеллера. Пропеллер создаёт подпор топлива на
входе в крыльчатку. Производительность пропеллера превышает количество топлива, прокачиваемого через насос, поэтому излишек топлива выбрасывается из крышки в бак.
Бензиновый центробежный насос БЦН-1 со сливным штуцером
Слайд 21 Топливораспределительный кран пробкового типа предназначен – для включения
в топливную систему и отключения от неё топливных баков, а
так же для подключения баков к сливному штуцеру насоса БЦН –1.
Топливораспределительный кран расположен в отделении управления, на кронштейне слева от сиденья механика – водителя.
Слайд 22Топливораспределительный кран.
Ручка крана устанавливается в одно из трех положений
«БАКИ ВКЛЮЧЕНЫ»
Стрелка
направлена на корму машины
«ОТКАЧКА БЦН»
Стрелка направлена вверх
«БАКА ПЕРЕКРЫТЫ»
Стрелка направлена вниз
Положения рукоятки крана указаны на табличке, прикрепленной к левому носовому баку впереди крана.
Слайд 23 Ручной топливоподкачивающий насос (РНМ-1) является дублирующим топливоподкачивающим устройством
и применяется, как правило, при неисправностях в работе БЦН-1.
Он служит - для заполнения питающей магистрали топливом перед пуском двигателя.
Насос установлен на кронштейне слева от сиденья механика водителя.
Слайд 24Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1.
Принцип работы:
При перемещении рукоятки в
крайнее положение мембрана прогибается, создавая разряжение, под действием которого топливо
через приёмный клапан заполняет внутреннюю полость насоса.
При прогибе мембраны в обратную сторону создаётся давление, под действием которого приёмный клапан закрывается, а нагнетательный клапан открывается.
По мере заполнения системы топливом давление в ней повышается и открывается перепускной клапан, и топливо циркулирует из полости нагнетания в полость всасывания.
Слайд 25 Топливный фильтр грубой очистки: сетчатый служит для предварительной
очистки топлива от механических примесей перед поступлением его в топливоподкачивающий
насос.
Он установлен в отделении управления на кронштейне слева от сиденья механика-водителя.
Устройство топливного фильтра грубой очистки:
- стакан (1);
- крышка (2);
- фильтрующие секции – 3 шт. (3);
- пружина (4).
Слайд 26Принцип работы:
Топливо поступает в полость стакана, проходит через
фильтрующие секции очищается от механических примесей и далее в трубопровод.
Слайд 27 Топливоподкачивающий насос НТП-46, коловратный, предназначен для подачи топлива
с повышенным давлением через фильтр тонкой очистки к топливному насосу
НК-12М при работающем двигателе.
Производительность………. 300 л/час;
Рабочее давление …………3,5 кгс/см2.
Насос установлен в нижней части картера двигателя.
Слайд 28Топливоподкачивающий насос НТП-46.
Принцип работы топливоподкачивающего насоса:
При вращении ротора в увеличивающихся
объёмах создаётся разряжение и топливо всасывается через входной канал, а
из уменьшающихся объёмов топливо вытесняется в нагнетающую магистраль. При работе насоса возникает избыточное давление, топливо перепускается из полости нагнетания в полость всасывания. В одном узле с редукционным клапаном выполнен перепускной клапан, который позволяет при неработающем дизеле перепускать топливо, через насос, минуя качающий узел.
Слайд 29 Топливный фильтр тонкой очистки ТФК-3 служит для окончательной
очистки топлива от механических примесей перед поступлением его в насос
НК-12М.
Тип фильтрующего элемента – картонный
неразборный.
ТФК-3 крепится к кронштейну, установленному
на впускных коллекторах двигателя.
ТФК-3 состоит:
- стаканы - 2 шт;
- крышка;
- фильтрующие элементы - 2 шт.
Слайд 30Топливный фильтр тонкой очистки ТФК-3
Принцип работы:
Топливо поступает в полость стаканов,
очищается от механических примесей, и далее в трубопровод.
Воздух и пары
топлива из полости отфильтрованного топлива по трубопроводу отводится в левый носовой бак.
Слайд 31 Топливный насос НК-12М плунжерного типа, 12-ти секционный, с
всережимным регулятором и трехпозиционным упором служит для дозировки топлива в
соответствии с режимами работы двигателя и подачи его, в определенные моменты рабочего цикла, к форсункам.
Насос расположен в развале блоков цилиндров двигателя и крепится на его верхнем картере.
Слайд 32Топливный насос высокого давления НК-12М.
Насос НК-12М состоит:
- корпус (1);
- кулачковый
валик (2);
- толкатели -12 шт. (3);
- насосные секции -12 шт.
(4);
- зубчатая рейка (5).
Основные детали насосной секции:
- плунжер (1);
- гильза плунжера (2);
- пружина с тарелками (3);
- поворотная гильза с зубчатым венцом (4);
- нагнетательный клапан с пружиной (5);
- нажимной штуцер (6).
Слайд 33 Принцип работы:
При повороте кулачковый вал воздействует на
толкатель, перемещая плунжер вверх. В момент перекрытия плунжером отверстий подвода
топливом начинается сжатие топлива, давление возрастает, открывается нагнетательный клапан и по трубопроводу высокого давления топливо подается в форсунку. Дозировка топлива зависит от поворота плунжера.
При перемещении плунжера вниз открываются отверстия подвода топлива, и оно поступает в надплунжерное пространство.
Слайд 34 Всережимный регулятор служит для автоматического поддержания заданной частоты вращения
коленчатого вала при изменяющихся нагрузках на двигатель и ограничения максимальных
оборотов.
Механизм регулятора монтируется в корпусе, закрепленном на торце корпуса насоса НК-12М.
Регулятор состоит:
- корпус (1);
- коническая тарелка (2);
- крестовина с пазами (3)
- шары (4);
- подвижная плоская тарелка (5);
- рычаг (6);
- пружины (7);
- валик с рычагами (8).
Слайд 35Всережимный регулятор
Принцип работы:
Основан на центробежной силе воздействующей на
шары, которые через рычаг перемещают рейку топливного насоса тем самым
увеличивая или уменьшая количество топлива подаваемого в цилиндры двигателя.
Слайд 36 Трехпозиционный упор - служит для обеспечения заданного крутящего
момента при работе двигателя на различных видах топлива.
Расположен на корпусе НК-12М.
Принцип работы:
При повороте маховика ограничивается ход перемещения рейки топливного насоса.
При работе на смеси топлив маховик должен быть установлен в положение более тяжелого топлива.
Слайд 37 Привод управления топливным насосом служит для изменения подачи
топлива в цилиндры двигателя путем воздействия на рейку топливного насоса.
Привод состоит:
педаль с регулировочным болтом (1);
механизма остановки двигателя
(МОД) (2);
рукоятки ручной подачи с зубчатым
сектором (3);
тяга с упругим звеном (4);
система тяг и рычагов.
Слайд 38 Форсунка – закрытого типа предназначена для подачи топлива
в камеру сгорания двигателя в распыленном виде.
Форсунка состоит:
корпус (1);
штанга (2);
распылитель (3);
пружина (4);
гайка (5).
Слайд 39Принцип работы:
Топливо поступает в топливный канал корпуса, затем
через щелевой фильтр под иглу распылителя. Под воздействием давления игла
поднимается, и топливо впрыскивается в камеру сгорания. После прекращения подачи топлива плунжером топливного насоса давление падает и игла распылителя, под воздействием пружины, перекрывает распыляющие отверстия.
Слайд 40 Расширительный бачок является дополнительной емкостью системы питания топливом
и служит для сбора избыточного топлива в случае его нагрева
при хранении машины с полностью заправленными баками.
Вместимость расширительного бачка 12 л.
Он установлен в силовом отделении на днище под воздухоочистителем.
Топливо, попавшее в расширительный бачок, при работе двигателя автоматически удаляется в наружные баки (или бочки).
Заборная трубка бачка соединена с краном отключения наружных топливных баков. Воздушный патрубок соединен с поплавковым клапаном.
Слайд 41 Поплавковый клапан - служит для соединения системы с
атмосферой и защиты системы от утечек топлива при его тепловом
расширении.
Расположен на перегородке силового отделения
Поплавковый клапан состоит:
корпус (1);
поплавок с запорной иглой (2);
стакан (3);
пробка (4).
Принцип работы:
После заполнения расширительного бачка топливо поступает по трубопроводу в корпус клапана и стакан, при этом, поплавок всплывает и запорной иглой перекрывает отверстие в пробке, предотвращая вытекание топлива из системы.
Слайд 42 Кран отключения наружных топливных баков служит для отключения
(включения) наружных топливных баков от внутренних баков и для сообщения
топливных баков с атмосферой через поплавковый клапан.
Крепится на верхней части среднего бака – стеллажа у правого борта машины.
Ручка крана может занимать два положения:
ВКЛ.- в этом положении все наружные топливные баки включены в систему.
ОТКЛ.- в этом положении все наружные топливные баки отключены от системы питания топливом.
Слайд 43 Клапан выпуска воздуха предназначен для удаления воздуха и
образующихся паров топлива из насоса НК-12М, топливного фильтра тонкой очистки
и трубопроводов в левый носовой топливный бак при работающем двигателе, а также при прокачке топлива насосом БЦН или РНМ-1 перед пуском двигателя после длительной стоянки.
Расположен в отделении управления на кронштейне, слева от сидения механика-водителя.
При работающем двигателе топливо через отверстие в штоке постоянно проходит через клапан в количестве 60-70л/ч и сливается в левый носовой топливный бак, не допуская образования паровых пузырей в топливе.
Слайд 44 Электрические емкостные топливомеры для контроля наличия топлива в
правой и левой группе внутренних топливных баков.
Расположены: один
в переднем баке стеллаже и один в левом носовом топливном баке.
Слайд 45Работа системы питания двигателя топливом
Слайд 46Работа системы перед запуском двигателя.
Установить ручку топливораспределительного крана
в положение «Баки включены», нажать кнопку клапана выпуска воздуха, включить
насос БЦН-1 или работать рукояткой насоса РНМ-1 .
Путь топлива: левый носовой бак, насос БЦН-1, топливораспределитель-ный кран, насос РНМ-1, фильтр грубой очистки, топливоподкачивающий насос, топливный насос НК-12М.
Воздух, попавший в систему, вытесняется топливом из полостей топливного фильтра тонкой очистки и насоса НК-12М и через клапан выпуска воздуха, вместе с топливом, отводится в левый носовой топливный бак.
Слайд 47Работа системы при работающем двигателе.
При работающем двигателе топливоподкачивающий
насос забирает топливо из левого носового топливного бака и подает
его к топливному насосу НК-12М, затем в трубопроводы высокого давления, форсунки. Основная часть топлива сгорает в цилиндрах двигателя. Незначительная часть топлива просочившегося по зазору между иглой и корпусом распылителя форсунок по трубопроводам стекает через поплавковый клапан в расширительный бачок, откуда через кран отключения наружных топливных баков отводится в пятый наружный бак (при отключенных наружных топливных баках - в средний бак стеллаж).
Слайд 48Особенности работы двигателя на топливах ТС-1, Т-1, Т-2 и А-72.
Двигатель В-46-6 может эксплуатироваться на дизельных топливах,
топливах ТС-1, Т-1, Т-2 и бензине А-72. Основной вид топлива - дизельное.
Положение маховика 3-х позиционного упора должно соответствовать виду топлива («Д» - дизельное; «К» - ТС-1,Т-1, Т-2; «Б» - бензин).
При работе на смесях топлив маховик устанавливается в положение соответствующее более тяжелому топливу. Эксплуатация двигателя на топливах ТС-1, Т-1, Т-2 допускается не более 100 м/ч. Общее время работы двигателя на бензине также не должно превышать 100 м/ч.
Нормальная работа двигателя на бензине гарантируется при температурах не выше +25 и не ниже -30 градусов. При температурах ниже +20 градусов двигатель перед запуском необходимо разогреть подогревателем. Не позднее, чем за 2 мин. до пуска двигателя на бензине необходимо включить насос БЦН и оставить его включенным на все время работы двигателя.
В летний период эксплуатации при заправке системы бензином дополнитель-ные бочки не подключать, а подключенные бензином не заправлять.
Не допускается работа системы дымопуска (ТДА) при заправке бензином.
3 Учебный вопрос.
Характерные неисправности системы.
Работы по техническому обслуживанию системы.
Слайд 50Работы по техническому обслуживанию системы.
При контрольном осмотре проверить:
- действие педали
подачи топлива;
- затяжку лент крепления бочек.
При ЕТО и ТО №1:
-
дозаправить систему топливом, проверить целостность прокладок и надежно затянуть пробки заправочных горловин топливных баков и бочек;
- убедиться в отсутствии течи из системы;
- проверить крепления наружных топливных баков и дополнительных бочек;
- проверить целостность прокладок пробок заправочных горловин баков;
- при обнаружении во время движения нарушений в работе привода топливного насоса двигателя проверить его регулировку;
- при заправке топлива другой марки переставить трехпозиционный упор рейки топливного насоса в положение, соответствующее применяемому топливу.
При ТО №2: выполнить работы ТО №1 и дополнительно:
- промыть топливный фильтр грубой очистки (через 6500-7000 км, но не более чем через 350 ч. работы двигателя);
- промыть отверстие поплавкового клапана;
- заменить фильтрующие элементы ТФК – 3 и промыть стаканы фильтра (через 6500-7000 км, но не более чем через 500 ч. работы двигателя);
- удалить отстой из баков (слить по 3-5 литров).
Слайд 51Характерные неисправности системы питания двигателя топливом
Слайд 54Тема № 4. Система питания двигателя топливом.
Занятие №1. Система питания
двигателя топливом.
Задание на самостоятельную подготовку:
Повторить: - назначение, техническую характеристику
системы;
- устройство и работу системы.
Изучить: - периодичность и порядок обслуживания системы.
Слайд 55Литература:
- Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации
/ под ред. И. М. Голощапова. – М.: Воениздат, 1986.
Кн.1.,
стр. 9-12.
- Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / под ред. И. М. Голощапова. – М.: Воениздат, 1989. Кн. 2.– Ч. 1., стр. 260-302.
Слайд 56Литература:
- Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации
/ под ред. И. М. Голощапова. – М.: Воениздат, 1986.
Кн. 2.– Ч. 2., стр. 246-277.
- Устройство бронетанковой техники : учеб. пособие : в 2 ч. /И.Ю. Лепешинский [и др.]. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. Ч.1., стр. 55-78.
Литература отмеченная этим значком есть на сайте института.