Слайд 1АНАЛИЗ ДЕЛА.
ВЫРАБОТКА ПОЗИЦИИ
Шестакова
Ксения Дмитриевна
ассистент
кафедра международного права
Shestakova.K@jurfak.spb.ru
Слайд 2
Тема 1 «Анализ дела»
1.1. Понятие и цели анализа дела. Резюме
интервью
1.2. Этапы анализа дела и задачи консультанта на каждом этапе
Тема
2 «Выработка позиции»
2.1. Понятие позиции по делу
2.2. Этапы выработки позиции
2.3. Задачи консультанта при выработке позиции
Слайд 3Анализ дела. Понятие анализа дела
Анализ – составная часть процесса мышления,
построения выводов и умозаключений, не имеющая внешних, четко выраженных характеристик.
Анализ
зависит от предмета исследования – в Правовой клинике – «дела клиента».
Применительно к работе Правовой клиники предлагается обобщенная характеристика технологии анализа дел, поступающих от клиентов – физических лиц :
возникающих из частноправовых отношений;
связанных с защитой от нарушений со стороны публичных субъектов.
Слайд 4 Анализ дела. Цель анализа дела
Основной целью анализа дела является:
изучение
и упорядочивание полученной от клиента информации (фактов) для последующего применения
к ней конкретной правовой нормы.
Слайд 5Анализ дела. Резюме интервью
На стадии анализа дела оформляется Резюме интервью.
Особенности
работы на данной стадии обуславливают появление в Резюме интервью ряда
разделов:
1. Описание фактов дела и представленных документов;
2. Формулирование интересов и ожиданий клиента;
3. Список нормативно-правовых актов, судебной практики;
4. Деление фактов на свидетельствующие «за» и «против», доказанные и недоказанные;
5. Предварительный правовой диагноз;
6. Правовой прогноз;
7. Предполагаемые социальные последствия;
8. Итоги интервью (предварительный план действий).
Слайд 6Анализ дела. Этапы анализа дела
В качестве возможной технологии анализа дела
можно выделить четыре этапа:
Информационно-подготовительный этап;
Анализ фактических обстоятельств дела;
Правовая квалификация дела;
Анализ
доказательств.
Слайд 7Анализ дела. Информационно-подготовительный этап
После интервьюирования консультант
1) Составляет предварительную фабулу дела,
имея ответы на вопросы:
Когда? Где? Кто? Что? Как?
2) Определяет
интересы клиента, ответив на вопросы:
Что и от кого хочет клиент?
3) Окончательно определяется с отраслевой принадлежностью дела для последующего изучения нормативно-правовых актов.
Слайд 8 Анализ дела. Информационно-подготовительный этап
На данном этапе консультант может заполнить
следующие разделы Резюме интервью:
1. Изложить предварительную фабулу дела;
2. Сформулировать интересы
и ожидания клиента.
Слайд 9Анализ дела. Анализ
фактических обстоятельств дела.
На данном этапе происходит работа
с фабулой дела.
Происходит систематизация фактов и последующая корректировка предварительной фабулы:
факты
отделяются от предположений и оценочных понятий;
выявляются факты, относящиеся к делу и являющиеся юридически значимыми (полезны ранее сделанные пометки в проанализированных нормативно-правовых актах и судебной практике на этапе подготовки плана интервью);
возможна предварительная постановка постановка правовых(ой) проблем(ы)
Слайд 10Анализ дела. Анализ
фактических обстоятельств дела
Оптимальным способом упорядочивания юридически-значимых фактов
является их
хронологическое описание
(желательно с указанием точной даты, поскольку использование
ряда средств правовой защиты зависит от соблюдения сроков)
Если общая канва фабулы дела понятна, факты также можно подразделить в зависимости от поставленных правовых проблем (Правомерно ли Иванов уволен по статье …? Была ли соблюдена процедура увольнения?)
Слайд 11Анализ дела. Анализ
фактических обстоятельств дела
Когда дело связано с разрешением
спора, задачей консультанта является выделение фактов, относящихся к числу юридически
значимых для разрешения дела:
в пользу клиента,
против клиента.
Слайд 12Анализ дела. Анализ
фактических обстоятельств дела
Еще одной полезной классификацией являются
«упрямые» и «сомнительные» факты.
«Упрямые» – такие, которые могут пониматься только
однозначным образом;
«Сомнительные» – такие, которые приобретают значение в зависимости от субъекта их оценивающего.
Слайд 13Анализ дела. Фабула дела.
Результат данного этапа – формулирование фабулы дела
(«версии клиента»).
«Версия клиента» – означает НЕ перечисление фактов «за»
позицию клиента, А изложение объективной картины событий, полученной от клиента. При формулировании фабулы важно также смоделировать потенциальную оценку ситуации контрагентом клиента.
Фабула дела и полученные от клиента документы – это те составляющие предмета анализа (дела клиента), к которым консультант обращается постоянно.
Последующая правовая квалификация и анализ доказательств могут в определенной степени изменить окончательную фабулу дела.
Слайд 14Анализ дела. Цель анализа дела.
Основной целью анализа дела является изучение
и упорядочивание полученной от клиента информации (фактов) для применения к
ней конкретной правовой нормы.
Слайд 15Анализ дела. Определение применимой правовой нормы.
Определение применимой правовой нормы (правовых
норм):
1. начинается с момента принятия заявки (определение отраслевой принадлежности -
ЛКК),
2. продолжается при подготовке плана интервью (исследование институтов соответствующей отрасли права или исследование нормативно-правовых актов и иных правовых документов по индикаторам – ключевым словам в описании проблемы – ЛКК, План интервью (Раздел «Нормативно-правовые акты и судебная практика»))
3. заканчивается на стадии анализа дела (проверяется предварительная правовая квалификация, данная на этапе составления плана интервью – Резюме интервью (Раздел «Нормативно-правовые акты и судебная практика»); ищется иная норма, если предварительная квалификация неудачна).
Слайд 16Анализ дела.
Понятие правовой квалификации.
Правовая квалификация:
сопоставление реконструируемой консультантом «версии клиента»
с нормативно закрепленной моделью (публично-правовые отношения);
проверка наличия всех условий, необходимых
для реализации действительного правопритязания клиента (частноправовые отношения).
Слайд 17Анализ дела.
Правовая квалификация.
Слайд 18Анализ дела.
Правовая квалификация.
На данном этапе консультант:
уясняет правильность понимания нормативных
положений (исследует договоры (если требование вытекает из договора), нормативно-правовые акты,
комментарии к нормативно-правовым актам, судебную практику),
для чего:
активно и успешно пользуется знаниями, умениями и навыками по интерпретации правовых текстов, полученными в рамках отраслевых курсов.
Слайд 19Анализ дела.
Правовая квалификация.
При правовой квалификации важно обратить внимание на
следующие моменты:
каков субъектный состав правоотношения (является ли клиент является субъектом
данного правоотношения);
как распределяется обязанность доказывания по данной категории дел, поскольку от этого зависит, кто и в каком объеме должен представлять доказательства,
на действие законодательства во времени. Нередко в процессе развития правоотношения законодательство изменяется, и здесь может быть очень полезно сопоставление фактов нормативных моделей.
Слайд 20Анализ дела.
Правовая квалификация.
На данном этапе консультант:
финализирует перечень нормативно-правовых актов
и судебной практики (если они неоднозначны, их можно также поделить
на подразделы «за» и «против» позиции клиента)
формулирует какие права нарушены/есть ли основания для возникновения гражданско-правового требования (предварительный правовой диагноз)
Определяет возможно ли и, если да, то какими способами реализовать правопритязание клиента/восстановить нарушенные права (предварительный правовой прогноз).
Слайд 21Анализ дела.
Анализ доказательств.
Все факты, на которые будет ссылаться клиент
в обоснование позиции, должны быть подтверждены доказательствами.
Слайд 22Анализ дела.
Анализ доказательств.
Требования гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемые к
доказательствам:
Доказательства по делу - сведения о фактах, на основе
которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Такие сведения:
могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
должны быть получены получены в предусмотренном законом порядке. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Следовательно, важна информация об источнике и способе получения доказательств.
Слайд 23Анализ дела.
Анализ доказательств.
В теории права доказательства, как правило, должны
отвечать требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Относимость – доказательства должны
иметь значение для рассмотрения и разрешения дела.
Допустимость – обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими доказательствами.
Достоверность – предполагает проверку доказательств на их подлинность (включая непротиворечивость).
Слайд 24Анализ дела.
Анализ доказательств.
Когда клиент сразу приносит необходимые документы (доказательства),
консультанту следует:
1. ознакомиться с содержанием документов, чтобы уяснить какие обстоятельства
(факты) они могут подтверждать (оценить их относимость);
2. проверить соответствуют ли документы по форме действующему законодательству (оценить допустимость);
2.1. если применимо, выявить противоречия (достоверность);
3. систематизировать доказательства, в зависимости от выбранной консультантом методики анализа фактических обстоятельств дела (например, в хронологическом порядке).
Слайд 25Анализ дела.
Анализ доказательств.
Рекомендуется на данном этапе составить таблицу:
Слайд 26Анализ дела.
Анализ доказательств.
Если:
в столбце «Доказательства» остались незаполненные строки
или
клиент не принес никаких документов,
следует добавить в таблицу графу «Источник
и способы получения доказательства»
Если доказательство получить невозможно, важно отразить этот факт в таблице.
Слайд 27Анализ дела. Резюме интервью.
Этап анализ дела завершается финальным оформлением Резюме
интервью.
Для чего консультант:
Указывает факты «за» и «против» клиента, подразделяя
их на «доказанные» и «недоказанные»;
Возвращается к фабуле дела и, если требуется, корректирует ее.
Формулирует окончательные правовой диагноз и правовой прогноз: возможна ли защита нарушенного права и, если да, то какими средствами; имеется ли у клиента действительное гражданско-правовое притязание, которое может быть реализовано.
Готовит план дальнейших действий.
Слайд 28Выработка позиции.
Понятие позиции по делу (1).
Позиция по делу -
это:
логичная и убедительная история о том, что произошло с клиентом
с точки зрения права;
формулирование основанных на фактах и доказательствах действительных правопритязаний клиента.
Слайд 29Выработка позиции.
Понятие позиции по делу (2).
Анализ дела и выработка
позиции тесно связаны между собой как составляющие мыслительного процесса при
подготовке к консультированию; их сложно отграничить друг от друга.
В Правовой клинике «Выработка позиции» – промежуточная стадия работы консультанта по делу, предшествующая консультированию на второй встрече с клиентом.
Слайд 30Выработка позиции.
Цель выработки позиции (1).
Целью выработки позиции является подготовка
и организация дальнейшей работы юриста по делу, вне зависимости от
избираемого способа решения проблемы клиента:
обращение в суд и участие в судебном процессе;
обращение в иные компетентные органы;
достижение желаемого результата иными допустимыми способами.
Слайд 31Выработка позиции.
Цель выработки позиции (2).
Поскольку консультанты Правовой клиники не
осуществляют представительство клиентов в судах и иных компетентных органах, целью
выработки правовой позиции является подготовка и организация самостоятельной
защиты клиентом нарушенных прав;
реализации клиентом действительного правопритязания.
Это предопределяет особые требования к форме и содержанию правовой позиции.
Слайд 32Правовая позиция. Требования к форме изложения и содержанию.
По общему правилу
эффективная позиция по делу должна обладать пятью качествами:
1) не
противоречить здравому смыслу (включая логику);
2) не противоречить закону;
3) не противоречить доказательствам;
4) быть простой и
5) убедительной.
В Правовой клинике она должна быть не только простой простой и убедительной, но и понятной клиенту.
Слайд 33Выработка позиции.
Задачи консультанта (1).
В процессе выработки позиции перед консультантом
стоят следующие задачи:
1. сформулировать правовые проблемы, подлежащие решению (работа с
разделами «Фабула дела» и «Интересы клиента»);
2. Проанализировать факты с точки зрения применимых(ой) норм(ы) права (НПА предварительно определены при формулировании фабулы, включены в раздел «НПА и судебная практика» Резюме интервью; Факты зафиксированы в таблицах «Однозначные факты» и «Спорные факты»; «Факты «за» и «Факты «против» Резюме интервью);
3. Сформулировать позицию клиента (сделать окончательные выводы о том, какие права клиента, кем, почему и как именно были нарушены (уже предварительно сформулированы в разделах «Правовой диагноз» Резюме интервью);
Слайд 34Выработка позиции.
Задачи консультанта (2).
4. определить сильные и слабые стороны
выработанной позиции (выстроить, исходя из таких фактов, логику повествования; пересмотреть
фабулу (Таблицы «факты «за» и «факты «против» позиции Клиента, включая подтвержденные доказательствами из Резюме интервью);
5. подобрать относимые и допустимые доказательства и определить источники их получения (в случае отсутствия доказательств, определиться со способами и источниками их получения; перестроить позицию, если их получение будет невозможно);
6. спрогнозировать контраргументацию противоположной стороны по делу (сформулировав позицию, исходя из фактов «против» и спрогнозировав, какие доказательства может представить противоположная сторона); затем вернуться к пункту 4);
7. сформулировать все возможные варианты решения проблемы клиента (уже предварительно сформулированы в разделе «Правовой прогноз» Резюме интервью), протестировать их и расположить в зависимости от интересов клиента и их социальных последствий.
Слайд 35Выработка позиции.
Задачи консультанта (3).
Задачи консультанта во многом зависят от
предварительного правового диагноза и правового прогноза, сделанных на этапе анализа
дела и отраженных в Резюме интервью.
Если на данном этапе консультант выявляет, что
права клиента не нарушены (например, не обладая достаточной правовой информацией, клиент заблуждался) или
права клиента нарушены, но их защита доступными правовыми средствами невозможна (истечение сроков исковой давности при невозможности их восстановления),
он готовится дать разъяснения о невозможности правопритязаний со стороны клиента (правовое информирование) и, если применимо, ищет альтернативные способы защиты интересов клиента.
Если права клиента нарушены и могут быть восстановлены правовыми средствами, консультант вырабатывает позицию клиента.
Слайд 36Выработка позиции. Правовое информирование.
Изложение правового регулирования отношений, в которые был
вовлечен клиент:
Разъяснение отсутствия правовых оснований для требований клиента (например, клиент
уже окончил бакалавриат на платной основе, но настаивает на том, что свое право на получение бесплатного образования данного уровня он не реализовал);
Разъяснение нарушений, допущенных самим клиентом (например, в случае несогласия с заочным решением).
Слайд 37Выработка позиции. Этапы выработки позиции.
Процесс выработки позиции неразрывно связан с
анализом дела и основывается на нем.
В процессе выработки позиции консультант
продолжает заниматься анализом дела, делая упор на конкретную задачу
формулирование основанных на фактах и доказательствах действительных правопритязаний клиента и способов их реализации.
Слайд 38Выработка позиции. Этапы выработки позиции.
В процессе выработки позиции консультант должен
опираться на:
факты (фабула дела);
доказательства (документы);
интересы и ожидания клиента (желаемый им
результат).
Слайд 39Выработка позиции. Этапы выработки позиции.
На каждом этапе выработки позиции консультант
выполняет определенную задачу:
Уточнение проблемы (формулирование фабулы дела) и выяснение целей
клиента
Анализ представленных доказательств
Определение применимой правовой нормы
Формирование доказательственной базы по делу
Изложение аргументированной версии, интерпретирующей факты и формулирование правового требования
Определение вариантов решения правовой проблемы клиента.
Слайд 40Выработка позиции. Уточнение проблемы и выяснение целей.
На данном этапе консультант:
Окончательно
уясняет суть произошедшего с клиентом путем обобщения выявленных в ходе
интервьюирования фактов.
Консультант окончательно определяется с целью оказания правовой помощи, отвечая на вопросы «что хочет клиент?» и «какого рода помощь он ожидает получить от консультанта?»:
получить разъяснение отдельных правовых норм, затрагивающих интересы клиента;
получить консультацию, включающую только правовой анализ произошедших с клиентом событий;
помимо анализа, получить описание вариантов решения правовой проблемы клиента;
помощь другого рода.
Далее с учетом потребностей клиента, консультант систематизирует относимые к спору факты.
Фактическая сторона дела выстраивается по последовательности событий и действий в хронологическом порядке.
Слайд 41
Выработка позиции. Анализ представленных доказательств
На данном этапе анализируем имеющиеся доказательства
с учетом средств доказывания:
- документы;
- объяснения клиента со ссылкой
на свидетелей,
заключения экспертов;
иные.
Необходимо оценить относимость и допустимость доказательств, достаточность их для отстаивания позиции клиента.
Слайд 42Выработка позиции. Определение применимой правовой нормы.
На данном этапе консультант:
-
подбирает и анализирует НПА.
- уясняет содержание НПА: оценивает судебную практику
(Постановления Пленума Верховного суда РФ, Постановления Конституционного суда РФ, решения по отдельным делам и проч.).
- Определяет норму (-ы), являющиеся основанием заявления о нарушении прав клиента/его правопритязаний.
Слайд 43Выработка позиции. Формирование доказательственной базы.
Понимая правовую основу проблемы, круг позитивных
фактов (т.е. фактов подтверждающих позицию клиента), имеющих отношение к делу,
консультант приступает к отбору доказательств.
Важно учитывать возможные возражения противной стороны по делу, круг негативных фактов, которые могут быть использованы противной стороной.
Консультанту необходимо продумать возможность оспаривания либо нейтрализации фактов и доказательств, на которые может ссылаться противная сторона.
Таким образом, на этом этапе должно сложиться окончательное понимание того, о каких фактах и в каком порядке необходимо заявлять, на какие доказательства ссылаться при отстаивании позиции клиента.
Слайд 44
Выработка позиции. Варианты решения правовой проблемы.
На данном этапе консультант определяет
варианты решения проблемы (если они есть), которые могут быть предложены
клиенту с учетом занятой позиции, имеющихся средств защиты и доказательств.
Важно сформулировать несколько вариантов решения проблемы, которые могут быть представлены клиенту.
Только сам клиент, в ходе консультирования, с помощью консультанта сможет определиться с окончательным выбором одного или (если возможно) несколькими вариантами, посредством которых сможет добиться желаемого результата.
Слайд 45Выработка позиции.
План консультации.
Результаты выработки позиции отражаются в проекте «Плана
консультации»:
1) ФИО клиента (и представителя клиента) (из ЛКК);
2) №
ЛКК;
3) ФИО консультанта;
4) ФИО специалиста по проблеме (из журнала направления консультантов к специалисту по проблеме);
….
10) Дата составления;
11) Подпись консультанта с расшифровкой
Слайд 46Выработка позиции.
План консультации.
5) Фабула дела (если требуется корректируется, исходя
из анализа правовой проблемы клиента);
6) Перечень НПА (6.1) и судебной
практики (6.2) (возможно, поделенный на разделы «за» и «против»);
7) Итог анализа правовой проблемы клиента (в данном деле нарушен ряд прав клиента: на…);
8) Анализ правовых(ой) проблем(ы) клиента, включая правовую аргументацию «за» (начиная с самых сильных аргументов), приведение возможных контраргументов на аргументы «против»: элемент нормы – факт – доказательство);
9) Варианты решения проблемы, механизмы и способы их реализации;
Слайд 47Выработка позиции. Правовое информирование.
В случае, если:
права клиента не нарушены или
защита
нарушенных прав невозможна,
консультант готовится провести правовое информирование.
Отличие Плана консультации
в данном случае будет в заполнении п. 7 и/или п.9:
«Итог анализа» (например, права клиента на… не нарушены)
«Варианты решения проблемы».
Слайд 48Выработка позиции. Общие рекомендации.
Позиция должна быть последовательной, непротиворечивой, логичной, аргументированной
и простой.
При выстраивании анализа правовой позиции клиента, можно предложить следующий
механизм:
Правовая проблема, вывод;
Норма права;
Анализ (правовая аргументация: элемент нормы-факт-доказательство);
Вывод (подведение итогов).
В случае наличия нескольких правовых проблем, каждую из них следует рассматривать отдельно и впоследствии систематизировать в рамках единого анализа.
Слайд 49Выработка позиции.
Подведение итогов
Выработка позиции происходит в несколько этапов:
уточнение
проблемы и выяснение целей стороны;
анализ первоначально представленных доказательств; определение
подлежащей применению правовой нормы;
формирование доказательственной базы;
изложение аргументированной версии, интерпретирующей факты и формулирование правового требования
определение вариантов решения правовой проблемы клиента.
Главными составляющими позиции по делу являются:
интересы клиента,
факты,
правовые нормы,
доказательства,
позиция противоположной стороны,
возможный социальный результат