Слайд 1Архитектура классицизма
в России
Классицизм (лат. classicus — образцовый) — художественное
направление, ориентированное на идеалы античной классики.
Слайд 2Характерные черты архитектуры классицизма:
Ориентация на лучшие достижения античной культуры –
греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их
подчиненность общему замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций
Предпочтение отдается прямым линиям.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.
Слайд 3Развитие классицизма в России можно разделить на этапы:
Ранний «Екатерининский» классицизм
(1762 - 1780 гг)
Строгий классицизм (1780 – 1800гг.)
Александровский классицизм
(ампир) (1800 – 1812 гг.)
Слайд 4Василий Иванович Баженов
(1738-1799).
Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог,
представитель классицизма.
Член Российской академии
Русские архитекторы классицизма
Слайд 5Проект Большого Кремлевского дворца в Москве
(остались только чертежи)
Слайд 6
Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва –
«НЕЖНАЯ ГОТИКА».
Слайд 7Это или что-либо другое стало причиной недовольства императрицы, но, посетив
строительство, Екатерина спросила: «Что это: дворец или тюрьма?
В Царицинском комплексе
немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий.
Слайд 8дом ПАШКОВА. 1784 – 1788 гг. Москва.
одно из самых
знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке.
Слайд 9Бельведер — (итал. belvedere, букв, прекрасный
вид), надстройка над зданием (обычно круглая в плане); павильон, беседка
на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении
Слайд 10Дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве
Слайд 11Матвей Федорович Казаков
(1738— 1812) — московский архитектор, который в годы
правления Екатерины II перестроил центр Москвы.
Слайд 14Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре
– 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на
Красную площадь, определив центр всей площади. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.
Слайд 15
Петровский дворец. 1775 – 1782 г. Москва.
Слайд 16Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о
победе в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства
Москвы
Слайд 17Жан-Бати́ст-Мише́ль
Валле́н-Деламонт
1729-1800
французский архитектор, первый в
России профессор архитектуры.
Слайд 18 Совместно с А. Ф. Кокориновым - здание Академии Художеств
Слайд 19Большой Гостиный двор (1761—1785)
Слайд 20Католическая церковь Святой Екатерины
Слайд 22Дворец Разумовского (наб. р. Мойки, 48)
Слайд 23Малый Эрмитаж (1766—1769 совместно с Ю. М. Фельтеном)
Слайд 24Ива́н Его́рович Старо́в
1745—1808,
русский архитектор
Слайд 25Таврический дворец на Шпалерной улице
Слайд 26Таврический дворец –
образец геометризма классицистических форм
строгий
фронтон
портик
ротонда
гармония
вертикалей и
горизонталей
Элементы классицизма:
Слайд 27Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре
Слайд 28Примером строгого классицизма может служить Академия наук , выстроенная на
Университетской набережной в Санкт-Петербурге по проекту Джакомо Кваренги в 1783
– 1789 гг.
Второй период классицизма получил название «Строгий классицизм».
Слайд 29Джакомо Кваренги
1744-1817
В январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург
по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества».
Слайд 31Александровский дворец в Царском Селе
Слайд 33 Дворец Юсуповых на Садовой улице
Слайд 35Государственный ассигнационный банк.
Вход в здание банка со стороны Банковского
моста
Слайд 36Нарвские триумфальные ворота были построены для встречи русских войск, возвращавшихся
из Европы в 1814 на Нарвской заставе, непосредственно у границы
города вблизи Обводного канала по проекту Джакомо Кваренги из дерева и алебастра. Срок возведения один месяц
Слайд 37Триумфальные ворота построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С.
С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский П. К. Клодт (первая серьёзная
работа) в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м
Слайд 38Антонио ринальди
1709-1794
В Петербурге Ринальди работал с 1754 года, в 1756—1790
годах придворный архитектор
Слайд 41Екатерининский собор в Кингисеппе
Слайд 42Винченцо Бренна
В 1781 флорентиец Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим
вместе с женой по Европе под именем графа и графини
Норд («Северных»). Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске; архитектор по его приглашению прибыл в Россию в 1783 году.
Слайд 44По некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить
Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами
нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов.
Слайд 45Чарльз камерон
В 1779 году он английский архитектор был приглашен в
Россию Екатериной.
Слайд 46В Царском Селе к уже созданному Растрелли дворцу он добавляет
комплекс из так называемой Камероновой галереи, Агатовых комнат, висячего сада,
к которому ведет специальный пандус большой длинны
Слайд 48Софийский (Вознесенский) собор в Пушкине
Слайд 49Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет
Третий
период развития классицизма в России по аналогии с французским имперским
стилем Наполеона называют «Русским ампиром».
Слайд 50Жан франсуа
Тома де томон
1760-1813
Слайд 52Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов. [выходец из
бедных крестьян Вологодской губернии.
Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами
Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 г. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.
У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые якобы аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции
Слайд 53Мавзолей Павлу 1 в Павловске
с надписью «супругу-благодетелю» на фронтоне
Слайд 54Карл Иванович Росси
(1775—1849)
российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий
и архитектурных ансамблей в
Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Слайд 55Михайловский Дворец.
1817-1825гг.
Русский музей
Слайд 58
Здание главного штаба.
1819-1829гг.
Слайд 59ансамблевость, масштабность
торжественный
ордер
триумфальная
арка
рельефы
на фризе
подражание
древнеримской
скульптуре
Элементы ампира
атрибуты
воинской
славы
Слайд 60Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н
(1786—1858)
На русский манер
называли
Август Августович Монферран
и
Август Антонович Монферран.
Слайд 61
Александровская колонна.
Дворцовая площадь. 1834г.
Слайд 62
« Александру I благодарная Россия»,
под ними доспехи русских витязей,
по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу
и Неман
Слайд 63Ангел
на Александровской колонне.
Слайд 65Андре́й Ники́форович Ворони́хин
1759—1814
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма,
один из основоположников русского ампира.
Родился в семье крепостных в имении
графа Строганова.
Слайд 66Собор Казанской иконы Божией Матери
В 1813 году здесь был
похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых
городов и другие военные трофеи.
Слайд 67 Горное училище (Горный университет)
Слайд 68Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевич Заха́ров 1761 —1811
Русский архитектор, представитель стиля
ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства.
Слайд 71Интерьеры классицизма –
лаконичность и торжественность
Тонкая прорисовка деталей
Гармония
пропорций
Композиционное
совершенство
Слайд 72Преобладающие насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
Линии:
строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне;
плавный обобщенный рисунок; симметрия.
Форма: четкость и геометричность форм; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир - выразительные помпезные монументальные формы.
Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.
Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.
Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.
Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.