Слайд 1Архитектурная идея и
картины мира
Механистическая картина мира
Слайд 2Скептики следовали в своей практике тому пути, каким движется весь
мир, но не придерживались никакого мнения об этом пути.
Слайд 3Стоики: добродетель – это воля, находящаяся в согласии с природой
Слайд 4«Киник» (что означает «собачий») отвергал все условности, касающиеся и религии,
и манер, и пищи, и приличий.
Слайд 5Стоики полагали, что Добродетель – это воля, находящаяся в согласии
с природой, а зло — это всё противоположное добродетели (Если
болезнь находится «в согласии с природой», то она не может быть злом.)
Всё прямо не относящееся к добродетели — безразлично.
Идеал добродетельности - мудрец. Мудрец обладает настроем, соответствующим идеалу апатии, и принимает свою «судьбу» как проявление благого промысла
Жизненный идеал стоика – невозмутимость и спокойствие.
Слайд 6социальные законы объективны,
поскольку являются законами природы.
Развитие природы было
предопределено «законодателем», который является также и «благодетельным провидением».
Всё целиком,
до мелких подробностей, запланировано, чтобы обеспечить определённые цели «природы» естественными средствами.
Слайд 7Поиск своей цели (предписанной провидением) и полнота соответствия ей –
вот смысл жизни человека
Личная судьба отдельного человека никого не интересует
Это то, что позволяет называть людей деталями машины, или «винтиками» социального механизма.
Человеку не дано знать, кем и когда «машина» создана.
Ему не дано узнать, как она устроена.
Ему не дано сделать свой выбор, чтобы можно было в ней что-то изменить.
От него требуется лишь одно – принимать жизнь такой, какая она есть и при возможности извлекать из нее удовольствие.
Слайд 8Как массовое, так и профессиональное мировоззрение характеризуется социальной-культурной и политической
апатией
Слайд 9социальная система, опирающаяся на механистическую картину мира, базируется на идеологии
примата государственного над личным, она опирается на чиновников, наполнена бюрократизмом
и рутиной.
Здесь высоко ценится знания и профессионализм, но не личные достоинства человека.
Культивируется представление о том, что «незаменимых людей нет».
Среди личностных качеств белее всего ценится преданность существующему социальному строю, «социальная добродетель».
Социальную устойчивость и защищённость людей обеспечивает «совершенно устроенная» государственная власть.
Слайд 10Ориентиры в профессиональной деятельности архитектора
в механистической картине мира
1. действующие
правила и нормы
2. требования заказчика
3. соответствующие времени аналоги
Слайд 12В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с
таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки
зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Слайд 13Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила
и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций…).
Слайд 14В архитектуре под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе
в XVIII — начале XIX века, главной чертой которого было
обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности, монументальности и обоснованности наполнения пространства.
Слайд 15Главные принципы архитектуры классицизма
1. главная задача архитектора — дать зрителю
ясное определение величины, пропорциональности, масштабности сооружения,
2. тектоничность, видимость на поверхности
формы её конструктивных членений,
3. регулярность планировки и четкость объемной формы: центрические в плане сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения,
4. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности,
5. симметрично-осевые композиции: любые, даже самые заурядные здания должны быть симметричными;
6. центральная часть фасада напоминала торец древнегреческого храма - выдающаяся вперёд колоннада, увенчанная треугольным фронтоном;
7. сдержанность декоративного убранства,
регулярная система планировки городов.
Слайд 16
Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral)
на площади Ковент-Гарден (Covent Garden), крупнейший протестантский храм, который должен
был противостоять самому значительному католическому храму — собору св. Петра в Риме.
отражает своей простотой не только желание заказчика, герцога Бедфордского, выполнить задешево обязательства перед членами своего прихода, но и существенные требования протестантской религии. Джонс обещал заказчику построить «самый красивый сарай в Англии». Тем не менее фасад церкви крупномасштабен, величав, несмотря на небольшие размеры, и его простота обладает особым очарованием. Любопытно, что высокий дверной проем под портиком является фальшивым, так как с этой стороны церкви находится алтарь.
Собор Св. Павла - это рациональный архитектурный ансамбль, в котором все отлично рассчитано. Это место погребения не королей, но капитанов, хотя и художников в нем похоронено больше, чем в Вестминстерском аббатстве. Кроме того, собор до сих пор остается местом, где венчаются представители верхушки английского общества: в нем Чарлз и Ди обменялись клятвами хранить верность друг другу в счастье и в горе, но в их истории было больше горя, чем счастья.
Слайд 17Особенным великолепием отличается его потрясающий западный фасад с широкой лестницей,
двухэтажным портиком и двумя барочными башнями, которые являются самым ярким
образцом этого стиля в Лондоне.
Слайд 18Дворец Румянцевых и Паскевичей в Гомеле
Экзерциргауз
Руска Л.
Слайд 19Штаб Гвардейского корпуса
Брюллов А. П.
Слайд 20Казармы и манеж Кавалергардского полка
Руска Л.
Ассигнационный банк
Кваренги Д
Слайд 21Особняк А.И. Глуховского
Дом М. С. Воронина
Слайд 22По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого
Петра в Риме.
Слайд 24В Смутное время, примерно через 33 года после чудесного явления
Казанской иконы Богородицы, Россия подверглась нападению поляков и Москва была
захвачена. Но в 1612 году ополчение под руководством князя Д.И. Пожарского и К. Минина с образом Казанской Божией Матери во главе разгромило польские войска и 22 октября (4 ноября по новому стилю) чудотворный образ Пресвятой Богородицы был крестным ходом внесен в Москву. Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых
Слайд 25Здание собора крестообразной формы имеет три портика. Главный фасад собора
выходит на запад в сторону Адмиралтейства, а на Невский проспект
обращен его северный фасад в виде торжественной полукруглой колоннады.
Слайд 36загородный дом в Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30
гг.
пять отправных точек архитектуры :
1. Жилое помещение поднято над
уровнем почвы на бетонные опоры. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.
2. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.
3. «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.
4. Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.
5. В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.
Слайд 38Террасы на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие
пространство, ракурсы, открывающиеся и меняющиеся при перемещении по дому, неожиданные
виды в просветах между частями здания – все эти приемы, основанные на принципе «пространство во времени»
Слайд 39Первый этаж предназначен для гаража и помещений для обслуживающего персонала.
От внешнего пространства этаж отделяет стеклянная стена, имеющая форму полуэлипса.
Отсюда можно подняться на второй этаж и на крышу по пандусу или винтовой лестнице. Жилую комнату и террасу просторной гостиной второго этажа разделяет подвижная стеклянная стена. Там же находятся три спальни, кухня и ванные комнаты
Слайд 42Для определения размеров дома и его элементов архитектор применил изобретенную
им модульную систему – модулор – систему дополнительных пропорций, основанных
на принципе «золотого сечения».
Слайд 43Новый стандарт роскоши. Проект многоквартирного здания Eliza от Tony Owen
Partners в Австралии
|
Семнадцатиэтажное здание предусматривает девятнадцать комфортабельных квартир класса люкс.
Каждая квартира подразумевает наличие двух-четырех спален и предоставляет живописные панорамные виды на гавань и парк. Великолепной кульминацией здания станет трехэтажный пентхаус с бассейном, отдельным лифтом и лестницей.
Слайд 44Благодаря современным технологиям, фасады некоторых этажей реагируют на изменения освещенности
и погодных условий.
Слайд 48 3. соответствующие
времени
архитектурные
аналоги
Слайд 51финансовый центр Аль Каимы, площадью более 750 тысяч квадратных метров,
стоит 8 биллионов долларов, и выглядит как сказочный пустынный мираж.
Причудливые здания содержат и квартиры, и магазины, и офисы, и гостиницы, и конференц-залы. А Центр собраний, словно стелящийся по земле, с одним монументальным зданием в центре, включает также собственную систему дорог, включенную в общий архитектурный и дизайнерский замысел.
Рукотворный полуостров Дана выдается в море на семь километров и в перспективе будет вполне обжитым местом с виллами и магазинами.
Слайд 52фасад гаража центрального
отделения Публичной библиотеки
в Канзас-Сити