Слайд 1Творческая биография
Е.Е. Лансере
Выполнила: Неганова Екатерина
гр. ОАБ-44.03.05-42
Слайд 2Евгений Евгеньевич Лансере
Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) один из представителей "Мира
искусства".
Евгений Лансере родился 23 августа (4 сент.) 1875 г.
в Павловске
Отцом будущего художника был известный скульптор Евгений Александрович Лансере. Его дед Н. Бенуа, был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Л. Бенуа, другой дядя, младший из братьев матери, А. Бенуа, также являлся известным русским художником, оказавшим большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника.
Слайд 3В 1890-е годы Лансере учился в Париже, до 1898 г.,
а вернувшись, стал активно работать как график и живописец. Он
охотно и умело делал обложки, заставки, концовки к журналу "Мир искусства" и другим изданиям.
Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства».
Но Лансере, испытывая определенное влияние А. Бенуа и К. Сомова, все же остался не затронут характерным для мирискусников ностальгическим ретроспективизмом
Слайд 4Работы 1890го
В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его
первый крупный заказ -оформление книги Е. Балабановой «Легенды о старинных
замках Бретани» (СПб, 1899).
В 1898 г. художник выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым.
Слайд 6Работы 1900-х
Со второй половины 1899 г. он — в числе
его постоянных мирискусстников. Именно на страницах «Мира искусства» началась многолетняя
«виньеточная деятельность» художника, распространившаяся позднее и на журналы «Художественные сокровища России», «Золотое руно», «Детский отдых» и на множество других изданий.
В середине 1900-х годов его деятельность была сосредоточена на политической графике.
Слайд 8Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление,
а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки
казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование эпизода.
Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя.
«Санкт-Петербург»
Обложка к изданию, посвященному двухсотлетию города
1903
Слайд 9В работе над книжной графикой художник все более переходил от
отдельных элементов книжного оформления к циклам иллюстраций, в которых страничные
изображения сочетаются с "малыми" формами.
Слайд 10
Лансере активно участвовал в работе редакций журналов "Жупел" и "Адская
почта".
После запрещения «Жупела» Лансере взял на себя издание преемника—
журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.
Слайд 11Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в
развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности.
К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным отношением к искусству и жизни.
Слайд 121905
Политическая сатира 1905 года явилась интересной страницей истории русского искусства
начала XX века.
Мирискусники, проповедовавшие независимость искусства от политики, в
годы революции изменили свою позицию. События 1905 года взволновали многих из них.
Одна из типичных для "Жупела" и "Адской почты" карикатур - "Тризна" Лансере (1906). Он изобразил офицеров, сидящих за столом и пьющих вино под пенье солдат. Это тризна после расправы.
"Тризна" Лансере (1906)
Слайд 13Станковая живопись Лансере
Станковая живопись Лансере связана с одной темой -
русским XVIII веком. Он в меньшей мере предается тем сложным
чувствам, которые, переплетаясь, дают сцепление иронии и любования.
Ирония у него перерастает в сатиру, любование - в восхищение.
Слайд 14В известной картине "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" (1905)
художник никак не скрывает всего комизма сцены торжественного выхода дородной,
неловкой, надутой царицы, окруженной столь же смешными и жалкими в своей роли придворными.
Образ Елизаветы наводит на мысль о том, что карикатура, к которой обращался Лансере в 1905— 1906 годах, близка ему как вид творчества.
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. 1905
Слайд 15Исторические виды
По-иному воспринимаются в живописи Лансере исторические виды, связанные, как
правило, с петровским временем. Эти произведения овеяны романтикой. Картина "Петербург
в XVIII веке. Здание Двенадцати коллегий" (1906) словно пронизана ветром: в ней передан дух раннего петровского Петербурга, где на необжитом пространстве, среди болота возносились каменные дома.
Слайд 16Пейзаж Петербурга
Иногда Лансере обращался к современным ему пейзажам Петербурга, выбирая,
однако, исторические памятники, старые здания.
Такой тип петербургского пейзажа был
очень популярен в кругах мирискусников. Он являлся как бы откликом на статьи Бенуа и других историков искусства о красоте старого Петербурга, о его классической архитектуре.
Слайд 17«Никольский рынок в Петербурге»
1901г.
Слайд 18Еще романтичнее картина "Корабли времен Петра I" (1911). Она более
прямо выражает идею Петровской эпохи - времени борьбы, преодоления, победы.
Разбушевавшейся водной стихии противостоят будто не подвластные ей "гордые" корабли.
Слайд 191910-е
Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 г. пост
заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения
«Кабинета его величества», он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.
Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание и в 1912 г. он удостаивается звания академика, в 1916 г. он избран действительным членом Академии художеств.
Слайд 20В 1912- 1915 годах художник сделал иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л.Н.Толстого,
которые стали одними из классических образцов книжного творчества мирискусников.
Эти
высшие достижения "книжного синтеза", как и "театрального синтеза" или монументальной живописи, относятся к 1910-м годам - к следующему этапу развития русского искусства.
Слайд 221920-е
В 1916 г. Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает
возможность иллюстрирования «Казаков» Л. Толстого. Весть о свержении самодержавия художник
встречает с воодушевлением.
Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 г. перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 г. Лансере — профессор Тбилисской академии художеств.
«Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого "Казаки"»1931 г.Бумага, тушь
Слайд 23Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917
«Кавказский натюрморт»
1918
Слайд 24
Усть-Крестище. Весна, Разлив»1917
Аллея в Версале
Слайд 25Лансере много работает с натуры — в сфере его интересов
портретные зарисовки, пейзаж, многочисленные путевые этюды.
Слайд 261930-е
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности,
связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре,
1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и др.).
Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945 г. Но довести до конца ее так и не смог.
Слайд 27плафоны ресторана Казанского вокзала
Слайд 28Станция метро Комсомольская, панно "Метростроевцы"
Слайд 29Итог
1900-е. Лансере в числе его постоянных мирискусстников. активно работает как
график и живописец. Иллюстрировал книжные издания, делал обложки, заставки, концовки
к журналу "Мир искусства" и др.В середине 1900-х годов его деятельность была сосредоточена на политической графике.
1905-10 г. Рубеж в развитии творчества, период сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как зрелый мастер (например "Тризна"). Станковая живопись Лансере связана с русским XVIII веком. Пишет исторические виды Петербурга.
1912-16 г. Разносторонняя художественная деятельность, занимает пост заведующего фарфорового и стекольного заводов, предлагает проекты художественных изделий; Звание академика, после член Академии художеств.
1916-20 г. В 1916 г. Лансере усиленно пишет пейзажи, работает с натуры, так-как прожвает в деревне. После живет в Дагестане (иллюстрации к «Казакам»), где преподает рисование в гимназии. С 1922 до 1934 г. Лансере был профессором Тбилисской академии художеств.
1930-е . новый этап его деятельности, связанный с театром и с монументальной живописью.
Слайд 30Список литературы
Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XI X
— начала XX века. Изд.: М., 1993 г.
Русские художники. Лансере
Евгений Евгеньевич [Режим доступа]: URL: https://kolybanov.livejournal.com/19104170.html