Слайд 1Архитектурный облик Древней Руси.
Новгород
Владимир-Суздальский
Москва
Слайд 2Слово о погибели рускыя земли
О смерти великого князя Ярослава. О
светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами
удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными (1), горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными (2), домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!
Слайд 3Святая София – главное культовое сооружение в Киевской Руси времен
Ярослава Мудрого
Слайд 4Конец Х - XI в. - время развития культуры Киевской
Руси, достигшей своего наивысшего расцвета в период правления Ярослава Мудрого
(1019—1054).
Храм посвящен Софии - «Премудрости Божьей». Относится к византийско-киевскому зодчеству. Святая София -главное культовое сооружение в Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054). В «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый,<…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью» .
Слайд 5За 1036-1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые
величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.),
Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045— 1052 гг.). Храмы, посвященные Софии – «Премудрости Божьей», относятся к византийско-киевскому зодчеству. По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи.
Слайд 7В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В
сравнительно ранних постройках Киевской Руси (Софийский собор в Киеве) использовалась
византийская смешанная кладка из плинфы и камня на цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая кладка с «утопленными» рядами кирпича.
Слайд 9Богоматерь Оранта
Стена Нерушимая
Слайд 10Все стены и своды Софии Киевской покрыты фресками, зрительно увеличивающими
внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол, паруса, под-пружные
арки, центральная апсида)
украшены мозаикой. В этих приемах зодчие в значительной степени основывались на византийских тради- циях.
Слайд 11Адриан Святой.
Фреска Софийского собора
Слайд 13София Киевская. Подкупольное пространство алтарной части
Слайд 15Христос Иерей.
Мозаика Святой Софии
Слайд 20Византийская кладка постепенно уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском
соборе Новгорода стены сложены из местного грубо околотого с лицевой
стороны и подтесанного лишь со стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек.
Слайд 22Собор Святой Софии в Новгороде (1045 - 1052 гг.) отличается
от киевского большей массивностью, строгостью и лаконизмом. Основной пятинефный объем
завершен лишь пятью куполами; шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию, несколько смягчая общую суровость.
Слайд 23София Новгородская.
Восточный фасад
Слайд 28Фрески на Софийском соборе в Новгороде
Слайд 34Золотые ворота во Владимире. 1164 . Вид с юго-западной стороны
Слайд 35План Успенского собора во Владимире
Слайд 37Церковь Дмитрия Солунского во Владимире
Слайд 42Георгиевский собор.
Вид с юго-запада
Слайд 43Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода . 1119. Интерьер
Слайд 45Успенский собор. 1158-1160. 1185-1189. Общий вид
Слайд 47Храм Покрова на Нерли близ Владимира (1165 г.) - наиболее
совершенное творение владимирских зодчих: в его композиции пластика стен выразительно
подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора.
Слайд 49М.Врубель.
Богоматерь с младенцем.
Алтарь Кирилловской церкви.
Слайд 50Алтарь и росписи алтарной абсиды. Кирилловская церковь
Слайд 51Кирилловская церковь. Интерьер. Хоры
Слайд 52Георгиевская церковь в Старой Ладоге
Слайд 53Маленькая четырехстолпная церквушка в честь св. Георгия в Ладоге существенно
отличается от величественных княжеских построек первой половины XII века; она
очень походит на те, что возводили позже, во второй половине столетия, бояре, купцы, рядовые «уличане».
Слайд 56
Стены храма сложены из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей,
но преобладают плиты. Раствор кладки - известковый с цемянкой.
Снаружи
стены здания расчленены плоскими лопатками. Порталы находятся на западном и южном фасадах.
Слайд 59Георгиевская церковь в Старой Ладоге. Общий вид
Слайд 60Успенский Собор Московского Кремля.
Слайд 61Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) 1555 -1561