Слайд 1Армен Казарян
Церковная архитектура стран Закавказья VII века:
Формирование и развитие традиции
Научно-исследовательский
проект
«АНИВ»
Центр арменоведческих исследований
«ANIV»
Centre for Armenological Studies
Слайд 2Культовая архитектура Закавказья VII в.
Начало развития культовой архитектуры Закавказья приходится
на IV–V вв., а ее расцвет связан с VII в.
Именно тогда возникает большинство центрально-купольных композиций, и начинается период их доминирования в архитектуре; возрастает количество и качество культового зодчества; формируются основные принципы и особенности иконографии церковного зодчества.
VII в. привлекает исследователей архитектуры цельностью стиля и чистотой композиции. Это наивысшее проявление классической армянской школы, первый взлет армянской архитектурной мысли, основанный на позднеантичных традициях. В дальнейшем взлеты армянской архитектуры сопровождались влияниями иранского, исламского или грузинского зодчества. Но в условно чистом виде она сохранилась только от VII в., и армянские мастера последующих веков всегда обращались к этому наследию.
На фоне угасшего интереса к зодчеству в среде отечественных (армянских и российских) специалистов сверхактуальной остается необходимость в комплексном исследовании архитектуры Закавказья в указанный период.
Слайд 4Общая характеристика работы
Четырехтомной работе А.Ю. Казаряна «Церковная архитектура стран Закавказья
VII в.» посвящена изучению архитектуры трех тесно связанных между собой
регионов: Армении, Иверии и Кавказской Албании. Закавказская архитектура рассматривается на широком историко-культурном фоне, с привлечение сравнительного материала из византийской, сасанидской и ранней сельджукской архитектурных традиций, что далет исследование в полной мере транскультурным.
Методологический подход автора совмещает в себе лучшие наработки армянской (реставрация, архитектура) и российской (искусствоведение) школ. В результате ему удается не только рассмотреть архитектуру Закавказья как на результат механического процесса эволюции, но и выявить ее художественную составляющую.
В целом в работе подытожены результаты научного исследования архитектуры Закавказья. Автор выделяет в изучаемом регионе две архитектурных традиции — «классическую» и «провинциальную». В отношении первой можно с уверенностью говорить о полном единстве памятников архитектуры Армении, Иверии и Албании, вызванном культурной и религиозной близостью их населения и его элит.
Слайд 6Значение Ани в мировой культуре
Велико значение Ани и для мировой
культуры в целом. Ани был не самым крупным, но самым
впечатляющим городом во всем Закавказье. Среди известных нам средневековых городов именно Ани по сохранности и объему информации превосходит все остальные на Ближнем и Переднем Востоке. Тахт-и-Сулейман (Иран), Двин (Армения), Аназарва (Турция), Ресафа (Сирия) уступают Ани, а Стамбул, Дамаск, Иерусалим продолжают развиваться сегодня, утрачивая чистоту археологического наследия. В этом смысле Ани сопоставим с городами античности — Пальмирой и Эфесом, Эпидавром и Коринфом.
Таким образом, изучение Ани имеет колоссальное значение для понимания истории и культуры средневековья вообще, а его посещение туристами Востока и Запада позволит им воочию представить структуру средневекового города и характер развивавшегося в нем искусства.
Не меньшую ценность для истории армянской и мировой культуры имеют церкви и монастыри в окрестностях Ани.
Слайд 7Панорамный план Ани
Из книги Н.Я. Марра «Ани: Книжная история города…»
(Л. – М., 1934)
Слайд 8Н.Я. Марр и Анийская археологическая экспедиция (1904–1917)
Значение города в полном
мере осознавал академик Н.Я. Марр (1865–1934). Недаром раскопки Ани стали
самым масштабным проектом российской археологии начала XX в. Анийская археологическая экспедиция под руководством Н.Я. Марра продлилась с 1904 по 1917 гг. и стала первой попыткой систематического изучения древней армянской столицы. (До этого Н.Я. Марр посетил Ани в 1892–1893 гг., будучи еще студентом.)
В ходе экспедиции 1904–1917 гг. в Ани было обнаружено множество новых археологических находок, а также собран богатый материал по армянской истории, архитектуре, культуре и быту. Главная заслуга Н.Я. Марра состоит в то, что ему удалось вскрыть гражданские и церковные постройки в Ани и, таким образом, выявить весь архитектурный облик города.
Материал, собранный Н.Я. Марром в Ани, лег в основу специально созданных серий «Памятники армянской архитектуры» и «Анийская серия». Его заслуги в полной мере были признаны в 1915 г., когда Русское археологическое общество присудило Н.Я. Марру высшую награду по археологии в России — большую Уваровскую медаль.
Слайд 10Текущее состояние фотоматериалов Анийской археологической экспедиции
Вскоре после 1904 г. Анийская
археологическая экспедиция была преобразована в Археологический институт, расположенный в Ани.
В его составе были созданы Анийский музей древностей, архив и издательство. В 1918 г. в обстановке наступления турецких войск музейное собрание и архив института были срочно эвакуированы, что произошло со значительным утратами. Часть фотографического материала, отснятого в ходе работы экспедиции, сегодня хранится в музеях Еревана и Тбилиси, но, вероятно, основной его объем был перевезен в Институт истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), а небольшая часть — в Музей архитектуры (Москва).
В настоящее время состояние каталога этих коллекций негативов на стеклах требует лучшей систематизации. Многие фотографии не имеют подробных подписей, а в некоторых случаях памятник, зафиксированный на снимке, не определен или определен неверно. Негативы с каждым годом блекнут; со многих не сделаны отпечатки на бумаге. Учитывая современное развитие техники, совершенно необходимым представляется срочное сканирование стекол-негативов и запись фотографий на цифровой носитель информации для их дальнейшего сохранения.
Слайд 11Собор в Ширакаване, конец IX в.
Фото начала XX в.
Слайд 12Сводный систематизированный список фотоматериалов по армянской тематике в Фотоархиве ИИМК
РАН (Санкт-Петербург)*
* Составлен на основе каталога Фотоархива ИИМК РАН, а
также описи Я.Н. Марра, хранящейся в Фотоархиве
Слайд 13Церковь в Агараке близ Ани, VII в.
Фото начала XX в.
Слайд 14План научно-исследовательского проекта
Работу по сохранению наследия Н.Я. Марра планируется провести
в два этапа:
1) Каталогизация и дигитализация (сканирование) фотоснимков памятников Ани
и его окрестностей, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга и Москвы (планируемый срок: сентябрь – декабрь 2014 г.)
2) Издание анийских фотоснимков (ориентировочно в 2015 г.), включающее в себя:
Фотографии архитектурных памятников Ани и аннотации к ним (как минимум 600–700 снимков из раздела № 1 «Ани, анийские монастыри, портреты в Ани» Фотоархива ИИМК РАН);
Публикация современных видов построек;
Научный текст, в котором будет освещено состояние памятников и представлен анализ результатов работы русской археологической миссии в Ани, а также перспективы сохранения самого городища и прилегающих к нему монастырских ансамблей.
Слайд 15Кафедральный собор в Аргине близ Ани, X в.
Фото начала XX
Слайд 16Актуальность
За последние годы армянские ученые не опубликовали ни одной книги
по архитектуре Ани. Выход в свет предлагаемой книги поднимет авторитет
нашей науки в среде не только турецких ученых и реставраторов, но и международных экспертов, периодически приглашаемых Турцией для ознакомления с ходом реставрационных работ в Ани.
Не стоит говорить о том, насколько долгожданной окажется такая книга для армянской среды во всем мире, полезной при их посещении Карской области и турецкой части исторической Армении.
Планируемое издание также будет иметь большое научное значение. На протяжении всего XX в. архитектурные памятники в Ани не получают должного ухода и систематически разрушаются. В итоге к началу XXI в. подлинный облик того или иного сооружения зачастую можно установить только по дошедшим до нас изобразительным источникам (фото, гравюры и т.п.). В связи с этим фотографии из архива Н.Я. Марра приобретают статус первоисточника в прямом смысле этого слова, а их введение в научный оборот — еще большую важность.
Слайд 17Церковь Аменапркич, Ани, XI в.
Конец XIX в.
Начало XXI в.
Слайд 18Композиция «лев и крест» близ Львиных ворот, Ани, XI в.
Конец
XIX в.
После турецкой «реставрации» 1996–1997 гг.
Слайд 19Фрагмент аркатуры церкви Сурб Григор Тиграна Оненца, Ани, XIII в.
Слайд 21Анийский собор, X в. Вид изнутри
Слайд 22Церковь монастыря Хцконк близ Ани, XI в.
Единственная сохранившаяся церковь из
монастырского комплекса
Слайд 23
Краткая информация об авторе:
Армен Юрьевич Казарян (род. 1963) — архитектор,
художник, доктор искусствоведения, лауреат Макарьевской премии (2008/2009), советник Российский академии
архитектуры и строительных наук, заведующий отделом НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, научный консультант фирмы, ведущей реставрационные работы на церкви Аменапркич в Ани. Автор ряда исследований по истории архитектуры, среди которых монографии «Собор Эчмиадзин и восточнохристианское зодчество IV–VII веков» (М., 2007) и четырехтомная «Церковная архитектура стран Закавказья VII века: Формирование и развитие традиции» (М., 2012–2013). С 1988 г. участвует в международных научных конференциях, в том числе в качестве эксперта и докладчика на конференции «Проблемы реставрации Ани» (2011 г., Университет Коч, Стамбул). Автор фотовыставки «Ани. Благословенный образ армянской столицы» (2012 г., Национальных художественный музей Республики Беларусь, Минск). Участник экспедиции Норвежского института изучения культурного наследия и Всемирного фонда памятников «Ани в контексте» (2013 г.).
Слайд 24«АНИВ»
Центр арменоведческих исследований
«ANIV»
Centre for Armenological Studies
Центр арменоведческих исследований «АНИВ» обладает
слаженным профессиональным коллективом, который при условии решения вопроса о финансировании
может вести работу по проекту и последующему изданию фотоснимков.