Слайд 1Архитектура экономических информационных систем (ЭИС)
Лекция 1 Тема1
Слайд 2Учебные вопросы
Понятие и классификация ЭИС
Функциональные подсистемы ЭИС
Обеспечивающие подсистемы ЭИС
Слайд 3Литература
Романов В.П., Емельянова Н.З., Партыка Т.Л. Проектирование экономических информационных систем:
методология и современные технологии: Учебное пособие / В.П. Романов, Н.З.
Емельянова, Т.Л. Партыка. – М.: «Экзамен», 2005. – с. 5-17
Слайд 4Первый учебный вопрос
Понятие и классификация ЭИС
Основу проектирования ЭИС составляет системный
подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность
взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Слайд 5Принципы поведения системы
эмерджентности, т.е. целостности системы на основе общей структуры,
когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
гомеостазиса,
т.е. обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
обучаемости — путем изменения структуры системы в соответствии с изменением ее целей.
Слайд 6В экономической системе объект управления представляет собой:
подсистему материальных элементов экономической
деятельности (на промышленном предприятии — сырье и материалы, оборудование, готовая
продукция, работники и др.)
хозяйственных процессов (на промышленном предприятии — основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).
Слайд 7Система управления
совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на
промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы),
осуществляющих функции управления
Слайд 8Функции управления
планирование — определяется цель функционирования экономической системы на различные
периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
учет — отображается состояние объекта
управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
контроль — определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
Слайд 9Функции управления
оперативное управление — осуществляется регулирование всех хозяйственных процессов с
целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
анализ —
определяются тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
Слайд 10Экономическая информационная система (ЭИС)
Совокупность:
организационных,
технических,
Программных
информационных средств, объединенных в
единое целое с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой
информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Слайд 11ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с
внешней средой через информационные потоки:
ИП1 — информационный поток из внешней
среды в систему управления, который представляет
поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства,
поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;
Слайд 12Информационные потоки
ИП2 — информационный поток из системы управления во внешнюю
среду, а именно:
отчетная информация, прежде всего финансовая информация в
государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям;
маркетинговая информация потенциальным потребителям;
Слайд 13Информационные потоки
ИПЗ — информационный поток из системы управления на объект
управления (прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность:
плановой,
нормативной,
распорядительной информации для осуществления
хозяйственных процессов;
Слайд 14Информационные потоки
ИП4 — информационный поток от объекта управления в систему
управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии
объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в результате выполнения хозяйственных процессов.
Слайд 15Требования
к обработке информации в ЭИС
полнота и достаточность — для
реализации функций управления;
своевременность предоставления;
обеспечение необходимой степени достоверности в зависимости от
уровня управления;
экономичность: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;
адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
Слайд 16Типы информационных систем
обработки данных — СОД (EDP — electronic data
processing);
управления — ИСУ (MIS — management information system);
поддержки принятия решений
— СППР (DSS — decision support system).
Слайд 17Системы обработки данных (СОД)
предназначены для:
учета и оперативного регулирования хозяйственных
операций,
подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных
поручений).
Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий.
Слайд 18Задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов
(рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.)
Связаны с оформлением и пересылкой документов
в соответствии с четко определенными алгоритмами.
Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.
Слайд 19Информационные системы управления (ИСУ)
ориентированы на тактический уровень управления:
среднесрочное
планирование,
анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев),
например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ.
Для данного класса задач характерны:
регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов
четко определенный алгоритм решения задач
Слайд 20Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов
материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.).
Задачи решаются на
основе накопленной базы оперативных данных.
Слайд 21Системы поддержки принятия решений (СППР)
используются в основном на верхнем
уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение
в течение года или нескольких лет.
Слайд 22К таким задачам относятся
формирование стратегических целей,
планирование привлечения ресурсов,
привлечение источников
финансирования,
выбор места размещения предприятий
Реже задачи класса СППР решаются на тактическом
уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами.
Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
Слайд 23Для СППР свойственны:
недостаточность имеющейся информации,
ее противоречивость и нечеткость,
преобладание
качественных оценок целей и ограничений,
слабая формализованность алгоритмов решения.
В
качестве инструментов обобщения используются:
средства составления аналитических отчетов произвольной формы,
методы статистического анализа, экспертных оценок и систем математического и имитационного моделирования.
При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
Слайд 24В зависимости от охвата функций и уровней управления различают:
корпоративные
(интегрированные)
локальные ЭИС.
Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех
его уровнях. Является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.
Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на его отдельных уровнях. Может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.
Слайд 25Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, к
достоинствам которой с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС относится
упрощение:
разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;
внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;
эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области.
Слайд 26Выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают
определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений
экономической системы и (или) функций управления.
Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая.
Слайд 27Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой
степенью информационных обменов (связей) между ними.
При этом под задачей
будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.).
Слайд 28Принципы построения функциональных подсистем
предметный;
функциональный;
проблемный;
смешанный (предметно-функциональный).
Слайд 29С учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного
предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:
сбытом готовой продукции;
производством;
материально-техническим снабжением;
персоналом.
Слайд 30Для реализации функций управления выделяют подсистемы:
планирование;
регулирование (оперативное управление);
учет;
анализ.
Слайд 31Решение задач функциональных подсистем
Слайд 32Решение задач функциональных подсистем
Слайд 33Решение задач функциональных подсистем
Слайд 34Обеспечивающие подсистемы ЭИС
являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных
функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения.
Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области.
Слайд 35В состав обеспечивающих входят подсистемы:
организационного,
правового,
технического,
математического,
программного,
информационного,
лингвистического,
технологического обеспечения.
Слайд 36«Организационное обеспечение» (ОО)
Состоит из групп компонентов:
1. включает важнейшие методические
материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:
общеотраслевые руководящие - по
созданию ЭИС;
типовые проектные решения
по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии;
по вопросам создания и внедрения проектной документации.
Слайд 37Группы компонентов ОО
2. совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и
функционирования ЭИС:
комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ,
типовые
структуры управления предприятием,
унифицированные системы документов,
общесистемные и отраслевые классификаторы
Слайд 38Группы компонентов ОО
3. техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования
и внедрения системы:
технико-экономическое обоснование,
техническое задание,
технический и рабочий
проекты
документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.
Слайд 39Группы компонентов ОО
4. «персонал», где представлена организационно-штатная структура проекта, определяющая
в частности состав главных конструкторов системы и специалистов по функциональным
подсистемам управления.
Слайд 40«Правовое обеспечение» (ПРО)
предназначена для регламентации процесса создания и эксплуатации ЭИС
и включает совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по
формированию, хранению, обработке промежуточной и результатной информации системы.
Слайд 41Правовые документы
действующие на этапе создания системы:
договор между разработчиком и
заказчиком;
документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.
создаваемые на
этапе внедрения:
характеристика статуса создаваемой системы;
правовые полномочия подразделений ЭИС;
правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации;
правовые отношения пользователей в применении технических средств.
Слайд 42«Техническое обеспечение» (ТО)
Это комплекс технических средств, предназначенных для обработки
данных в ЭИС.
В состав комплекса входят:
компьютеры, с помощью
которых осуществляется обработка экономической информации,
средства подготовки данных на машинных носителях,
средства сбора и регистрации информации,
средства передачи данных по каналам связи,
средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации,
вспомогательное оборудование и организационная техника.
Слайд 43«Математическое обеспечение» (МО)
совокупность:
математических моделей и алгоритмов для решения
задач и обработки информации с применением вычислительной техники,
комплекс средств
и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления.
Слайд 44Состав МО
средства МО (моделирование типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации,
математической статистики, теории массового обслуживания и др.);
техническая документация (описание
задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели);
методы выбора МО (определение типов задач, оценка вычислительной сложности алгоритмов, оценка достоверности результатов).
Слайд 45«Программное обеспечение» (ПО)
включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций
по их применению на ЭВМ.
ПО делится на:
общее (операционные системы,
операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД, сетевые программы и т.д.) и
специальное (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, и контрольные примеры).
Слайд 46«Информационное обеспечение» (ИО)
это совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической
информации, унифицированной системы документации и информационной базы.
В состав ИО включаются:
внемашинное (классификаторы технико-экономической информации и документы)
внутримашинное (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в компьютер или вывода результатной информации, структура информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных).
Слайд 47Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, через которую осуществляется
обмен данными различных задач.
База данных обеспечивает интегрированное использование различных
информационных объектов в функциональных подсистемах.
Слайд 48«Лингвистическое обеспечение» (ЛО)
Совокупность:
научно-технических терминов и других языковых средств, используемых
в информационных системах,
правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия
и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ЭИС.
Слайд 49Языковые средства, включенные в подсистему ЛО
делятся на:
традиционные языки (естественные,
математические, алгоритмические, моделирования)
языки, предназначенные для диалога с системой (информационно-поисковые, СУБД,
языки запросов (SQL) операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
Слайд 50«Технологическое обеспечение» (ТО)
соответствует разделению ЭИС на подсистемы по технологическим
этапам обработки различных видов информации:
первичной и результатной (этапы технологического процесса
сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);
организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов);
Слайд 51Подсистемы по технологическим этапам обработки
технологической документации и чертежей (этапы ввода
в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и
формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);
баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);
Слайд 52Подсистемы по технологическим этапам обработки
научно-технической, ГОСТ и технических условий, правовых
документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного
фонда, ведения тезауруса ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).
Слайд 53«Организационное обеспечение» (ОО)
Определяет:
порядок разработки и внедрения ЭИС,
организационную
структуру ЭИС,
состав работников, правовые инструкции для которых содержатся в подсистеме
«Правовое обеспечение».