Слайд 1Август Шлейхер. Натуралистическое направление
Выполнила: Матвеичева Екатерина
Группа Л-1841
Слайд 2 Содержание
Труды А. Шлейхера
Периоды в истории развития языка
Типологическая
классификация языков. Концепция развития языков А. Шлейхера
Учение А. Шлейхера о
родословном древе
Реконструкция индоевропейского праязыка
Заключение
Список использованных источников
Слайд 3Август Шлейхер (1821 — 1868)
Труды:
«Компендий сравнительной
грамматики индоевропейских языков» (1861 г.)
«Немецкий язык» (первое издание вышло в
1860 г., второе, переработанное, — посмертно в 1869 г.)
«Теория Дарвина и наука о языке» (1863г.)
«Значение языка для естественной истории человека» (1865 г.)
Слайд 4Две основные стадии (периода) в истории языка:
Доисторическая – «движение от
простого к сложному»
Историческая – «регресс» (распад языка в отношении звуков
и форм)
Слайд 5«Жизнь языка» = живой организм
Организм языка
Языковые семьи
Родословное
древо и др.
Слайд 6Типологическая классификация языков. Концепция развития языков А. Шлейхера
Изолирующие
Агглютинативные
Флективные
Слайд 7Типологическая классификация языков. Концепция развития языков А. Шлейхера
В основе -
различие между значением и отношением
Под значением Шлейхер понимал выражение
в языке понятия и представления. Между понятиями и представлениями существуют отношения, которые могут быть выражены с помощью звуков, а могут и не быть выражены. Значение выражается только с помощью корней, а корни есть во всех языках. Отношения же материально (с помощью звуков) выражаются не всегда.
Слайд 8Изолирующие языки – слово равно односложному корню без аффиксов и
подобно кристаллу.
Ср. кит. Во бу па та – «я не
боюсь его» ; та бу па во – «он не боится меня»
Слайд 9В агглютинативных языках слова состоят не только из корней (передающих
значения), но и из морфем (передающих отношения)
тур. корень сэв -
«любовь»:
сэвмэк - «любить»
сэвмэмэк - «не любить»
сэвдэрмэк - «заставлять любить» сэвдэрмэмэк - «не заставлять любить»
Слайд 10Во флективных языках, имеющих часто внутреннюю флексию, отношения могут быть
выражены в пределах корня
(ср. рус. лёг - прошедшее время
глагола лечь - ляг! - повелительное наклонение того же глагола).
Слайд 11Три этапа:
1) недифференцированное тождество значения и отношения (изолирующие, или корневые
языки);
2) дифференциация значения и отношения (агглютинативные языки);
3) различие между значением
и отношением включается в единство бесконечно более высокое, так как оно выросло из различия, имеет его своей предпосылкой и включает в себя как снятый момент (флективные языки).
Слайд 12Учение А. Шлейхера о родословном древе
Одной из заслуг А. Шлейхера
было четкое формирование понятия индоевропейского праязыка и определение реконструкции его
как цели компаративных исследований.
Слайд 14Языки и языковые группы могут какое угодно число раз дробиться,
отдельные ветви могут «отсыхать», но ни при каких условиях языки
не могут скрещиваться между собой. Языки расходятся, но не сходятся.
Слайд 15Реконструкция индоевропейского праязыка
От множества известных языков к реконструкции все меньшего
количества неизвестных праязыков и, наконец, к реконструкции древнейшего праязыка
Слайд 16А. Шлейхер дал общую формулировку закона в языкознании
Развитие языков, согласно
А. Шлейхеру, происходит по законам, не имеющим исключений.
Слайд 17Попытка втиснуть в рамки законов все изменения приводила к введению
сложных правил с множеством исключений. Причина - искажающее влиянии письменных
языков, предоставляющих лингвисту материал.
Письменные тексты - период «разложения» языков. Шлейхер считал, что в них нет «фонетических законов, действующих без исключений», но верил, что такие законы можно обнаружить в народных говорах, «выше стоящих по развитию языка».
Слайд 18Главные законы развития языков - дарвиновские законы борьбы за существование
и естественного отбора.
«Разделения и подразделения в области языков в
сущности того же рода, как и вообще в царстве естественных организмов»; различны лишь принятые системы терминов, вполне эквивалентные друг другу. Как и животные или растительные организмы, языки конкурируют друг с другом и вытесняют друг друга.
Слайд 19Заключение
Вплоть до эпохи А. Шлейхера в языкознании все еще господствовала
религиозная концепция направленных изменений, в конечном итоге восходившая к Библии.
Теперь на смену ей пришел тезис о естественном отборе. Чем лучше язык в ходе изменений приспосабливается к условиям среды, тем больше у него шансов выжить.
Слайд 20Многое в построениях А. Шлейхера было слишком прямолинейным, а метафорическое
уподобления языка живому организму он понимал слишком буквально. Однако многое
из того, что он сделал впервые, прочно вошло в арсенал лингвистики. Это и сформулированные им принципы сравнительно-исторического исследования, и концепция родословного древа, и многие рабочие приемы, и некоторые термины (например, он одним из первых использовал термин «фонология»).
Слайд 21Список использованных источников
Алпатов В. М. История лингвистических учений. М.:
Просвещение, 1979
Шулежкова С. Г. История лингвистических учений. М.: Флинта, 2004