Слайд 2Безруких Марьяна Михайловна
академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной
физиологии Российской академии образования (с 1996 г.)
Безруких М.М. - автор
более 250 научных работ, монографий по возрастной физиологии, учебников и учебных пособий.
Под руководством Безруких М.М. ведется разработка нового быстро развивающегося научного направления – педагогической физиологии.
Автор и научный редактор пособий и книг для учителей и родителей. Среди них: "Знаете ли вы своего ученика?", "Ребенок идет в школу", «Ступеньки к школе», «Азбука», «Обучение письму», «Прописи» и т.д.
Безруких М.М. ведет большую общественную работу как Президент Ассоциации "Поможем детям учиться" ".
Слайд 3Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста,
работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.
Слайд 4Профессор Марьяна Безруких уже более 20 лет отстаивает права детей на нормальную
жизнь — с любящими и принимающими родителями, адекватными учебными нагрузками.
Слайд 5Думаю, что состояние счастья человек испытывает редко: для этого он должен быть
свободен от тревог, забот, внутренней неудовлетворенности. Это очень редкие моменты в жизни.
Фиксация
«я не чувствую счастья» приводит к депрессии, и это характерно для современного мира. Для того чтобы почувствовать счастье, нужно уметь остановиться. Возможно, оглянуться. А бешеный темп сегодняшней жизни редко позволяет это сделать.
Слайд 6Вовлеченность в дела семьи порой заменяет нам собственную жизнь, и это беда.
Но мы как-то даже гордимся, что живем жизнью детей, потом внуков: у нас
так принято. А в результате оказывается, что не живем своей жизнью.
Слайд 7У нас в стране домостроевское воспитание: ребенка не уважают, не ценят, он принадлежит взрослому, и взрослый
имеет право решать за него. Под насилием понимают только применение грубой
физической силы, хотя по характеристике Всемирной организации здравоохранения насилие — это и речевые атаки, и унижения, и неадекватные требования, то, что родители используют всегда.
Слайд 8Чем жестче закручивать пружину страха, тем больнее она распрямляется.Родители боятся,
что ребенок сядет на голову, не будет послушным, но на самом деле получают обратную
ситуацию: в 10-11 лет он просто уходит из-под влияния, и образуется непреодолимый разрыв между ребенком и взрослыми.
Слайд 9Родители хотят воспитать роботов или солдат, хотя сами не отдают себе
в этом отчета. Просто так легче — подчинять детей под угрозой страха или
наказания. А потом сами жалуются: «Он уже заканчивает школу, но не знает, куда идти». Он и не может знать: ему не позволяли выбирать никогда.
Слайд 10В семьях с высоким образовательным цензом и материальным достатком жесткость требований к детям гораздо
выше. Они должны соответствовать уровню притязаний родителей, как соответствуют часы, дорогой
автомобиль или квартира. Но не все дети это могут.
Слайд 11Неопределенность — самая тяжелая ситуация в жизни человека. Психологически, физиологически она самая
стрессовая. Сегодня дети в полной мере испытывают ее на себе. Раньше все было
четко: ребенок сначала октябренок, потом пионер, потом комсомолец, потом молодой специалист. Жизнь как бы расписана. Сейчас риски будущего непонятны.
Слайд 12Очень часто родители используют самую неэффективную методику отлучения от себя — «я с тобой
не разговариваю». А это сильнейший стресс, как правило, из пушек по воробьям. У ребенка появляется ужасное
ощущение ненужности.
Слайд 13Не было бы такого количества суицидов у подростков, если бы взрослые хотели понять детей.
Но, к сожалению, чтобы понять, надо о ребенке много знать. А система просвещения
родителей у нас фактически отсутствует. И эти знания нельзя дать никаким учебным курсом: это формируют среда и общество.
Слайд 14Никогда не поздно учиться: процесс формирования мозга не прерывается всю жизнь. Очень активное
развитие идет до 25 лет, а о пластичности мозга говорят на протяжении всей жизни человека.
Слайд 16Готовность – это определенный уровень
Социальных умений, включающий умение общаться со
сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение.
Развитие тех
функций, без которых учение невозможно или затруднено
Личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию
Необходимо учитывать также здоровье ребенка
Слайд 27Здоровье – состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Устав ВОЗ.
Женева, 1986 г.
Слайд 37Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья
Здоровье
Генетические
Организация медицинской помощи
Экологические
Социальные
Школьные факторы риска
Факторы
семейного риска
Социокультурные факторы риска
Организация профилактической работы
Слайд 38Школьные факторы риска (ШФР),
оказывающие негативное влияния на развитие и
здоровье ребенка
неадекватные требования и методики дошкольной подготовки;
стрессовая тактика педагогических воздействий
(эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.);
несоответствие методик и технологий обучения;
нерациональная организация учебного процесса;
конфликты с педагогами;
конфликты со сверстниками;
отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения
Усиливают и осложняют ШФР:
низкая квалификация педагогов;
недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники);
ограничение или недоступность консультативной помощи;
неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Слайд 39Факторы семейного риска (ФСР),
оказывающие негативное влияния на развитие и
здоровье ребенка
нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность);
антисоциальное поведение
родителей (наркомания, алкоголизм);
конфликты между родителями;
проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.);
неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные);
неэффективное взаимодействие с педагогами;
Усиливают и осложняют ФСР:
низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей;
ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.);
неэффективное взаимодействие родителей с педагогами;
отсутствие системы широкого просвещения.
Слайд 40Социокультурные факторы риска,
оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье
ребенка
низкий уровень культуры здоровья в семье и в обществе;
отсутствие системы
профилактики вредных привычек;
отсутствие системы просвещения родителей;
высокий уровень нестабильности, напряженности, агрессивности в обществе;