Слайд 1БИОЭТИКА
Тема I.
БИОЭТИКА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ.
Слайд 2План лекции
Биоэтика, причины ее возникновения, основные цели и ценности.
2.
Исторические модели и моральные принципы биомедицинской этики .
Слайд 3
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература.
1.Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер.
с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, В.Г.
Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.
2.Шамов, И.А. Биоэтика. Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2002, 2009.-369 с.
3.Ермолаева Г.И., Мещерякова Т.В. Курс лекций по биоэтике. Учебно-методическое пособие - Томск, 2005.
Дополнительная литература.
1.Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко.- М., 1999.
2.Деонтология в медицине. В 2-х тт. М.: Медицина, 1988.
3.Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. М.: Медицина, 2003.
4. Сидоров П.И. Правовая ответственность медицинских работников: Учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2004.
Слайд 4Предпосылки развития биоэтики
1) возникновение новых проблем в окружающей среде обитания
человека,
2) саморазвитие научного знания
Слайд 53) феномен индивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знаний которого, его
научная интуиция, исследовательские возможности существенным образом воздействуют на возникновение и
развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.
Слайд 6
1) научная дисциплина, изучающая нравственные аспекты деятельности человека в
медицине и биологии.
2) междисциплинарное исследование этических проблем человека, возникающих из
научных достижений в медицине и биотехнологии, и рассмотренных в свете моральных ценностей и принципов.
Биоэ́тика
(от др.-греч. βιός — «жизнь» и ἠθική — «этика, наука о нравственности»)
в переводе с греческого – «этика жизни»
Слайд 7Главные цели биоэтики – защита жизни и достоинства человека в
ситуациях, порожденных современной биологией и медициной
Слайд 8Становление биоэтики как научной дисциплины
1961 г.– начало публичных дискуссий вокруг
деятельности этического комитета при Центре «Искусственная почка» в г.Сиэтл,
1964 г.
- Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) - первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке
3 декабря 1967 - южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека другому
Слайд 91969 г. врачом-психиатром Виллардом Гейлином и философом Дэниэлом Кэллахеном создан
«Хейстингский центр» (Institue of Society, Ethics and the Life Sciences).
1971 г. создание Институт этики Кеннеди (с 1979 года – часть Джорджтаунского университета), который создал первые образовательные курсы для врачей, философов и представителей других специальностей.
Слайд 10Ван Ранселер Поттер -Van Rensselaer Potter
(1911-2001)
В 1971 году в книге «Биоэтика: мост
в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал:
«Наука выживания должна
быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для её обозначения термин — биоэтика...»
Слайд 11Научные журналы по биоэтике
В настоящее время издаются десятки специализированных журналов,
регулярно публикующих материалы по биоэтике
Среди них следует упомянуть
«Cambridge Quarterly
of Healthcare Ethics. The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»;
«The Hastings Center Report»;
«The Journal of Medicine and Philosophy. A Forum for Bioethics and Philosophy of Medicine»;
«Medicine, Health Care and Philosophy. A European Journal»;
«Theoretical Medicine and Bioethics. Philosophy o f Medical Research and Practice».
В России с 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика».
Слайд 12Междисциплинарные связи биоэтики
Слайд 13Философские и этические проблемы биоэтики
морально-философские проблемы аборта;
проблемы контрацепции
и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение "в пробирке", суррогатное
материнство);
проблемы проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. с ограниченной компетентностью, напр. детей или психиатрических больных);
Слайд 14проблемы выработки дефиниции смерти;
проблемы самоубийства и эвтаназии (пассивной или
активной, добровольной или недобровольной);
проблемы отношения к умирающим больным (хосписы,
кабинеты паллиативной помощи);
проблемы вакцинации и СПИДа;
проблемы популяционной политики и планирования семьи;
проблемы междисциплинарной генетики (включая проблемы геномных исследований и манипуляций);
проблемы трансплантологии;
проблемы справедливости в здравоохранении;
проблемы экологии и ряд других.
Слайд 15Центральная проблема:
отношение к жизни и смерти, к здоровью.
Слайд 16
Этика
(от греческого «этос» – нрав, привычка; «этикос» – касающийся
нравственности) – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.
Врачебная
мораль
система обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.
Слайд 17Нравственность
сфера свободы личности, когда требования, предписываемые
общечеловеческими нормами морали совпадают с внутренними побуждениями личности
Этические ценности
врачебной морали:
милосердие, забота,
сочувствие, спасение жизни.
Слайд 18РАЗЛИЧИЯ НОРМ МОРАЛИ И НОРМ ПРАВА
НОРМЫ МОРАЛИ
-имеется свобода выбора;
-свободное принятие;
-нравственный
авторитет лиц;
-нет разделения на субъект-объектное регулирование
НОРМЫ ПРАВА
-отсутствует свобода выбора;
-прямое, косвенное
принуждение;
-официальные полномочия лица;
-имеется разделение на субъект-объектное регулирование
Слайд 20Модель Гиппократа
V – IVвв. до н. э.
часть медицинской этики,
которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных
гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества
Принцип “не навреди”.
Слайд 21 Клятва Гиппократа
“Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и
всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно,
соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах;
Слайд 22 его потомство считать своими братьями, и это искусство, если
они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого
договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Слайд 23Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими
силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и
несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной”
Слайд 24Модель Парацельса
I – XVIII вв.
форма врачебной этики, в рамках
которой нравственное отношение с пациентом рассматривается как составляющая терапевтической стратегии
поведения врача
Принцип “делай добро”.
Слайд 25Биоэтика в России
Федор Петрович Гааз (1780 – 1853)
Викентий Викентьевич Вересаев
(1867-1945)
Вячеслав Авксентьевич Манассеин (1841 – 1901)
Николай Иванович Пирогов (1810 –
1881)
Матвей Яковлевич Мудров (1772 – 1831)
Слайд 26Флоренс Найтингейл (1820 – 1910)
Внешний вид медали Флоренс Найтингейл
Анри
Дюнан (1828 – 1910)
1863 г. - эмблема Международного комитета
Красного Креста
Слайд 27Деонтологическая модель
1940-е гг.
это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной
конкретной области медицинской практики (терапии, хирургии, педиатрии и т. д.).
Принцип
“соблюдения долга”.
Слайд 28Модель современной биоэтики
2 пол. ХХ в.
это совокупность принципов, предупреждающих о
негативных последствиях биомедицинских технологий не только для человека, но и
для общества в целом.
Принцип “уважения прав и достоинства человека”
Слайд 29Принцип автономии
Автономия в биоэтике
форма личной свободы, при которой
индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением.
Слайд 30РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ БИОЭТИКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКОЙ
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: оценка действий медицинского
работника производится внутри профессионального сообщества
БИОЭТИКА: предполагает оценку действий медика не
только изнутри профессионального сообщества, но и извне, со стороны общества, под углом зрения защиты прав пациента
Слайд 31КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ???
1.Что такое профессионализм медицинского работника? Каково место этической составляющей
в нем?
2.Каковы причины возникновения биомедицинской этики?
3.Существуют ли общие черты биоэтики
в разных странах? Если да, то в чем они заключаются?