Слайд 2А.Д.Тенсли 1935 г – ввел термин экосистема
Экосистема – сообщество
живых существ вместе с физической средой обитания, функционирующее как единое
целое.
Экосистема понятие очень широкое и применимое как к естественным (тундра, океан), так и искусственным экосистемам (аквариум), поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы используется термин « биогеоценоз»
Слайд 3
В.Н.Сукачев 1942 - учение о биогеоценозе
Биогеоценоз
Биоценоз
экотоп
Фитоценоз
Зооценоз
микробоценоз
Взаимодействие компонентов биогеоценоза
осуществляется в
форме круговорота веществ
и энергии
Слайд 4экотоп – комплекс абиотических условий обитания для населения биогеоценоза
Слайд 5Биогеоценоз – исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической
среды (экотоп)
Слайд 6Биоценозы (луг, лес, болото, озеро, степь) характеризуются видовым разнообразием (
ВР)
Оно зависит
1)от географического положения
2)от климата
3)от возраста
Слайд 7Чем выше ВР, тем интенсивнее обмен веществ в экосистеме, тем
она стабильнее.
Наименее интенсивный круговорот веществ в тундре, где численность видов
невелика.
Наиболее интенсивный обмен веществ в экваториальных лесах, т.к. там огромная численность видов
Слайд 8виды средообразователи – виды, численность которых достаточно высока и от
них зависит выживаемость других видов растений и животных (сосны в
сосновом бору)
ВР – показатель благополучия, признак устойчивости биоценоза
Слайд 9Структура биогеоценоза
А) Морфологическая- определяется жизненными формами
Слайд 10Б) Пространственная – определяется ярусностью по вертикали и микрогруппировками по
горизонтали
Слайд 11В) Трофическая – пищевые связи
Компоненты биогеоценоза взаимосвязаны пищевыми отношениями
Слайд 12Основу пищевых взаимоотношений составляют цепи питания
Цепь питания – это ряд
взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему
Слайд 13Зеленые
растения
Заяц -толай
Суслик
Личинка бабочки
Пустынный
волк
Варан
Пустынный ворон
Слайд 14Типы пищевых цепей
2.Цепь разложения (детритная)
1. Цепь выедания (пастбищная)
Слайд 15Примеры цепей питания
Детрит – мелкие остатки разложившихся растений, грибов, в
водной среде
2)Останки растений и животных
+ экскременты →детрит →
перегной
1) Растения→овца→человек
Микроорганизмы осуществляют
все превращения в детритной
цепи питания
Слайд 16Из предложенных названий составьте 2 цепи питания:
Синица, гусеница берёзового шелкопряда,
пырей, скворец, листья березы, кузнечик, сокол.
Слайд 17Пырей → кузнечик → скворец → сокол
Листья березы → гусеница
берёзового шелкопряда → → синица → сокол
Слайд 19Трофические уровни
В каждой цепи питания можно выделить несколько трофических уровней
1
т.ур.- растения (продуценты)
2 т.ур. – растительноядные животные (консументы I порядка)
3
т.ур. – насекомоядные животные или хищники (консументы II порядка)
4 т.ур. – хищники (консументы III порядка)
Слайд 20Биомасса – общее количество органического вещества совокупности особей с заключенной
в них энергией
Слайд 21Правило экологической пирамиды
КОНСУМЕНТЫ IVПОРЯДКА
КОНСУМЕНТЫ III ПОРЯДКА
КОНСУМЕНТЫ II ПОРЯДКА
КОНСУМЕНТЫ I ПОРЯДКА
ПРОДУЦЕНТЫ
Слайд 22Пирамида численности
9 млн. растений→700 тыс. насекомых→ 350 тыс хищных
насекомых и пауков→3 птицы
Пирамида биомассы
1000 кг растений→100 кг тела
травоядных животных→ 10 кг тела хищников→1 кг тела вторичных хищников
Слайд 23Правило экологической пирамиды: закономерное уменьшение количества особей и их биомассы
при переходе с одного трофического уровня на другой, объясняется потерями
энергии в цепях питания
Слайд 24Перевернутая пирамида биомассы – биомасса планктона меньше биомассы животных, которые
им питаются (количество особей, составляющих планктон превышает количество животных ,
которые ими питаются)
Слайд 25Перевернутая пирамида численности- 1 дерево кормит сотни личинок насекомых (биомасса
дерева превышает биомассу насекомых)
Слайд 26Таким образом, любую экосистему характеризует две пирамиды: численности и биомассы.
В большинстве случаев они обе направлены основанием вниз.
Слайд 28Свойства экосистем
Экосистема – целостная, самовоспроизводящаяся, устойчивая система
Слайд 29Потоки вещества и энергии, связывающие живые организмы друг с другом
(цепи питания) и средой их обитания обеспечивают целостность экосистемы
Слайд 30Условия самовоспроизводства экосистемы:
способность организмов к размножению
наличие в среде пищи
и энергии
воссоздание среды обитания
Слайд 31Устойчивость экосистемы – ее способность к длительному существованию
Факторы устойчивости: ВР,
разветвленность цепей питания
Слайд 32Саморегуляция
способность к восстановлению внутреннего равновесия, после какого- либо природного
или антропогенного воздействия
Один из возможных механизмов регуляции численности
Численности растительноядных численности хищников
Численности растительноядных численности хищников
Слайд 33Таким образом, численность особей различных пищевых звеньев взаимообусловлена
Сдерживающим численность популяций
фактором является нехватка корма, территории и т.д.
Антропогенное вмешательство часто приводит
к нарушению саморегуляции (кролики в Австралии)
Слайд 34Смена экосистем ( сукцессия)
Сукцессия – закономерный и последовательный процесс, смены
сообществ на определенном участке, вызванный взаимодействием живых организмов между собой
и окружающей их абиотической средой
Слайд 36 Первичные сукцессии: возникают на субстратах, не затронутых почвообразованием
1)Поселение накипных
и листоватых лишайников на скальных породах, изменение ими субстрата
2) Поселение
на образовавшемся подобие почвы, кустистых лишайников, зеленых мхов, дальнейшее изменение субстрата
3) Поселение на образовавшейся почве высших растений
Слайд 38Вторичные сукцессии: развиваются на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения
Слайд 39Агроценозы АЦ
Это экосистемы, структуру которых создает, поддерживает и контролирует человек
в своих интересах ( поле, огород, сад, парк, лесные насаждения,
пастбище)
Слайд 43Агроценозы составляют 10% суши Земли. Дальнейшее
увеличение площадей, занимаемых агроценозами нецелесообразно.
Слайд 44Смоделируйте процесс изменений в экосистеме «Пруд»:
Если в его устойчивое сообщество
«растения→карась→щука» вселили растительноядную рыбу толстолобика;
Если из того же устойчивого сообщества
«растения→карась→щука» будет полностью отловлен карась
Слайд 45Дома:§71-73
Реферат на тему «Применение экологических знаний в практической деятельности людей»