Слайд 1Биомедицинская этика
и
медицинское право:
проблема взаимоотношений
Профессор И. В. Силуянова
Слайд 2«… Для века сего не довольно
действовать справедливо:
надобно иметь
осторожность,
чтобы буквою закона и формою
не вооружились против правды…»
Св. Филарет Московский
Мысли и изречения. М.1999,с.48.
– две основные формы регулирования человеческой деятельности
Слайд 4В чем заключается проблема соотношения
морали и права?
«Закон не
может быть не моральным. Закон всегда морален. Иначе это плохой
закон»
В. В. Путин
Послание Федеральному собранию. 2006 г.
Слайд 5Феномен преступной государственности
Феномен преступной государственности – это состояние противоречия между
нормами морали и нормами права
«Преступная государственность – это феномен воплощения
абсолютного зла в законах государства»
К. Ясперс
Слайд 6Эсхатологический смысл замены норм морали нормами права
«Для века сего не
довольно действовать справедливо:
надобно иметь осторожность,
чтобы буквою закона и
формою
не вооружились против правды»
Св. Филарет Московский
Мысли и изречения. М.1999,с.48.
Слайд 7American Medical Association
Opinion 1.02 - The Relation of Law
and Ethics
The following statements are intended to clarify the relationship
between law and ethics.
Ethical values and legal principles are usually closely related, but ethical obligations typically exceed legal duties. In some cases, the law mandates unethical conduct. In general, when physicians believe a law is unjust, they should work to change the law. In exceptional circumstances of unjust laws, ethical responsibilities should supersede legal obligations.
The fact that a physician charged with allegedly illegal conduct is acquitted or exonerated in civil or criminal proceedings does not necessarily mean that the physician acted ethically. (III)
Report: Issued prior to April 1977; Updated June 1994.
Здание штабквартиры
American Medical Association
в Чикаго
AMA Code of Medical Ethics
Слайд 8Кодекс
профессиональной этики
православного врача России
(проект)
5.3. Деятельность врача определяется христианской этикой
и действующим законодательством страны. В случаях, когда законодательство вступает в
противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны действовать, что бы изменить закон, так как традиционные моральные ценности профессиональной этики, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы. В обществе, существование которого регулируется нравственной государственной политикой, закон и мораль не должны противоречить друг другу.
Слайд 10Примеры единства БМЭ и МП
Основной принцип профессиональной врачебной этики -
"не навреди"
Основной моральный принцип -"не лжесвидетельствуй"
статьи УК РФ о "причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст.113)", о "незаконном производстве аборта" (ст.123), о "заражении ВИЧ-инфекцией"(ст.122), о "незаконном занятии частной медицинской практикой" (ст.235), о "нарушении санитарно- эпидемиологических правил( ст.236) ", о "причинении смерти по неосторожности" (ст. 109)
"Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» о праве пациента на информацию о состоянии своего здоровья, "включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения"(статья 31).
Слайд 11Примеры взаимовлияния БМЭ и МП
Принципы БМЭ являются основанием принятия конкретных
юридических законов
Принципы БМЭ рассматриваются как критерий корректности принимаемых законов, приводя
к их изменению содержания и даже смене
Ст. 60 «Клятва врача России»,ст.45 «Запрещение на эвтаназию» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан
Основываясь на рекомендациях ВОЗ Постановление Совнаркома "О порядке проведения медицинских операций» (с1937 по 1992 г.г.) было заменено Законом "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (1992 г.)
Слайд 13«Основы законодательства РФ охране здоровья граждан» (1993г.)
Преамбула: Верховный Совет РФ
принимает этот Закон “стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя
приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья”.
Над чем закрепляется этот приоритет?
«Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996) этот пробел возмещается: ”Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки”.
Приоритеты СЕ, согласно Конституции РФ (1993г.) ст.15, пункт 4, находятся в настоящее время в состоянии “прямого действия”.
Слайд 14взаимовлияние права и морали
новые биомедицинские технологии
новые
нормы права =«изобретенные» права («репродуктивные права», «сексуальные права» и т.п.)
Новые
стандарты поведения
Традиционные нормы морали
Слайд 15Международная федерация акушеров-гинекологов (FIGO)
Декларация «Этические аспекты сексуальных и репродуктивных
прав». Базель. 1997 г.
Репродуктивные права - это права на доступ
к методам регулирования рождаемости (контрацепция, аборт, стерилизация)
Сексуальные права – это права на сексуальную ориентацию и свободу сексуальных отношений
Слайд 16Противоречия между БМЭ и МП
в допущении искусственного прерывания беременности
в
не признании права на жизнь не родившегося человека
в допущении суррогатного
материнства за материальное вознаграждение
в презумпции согласия в трансплантологии
в допущении терапевтического клонирования
в допущении этически нерегламентированных методов ЭКО
Слайд 18Рабочая группа Комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной
Думы РФ
Слайд 19Нравственное отношение женщины к сохранению беременности
статья 36
«Основ законодательства РФ
об охране здоровья граждан» (№124-ФЗ) -
«каждая женщина имеет
право самостоятельно решать вопрос о материнстве»
«каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве»
Слайд 20Нравственное отношение к сохранению беременности
Поправка об обеспечении равенства прав супругов,
путем письменного согласия на аборт супруга, кроме случаев проведения аборта
по медицинским показаниям либо когда беременность
наступила
в случае
изнасилования.
Слайд 21Финансирование
Проведение аборта относится к лицензированной деятельности в рамках программы ОМС
Поправка о праве налогоплательщика не участвовать в финансировании
данного вида
медицинского вмешательства
Слайд 22Материальная поддержка беременной женщины в течение всего срока беременности
выплата женщинам,
находящимся в трудной жизненной ситуации
в целях сохранения беременности
ежемесячного пособия по беременности
в размере 2000 рублей,
которое выплачивается за период
со дня наступления 13 недели беременности
и до дня наступления отпуска по беременности и родам
Слайд 23ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
(13 утв. постановлением Правительства
РФ от 8 мая 1996 г.№567)
(4 утв. постановлением Правительства РФ
от 11 августа 2003 г. N 485 )
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа
2. Смерть мужа во время беременности
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав
6. Женщина, не состоящая в браке
7. Расторжение брака во время беременности
8. Беременность в результате изнасилования
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца
11. Многодетность (число детей 3 и более)
12. Наличие в семье ребенка-инвалида
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона
Слайд 24Проблема «социальных показаний» (до 22 недель)
1. Беременность
в результате
изнасилования
Слайд 25Помощь женщине со стороны учреждений здравоохранения сделать правильный выбор и
сохранить жизнь ее ребенка
До подписания информированного согласия на проведение аборта
медицинское учреждение бесплатно организует для женщины визуализацию плода при ультразвуковом исследовании, а при сроке беременности более 6 недель – прослушивание сердцебиения плода, а также консультации у психолога или социального работника, в ходе которой ей разъясняется право отказаться от аборта.
Слайд 26Помощь женщине со стороны учреждений здравоохранения сделать правильный выбор и
сохранить жизнь ее ребенка
В случаях сохранения жизни ребенка предусмотрена организация
безопасных для жизни и здоровья ребенка специальных мест для анонимного оставления детей после их рождения с освобождением от уголовной ответственности матери по ст.125 УК РФ
Слайд 27Медикаментозные
(не хирургические) аборты
Значительно усиливается роль и ответственность
врача, а также работников аптек в условиях возрастающего числа медикаментозных
(не хирургических) абортов. Согласно новому закону оборот лекарственных средств, используемых для проведения медикаментозного аборта, должен осуществляться только по рецепту врача того медучреждения, где беременная стоит на учете в связи с беременностью.
Слайд 28Право врача отказаться от производства аборта по нравственным и религиозным
убеждениям
Всемирная Медицинская Ассоциация.
Декларация
«О медицинских абортах»
(1983) - «основополагающий моральный принцип врача — уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия»
«… Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге»
Слайд 29 Пренатальная (дородовая) диагностика
Пренатальная диагностика проводится при наличии информированного добровольного
согласия женщины, в котором указываются цели и негативные последствия для
здоровья женщины и ребенка
Слайд 30Декларация ВМА
«О медицинских абортах» (1983 г.)
1. Основополагающий моральный принцип врача
— уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.
2. Обстоятельства,
противополагающие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.
3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.
4. Определение отношения к этому вопросу и правил его решения в данном государстве или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.
5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.
6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.
7. Исполнение положений настоящей Декларации Генеральной Ассамблеи Всемирной Медицинской Ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней»
Слайд 31Проект Федерального закона
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» 2011
г.
Статья 51 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий» (ВРТ), п.7:
Мужчина и
женщина, состоящие и не состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке, имеют право на применение методов ВРТ при наличии обоюдного добровольного информированного согласия. Одинокая женщина имеет право на применение методов ВРТ при наличии ее добровольного информированного согласия.
Слайд 34Социальные метаморфозы
нормы традиционной морали
новые биомедицинские
технологии
нормы права =«изобретенные» права
(«репродуктивные права», «сексуальные права» и
т.п.)
Новые стандарты поведения
Слайд 35Эсхатологический смысл замены норм морали нормами права
«Для века сего не
довольно действовать справедливо:
надобно иметь осторожность,
чтобы буквою закона и
формою
не вооружились против правды»
Св. Филарет Московский
Мысли и изречения. М.1999,с.48.
Слайд 36
История человечества в конце концов свершится (завершится) не тем,
что наступят войны, падут великие державы, возникнет мировое государство,
но
тем основанием, по которому это станет возможным.
И это основание – «обменнные процессы» в человеческом сознании.
Они проявляются в отрицании моральной реальности
Синайского Откровения, в стремлении установить
иной (антихристианский) порядок бытия, навязать новые стандарты поведения,
иной (антихристианский) строй и образ жизни.
Слайд 37ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОЦИАЛЬНЫХ МЕТАМОРФОЗ
Каковы механизмы «обменных процессов» человеческого сознания?
Один из них – это путь
подмены религиозной морали «секулярным» правом.
Слайд 38Резолюция
Международного форума «Этика и милосердие врачебного сообщества»
и
III Всероссийского съезда православных
врачей
…«О необходимости доведения до депутатов ГД, представляющих
регионы РФ позиции избирателей о морально-правовой защите прав человека в связи с законопроектом «Об основах охраны здоровья граждан РФ» по вопросам:
Защиты человеческой жизни до рождения
Защиты традиционной семьи от последствий аморальной регламентации применения искусственного оплодотворения»
...«Съезд обращает внимание депутатов Государственной Думы
на необходимость законодательных мер преодоления демографического и нравственного кризиса и приведения законов России в соответствии
с традиционными для России моральными ценностями»