блоков:
1. Потребительские сегменты
2. Ценностное предложение
3. Каналы сбыта
4. Взаимоотношения с
клиентами
5. Потоки поступления дохода
6. Ключевые ресурсы
7. Ключевые виды деятельности
8. Ключевые партнеры
9. Структура издержек
Формализация бизнес-модели
Какие ценности мы предлагаем потребителю?
Какие проблемы помогаем решить клиентам?
Какие потребности удовлетворяем?
Какой набор товаров и услуг мы можем предложить каждому потребительскому сегменту?
Некоторые элементы, из которых складывается ценность продукта или услуги для потребителя:
1. Новизна.
2. Производительность.
3. Изготовление на заказ.
4. Дизайн.
5. Бренд/статус.
6. Цена.
7. Сокращение расходов.
8. Снижение рисков.
9. Доступность.
10. Удобство при использовании
Какие каналы взаимодействия были бы желательны для наших потребительских сегментов?
Как мы взаимодействуем с ними сейчас?
Как связаны наши каналы между собой?
Какие из них наиболее эффективны?
Какие более выгодны?
Основные каналы сбыта:
- Прямые / - Непрямые
Этапы сбыта:
1. Информационный. Как мы повышаем осведомленность потребителя о товарах и услугах нашей компании?
2. Оценочный. Как мы помогаем клиентам оценивать ценностные предложения нашей компании?
3. Продажный. Каким образом мы предоставляем клиентам возможность приобретения определенных товаров и услуг?
4. Доставка. Как мы доставляем клиентам наши ценностные предложения?
5. Постпродажный. Как мы обеспечиваем клиентам постпродажное обслуживание?
Отношений какого типа ждет каждый потребительский сегмент?
Какие отношения установлены? Каких расходов они требуют?
Как они интегрированы в общую схему бизнес-модели?
Типы взаимоотношений с клиентами:
1. Персональная поддержка.
2. Самообслуживание.
3. Автоматизированное обслуживание.
4. Сообщества.
5. Совместное создание
За что клиенты действительно готовы платить?
За что они платят в настоящее время?
Каким образом платят?
Как они предпочли бы платить?
Какую часть общей прибыли приносит каждый поток поступления доходов?
В бизнес-модели могут существовать два типа потоков доходов:
- доход от разовых сделок;
- регулярный доход от периодических платежей.
Способы генерирования дохода:
1. Продажа активов.
2. Плата за использование.
3. Оплата подписки.
4. Аренда/рента/лизинг.
5. Лицензия.
6. Брокерские проценты.
7. Реклама
Какие ключевые ресурсы нужны для наших ценностных предложений? Наших каналов сбыта? Взаимоотношений с клиентами? Потоков доходов?
Классификация основных ресурсов:
1. Материальные ресурсы.
2. Интеллектуальные ресурсы.
3. Персонал.
4. Финансы
Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения? Наши каналы сбыта?
Наши взаимоотношения с клиентами?
Наши потоки поступления доходов?
Классификация основных видов деятельности:
1. Производство.
2. Разрешение проблем.
3. Платформы
Кто является нашими ключевыми партнерами?
Кто наши основные поставщики?
Какие ключевые ресурсы мы получаем от партнеров?
Какой ключевой деятельностью занимаются наши партнеры?
Можно выделить четыре типа партнерских отношений:
1. Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями.
2. Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами.
3. Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов.
4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.
Основные методы создания партнерских отношений:
1. Оптимизация и экономия в сфере производства.
2. Снижение риска и неопределенности.
3. Поставка ресурсов и совместная деятельность
Какие наиболее важные расходы предполагает наша бизнес-модель?
Какие ключевые ресурсы наиболее дороги?
Какие ключевые виды деятельности требуют наибольших затрат?
По структуре издержек имеет смысл разделить бизнес-модели на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности.
Структура издержек:
1. Фиксированные издержки — издержки, которые остаются неизменными вне зависимости от объема товаров или услуг.
2. Переменные издержки — издержки, которые меняются в зависимости от объема товаров или услуг
Для кого мы создаем ценностное предложение?
Какие клиенты для нас наиболее важны?
Основные типы потребительских сегментов:
1. Массовый рынок. предложение товаров широкого потребления, без различий между потребительскими сегментами.
2. Нишевой рынок. БМ ориентированы на особые потребительские сегменты.
3. Дробное сегментирование. Некоторые БМ выделяют сегменты рынка, незначительно отличающиеся по потребностям и запросам.
4. Многопрофильное предприятие. обслуживает два совершенно разных потребительских сегмента с различными потребностями и запросами.
5. Многопрофильные платформы. обслуживают два или больше взаимосвязанных потребительских сегмента