Слайд 1Бизнес-планирование финансовой состоятельности предприятия
Автор-составитель:
к. э. н., доцент
Конев Иван Петрович
Слайд 2Содержание
1. Методические рекомендации по составлению планов финансового оздоровления.
1.1. Общая характеристика
предприятия
1.2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления
1.3. Анализ финансового состояния
предприятия
1.4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
1.5. Рынок и конкуренция
1.6. Деятельность в сфере маркетингово предприятия
1.7. План производства
1.8. Финансовый план
2. Советы по оформлению бизнес-плана
3. Понятие конкурентоспособности
4. Маркетинговый раздел бизнес-плана
5. Общая последовательность анализа и оценки эффективности бизнес-плана
Глоссарий
Тест
Список Литературы
Слайд 3План финансового оздоровления (бизнес-план) направлен на восстановление платежеспособности и поддержание
эффективной деятельности с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения
санационных мероприятий.
Слайд 41. Методологические рекомендации
по составлению планов финансового оздоровления
(бизнес-планов)
1.1. Общая характеристика предприятия.
ОКПО,
СОАТО, ОКОНХ, СООГУ, СКФС, присвоенные предприятию соответствующим органом государственной статистики.
свидетельство
о регистрации, выданное органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий.
справка, полученная от Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных управлений. Справка является приложением к плану финансового оздоровления.
номер расчетного счета предприятия, МФО, наименование, корреспондентский счет в РКЦ (ГУ) Центрального банка Российской Федерации, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие.
ссылка
Слайд 5 наименование и адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие. Здесь
же приводится дата и номер регистрации предприятия в налоговой инспекции.
наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия.
- сведения о должностных лицах предприятия (от руководителя предприятия до руководителя структурного подразделения включительно):
- Фамилия, Имя, Отчество;
- номер телефона, факса;
- возраст (в годах):
- образование и квалификация с указанием учреждения, выдавшего диплом;
- предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности:
- срок работы на данном предприятии.
Слайд 61.2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления
срок реализации плана в
месяцах.
общую сумму необходимых предприятию финансовых средств, так и требуемую государственную
финансовую помощь.
срок погашения государственной финансовой помощи в месяцах и дата окончательного погашения государственной финансовой помощи.
финансовый результат реализации плана: погашение просроченной кредиторской задолженности, увеличение активов предприятия, восстановление платежеспособности предприятия, поддержание эффективной хозяйственной деятельности.
наименование агента Правительства, через которого будет осуществляться государственное финансирование санационных мероприятий, а также номер его расчетного счета, МФО, корреспондентский счет в РКЦ (ГУ) Центрального банка Российской Федерации, почтовый и юридический адрес.
ссылка
Слайд 71.3. Анализ финансового состояния предприятия.
учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных
операций и оценки имущества.
сводную таблицу финансовых показателей предприятия, прилагаемую в
виде приложения к плану финансового оздоровления, анализ финансово-хозяйственной деятельности и выводы о причинах, приведших предприятие к неплатежеспособности.
Финансовые показатели сгруппированы в следующем порядке:
а) коэффициенты ликвидности;
б) коэффициенты устойчивости;
в) коэффициенты деловой активности:
г) коэффициенты прибыльности.
ссылка
Слайд 8Коэффициенты ликвидности:
1. Коэффициент текущей ликвидности
где:
ПА - итог раздела II
актива баланса; IIIA - итог раздела III актива баланса;
МП -
итог раздела II пассива баланса.
где:
ША - итог раздела III актива баланса;
МП - итог раздела II пассива баланса.
а.З. Запасы/Чистые оборотные средства,
где:
Запасы - итог раздела II актива баланса
Чистые оборотные средства
- разность между суммой итогов II и III разделов актива баланса и краткосрочной кредиторской задолженностью.
2. Коэффициент абсолютной ликвидности
Слайд 9Коэффициенты устойчивости:
где:
1П - итог раздела I пассива баланса; IA -
итог раздела I актива баланса; ПА - итог раздела II
актива баланса; ША - итог раздела III актива баланса.
Слайд 10Коэффициенты деловой активности:
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала
где:
N - выручка
от реализации продукции (работ, услуг)
Вср - средний за период итог
баланса.
Z г ср - средняя за период величина готовой продукции.
2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции
Слайд 11З. Коэффициент оборачиваемости дебиторской
задолженности
где:
Га.ср - средняя за период дебиторская
задолженность.
4. Средний срок оборота дебиторской задолженности
Слайд 125. Коэффициент оборачиваемости общей задолженности
6. Средний срок оборота общей задолженности
7.
Коэффициент оборачиваемости собственных средств
где:
Ис.ср -средняя за период величина источников собственных
средств предприятия по балансу.
где:
Га.ср - средняя за период дебиторская задолженность.
Слайд 13Коэффициенты прибыльности:
1. Норма балансовой прибыли
2. Чистая норма прибыли
4. Доход на
остаточную стоимость основных средств.
Чистая норма прибыли = Прибыль после уплаты
налогов/Чистый объем продаж
З. Общий доход на активы
Доход на остаточную стоимость основных средств определяется как отношение прибыли после уплаты налогов к остаточной стоимости основных средств.
Слайд 141.4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
В качестве мероприятий, способствующих восстановлению
платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуется использовать следующие:
- смена руководящего звена предприятия;
- инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершенного строительства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
- прогрессивные технологии, механизация, автоматизация производства:
- совершенствование организации труда;
- капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
ссылка
Слайд 151.5. Рынок и конкуренция
В
данном разделе содержатся сведения об отрасли, в которой работает данное
предприятие: история развития, современное положение, перспективы развития.
Так же дается характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, сообщаются средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок.
Характеристика рынков и сегментов рынков содержит информацию о наименовании рынка и его сегментов, сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке, о количестве потребителей, об объемах, приходящихся на отдельных потребителей, о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него.
ссылка
Слайд 161.6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия
В данном
пункте описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в
соответствие с ситуацией на рынке. В соответствии с этим предприятие подробно характеризует следующие положения: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста предприятия; каналы распределения продукции, коммуникации.
В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий по: проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.
Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со следующей схемой:
ссылка
Слайд 18Предприятие, описывая стратегию маркетинга, дает характеристику каналов распределения.
Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская
работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Слайд 19 После каналов распределения в пункте описывается система маркетинговых коммуникаций, т.
е. комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя. Система маркетинговых
коммуникаций включает в себя следующий набор элементов:
-реклама;
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг;
- паблик рилейшнз;
- решения, принимаемые службой маркетинга.
Слайд 20Реклама
При описании такого элемента как реклама, предприятие указывает
тип и средства распространения применяемой рекламы. Реклама подразделяется на товарную
и фирменную.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
- пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
- печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т. п.);
- наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т. п.);
- реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);
- экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
- радиореклама.
Слайд 21Стимулирование
При характеристике такого элемента системы маркетинговых коммуникаций как стимулирование
сбыта предприятие описывает используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей,
продавцов и посредников:
- направленное на покупателей, заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды;
направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей;
направленное на продавцов, на достижение этими людьми высоких показателей в работе.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда: на рынке много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами; нужно защитить позиции предприятия на рынке при переходе товара на стадию зрелости; товар впервые вводится на рынок; товары продаются методом самообслуживания или посылочной торговли
Слайд 22Прямой маркетинг
Наиболее эффективен тогда, когда: предприятие
небольшое и его возможности проведения работ по полному комплексу маркетинговых
коммуникаций ограничены; покупатели сконцентрированы на одной территории, требуется демонстрация товара в действии; стоимость единицы продукции высока; товар невозможно сбыть никаким другим путем, товар приобретается через равномерные промежутки времени; товар требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика; товар входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых и внесении соответствующей доплаты.
Слайд 23Паблик рилейшнз
В плане финансового оздоровления обязательно
описывается паблик рилейшнз - организация общественного мнения.
Основная задача паблик
рилейшнз - создание и сохранение имиджа предприятия.
Для решения этой задачи используются следующие элементы: пропаганда, отклики прессы, использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации, организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы, опубликование годовых отчетов предприятия.
Слайд 24Описание решений, принимаемых службой маркетинга
Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно
разделить на:
- открытые, которые доводятся до сведения, клиентов.
Это могут быть решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях маркетинга и предприятия;
- закрытые, которые также принимаются службой маркетинга, но некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга
Говоря о решениях, принимаемых службой маркетинга, необходимо сказать об утечке информации. Она может быть следствием промышленного или коммерческого шпионажа, либо специально организована для оказания нужного влияния на конкурентов и других клиентов предприятия. Промышленный или коммерческий шпионаж - метод недобросовестной конкуренции.
Слайд 25Продукт (услуга)
В описание продукта входят такие
сведения как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения
о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:
- защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицензиара?
- защищен ли товар (изобретение) в странах предполагаемой территории осуществления проекта?
- защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рынках?
- каков объем прав по патентам лицензиара?
- касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части?
- достаточно ли сильны пункты формулы изобретения (возможны ли обход или аннулирование патента)?
- касаются ли пункты формулы изобретения одновременно способа и устройства?
- защищена ли конкурентная продукция?
- могут ли конкуренты производить и продавать свою продукцию, не нарушая ваших патентных прав?
Концепция жизненного цикла продукта исходит из того, что любое изделие, какими бы потребительскими свойствами оно ни обладало, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным, продуктом.
Слайд 26Жизненный цикл продукта
Жизненный цикл продукта состоит
из следующих стадий:
- внедрение (на этой стадии торговля убыточна: объем
продаж низок, маркетинговые расходы велики);
- рост (признание покупателями продукта и быстрое увеличение спроса на него: растет объем продаж, прибыль, расходы на рекламу несколько стабилизируются);
- зрелость (большинство покупателей уже приобрело продукт. Поэтому темпы роста продаж падают, прибыль начинает снижаться из-за увеличения расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия);
- насыщение (несмотря на принятые меры рост продажи больше не наступает. Прибыль торговли, однако, увеличивается из-за уменьшения расходов на производство: полное освоение технологии и снижение брака);
- спад (период резкого снижения продажи, а затем и прибыли).
Предприятие на основе изменений темпа продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время его продукт, и сообщает об этом в плане финансового оздоровления.
Слайд 271.7. План производства
Целью расширения предприятия является увеличение
его производственной мощности (производительности, пропускной способности, вместимости зданий или сооружений.
Увеличение
производственных мощностей предприятия может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов, а именно:
- за счет прироста производственных мощностей в результате мероприятий по техническому перевооружению;
- за счет ввода в действие производственных мощностей за счет реконструкции;
- за счет ввода в действие производственных мощностей путем расширения действующих и строительства нового предприятия, объекта.
ссылка
Слайд 28Расчет потребности в материальных ресурсах и производственных запасах.
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах
являются предусматриваемые объемы выпуска продукции и услуг, а также нормативная база потребности в материальных ресурсах на единицу продукции, сложившаяся в базовом периоде.
Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т. е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражениях по видам ресурсов (с учетом индекса роста цен).
Величина производственного запаса обосновывается его нормой, представляющей средний в течение года запас материалов в днях его среднесуточного потребления, и рассчитывается на конец года как переходящий запас. Размер переходящего запаса по i-му материалу (в днях):
где:
Q - потребность в i-м материале на период;
М - норма переходящего запаса i-ro материала, дни;
Дн - число дней в году.
Норма переходящего запаса определяется суммой среднего, текущего и страхового запасов.
Слайд 291.8. Финансовый план
Остаточная стоимость денежных потоков за
пределами планируемого периода - стоимость всех денежных потоков, которые могут
быть получены по истечении планируемого периода (п лет). Определяется с помощью так называемой модели Гордона:
1) предполагается, что темпы прироста денежного потока стабилизируются за пределами планового периода (q);
2) денежный поток первого года после прогнозного периода ((п + 1)-го года) - (CF ) - рассчитывается как произведение
п + 1 денежного потока последнего года прогнозного периода (CF ) на темп
п роста (1 + q);
3) остаточная стоимость денежных потоков за пределами планируемого периода рассчитывается как частное от деления денежных потоков в остаточный период (CF ) на разность между
п + 1 ставкой дисконта (г) и темпом прироста денежных потоков (q).
ссылка
Слайд 30 На основе предположения о продаже предприятия по прошествии планируемого периода
реализации проекта остаточная стоимость принимается равной ликвидационной.
Остаточная (ликвидационная) стоимость должна
быть дисконтирована с коэффициентом дисконтирования (коэффициентом текущей стоимости), рассчитанным для конца года в отличии от денежных потоков планируемого периода, которые дисконтируются с коэффициентом дисконтирования для середины года.
Текущая (настоящая, дисконтированная, приведенная) стоимость -величина денежных средств в нулевой момент времени, т. е. в момент инвестирования.
Текущая (дисконтированная) стоимость остаточной стоимости денежных потоков за пределами планируемого периода - стоимость всех денежных потоков за пределами прогнозного периода, приведенная к нулевому моменту времени.
Будущая стоимость - величина денежных средств, рассчитанная с помощью применения метода сложного процента по отношению к текущей стоимости. Текущая приведенная стоимость равна будущей стоимости, умноженной на коэффициент
Слайд 31 называемый коэффициентом дисконтирования (коэффициентом текущей стоимости), где
п - число лет, г - выбранная ставка дисконта.
Коэффициент дисконтирования
(коэффициент текущей стоимости) может рассчитываться как для конца года:
где:
п - число лет, г - выбранная ставка дисконта; так и для середины года:
где:
n - число лет, г - выбранная ставка дисконта.
Слайд 32Ставка дисконта - это норма прибыли, которую инвесторы обычно получают
от инвестиций аналогичного содержания и степени риска. Это требуемый инвестором
уровень доходности инвестиций.
Чистая текущая приведенная стоимость (NPV) - это разница (сальдо) между инвестиционными затратами и будущими поступлениями, приведенными в эквивалентные условия, т. е. это разность между приведенными стоимостями поступлений и отчислений денежных средств. NPV показывает, достигнут ли инвестиции желаемого уровня отдачи:
положительное значение NPV показывает, что денежные поступления превышают сумму вложенных средств, обеспечивают получение прибыли выше требуемого уровня доходности;
- отрицательное значение NPV показывает, что проект не обеспечивает получения ожидаемого уровня доходности.
Внутренняя норма прибыли (внутренний предельный уровень доходности - IRR) - специальная ставка дисконта, при которой суммы поступлений и отчислений денежных средств дают нулевую чистую текущую приведенную стоимость, т. е. приведенная стоимость денежных поступлений равна приведенной стоимости отчислений денежных средств.
Слайд 33Разработка финансового раздела плана финансового оздоровления
Разработка финансового
раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по восстановлению платежеспособности и поддержанию
эффективной хозяйственной деятельности) исходит из посылки, что выделение средств в целях оказания государственной финансовой поддержки предполагает оценку его экономической эффективности как инвестиционного проекта.
Слайд 34Общий подход.
Инвестирование представляет собой покупку ожидаемого в будущем притока
денежных поступлений, и анализ экономической эффективности инвестиционного проекта позволяет ответить
на вопрос: будет ли приток денежных поступлений достаточно велик, чтобы оправдать эти инвестиции.
Характерной чертой инвестиционного проекта является то, что вкладываются денежные средства сегодня с тем, чтобы возместить их и получить некоторую дополнительную сумму в будущем, т. е. предполагается возврат инвестиций - возмещение инвестированной суммы - и доход на инвестиции - приток доходов сверх вложенной суммы на протяжении периода функционирования капитала.
Слайд 35Необходимо учитывать: определенная сумма средств предполагается для инвестирования в настоящий
момент при условии, что результатом будет приток денежных поступлений в
последующие годы. Появляются два отнюдь не одинаковых типа величин денежных средств. Во-первых, имеются средства, идущие на инвестиции, которые представляются в полном объеме в начале осуществления проекта. Момент вложения этих средств в аналитических целях называется нулевым моментом времени. Во-вторых, имеется ожидаемый поток денежных поступлений на протяжении нескольких лет в будущем как результат этих инвестиций. Эти два вида величин не могут сравниваться непосредственно, т. к. возникают они в разные моменты времени, для корректного сравнения необходимо сведение этих двух сумм к эквивалентным величинам, рассчитанным на один и тот же момент времени, называемый нулевым.
Величина предполагаемых начальных инвестиций не корректируется, т. к. она выражена в стоимости нулевого момента времени или текущей стоимости, если инвестирование происходит единожды в начале реализации проекта; стоимость же средств, инвестированных в течение периода осуществления проекта, должна быть приведена к нулевому моменту времени.
Слайд 36
Исходные данные для расчета Финансового плана формируются на основе следующих
разделов Плана финансового оздоровления:
- раздел 5
"Рынок и конкуренция";
- раздел 6 "Деятельность в сфере маркетинга предприятия" (определяют потребности рынка в том или ином виде продукции и его объеме по цене, сложившейся на рынке);
- раздел 7 "План производства" (определяет возможности предприятия по выпуску в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребности рынка).
Слайд 37На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых
результатов.
1) Выручка от реализации продукции определяется на
основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции.
2) Прогнозирование объемов продаж учитывает результаты маркетинговых исследований - рассматривается ожидаемый ежегодный прирост производства продукции, а также возможности предприятия, т. е. производственные мощности. Оценка прироста производства продукции должна исходить из анализа перспектив развития отрасли и ретроспективных тенденций развития предприятия.
3) Оценка ежегодного роста цен на продукцию предприятия основывается на макроэкономических и отраслевых исследованиях, а также на данных о росте цен в прошлые годы (для прогнозных расчетов используются данные Госкомстата).
Слайд 38Виды источников финансирования
Путем сопоставления рассчитанной на проект финансового оздоровления потребности
в дополнительных инвестициях и источников финансирования (покрытия) этой потребности определяется
размер государственной финансовой поддержки. В качестве источников финансирования рассматриваются:
1) Акционерный капитал - если предполагается увеличение акционерного капитала в течение периода реализации проекта (п лет);
2) Привлеченный капитал - если предполагается использование долгосрочных кредитов и займов, краткосрочных кредитов и займов (за исключением средств государственной финансовой поддержки);
3) Прочие источники финансирования, например, текущие (краткосрочные) пассивы, такие как задолженность по оплате труда, по имущественному и личному страхованию, по расчетам с бюджетом.
Слайд 39
При оценке эффективности вложений в функционирующее предприятие следует учитывать, что
получаемые денежные потоки являются результатом функционирования не только выделенных средств
госфинподдержки, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.
Слайд 40
2. Советы по оформлению бизнес-плана
Бизнес-план- это рекламный документ, представляющий как
вас, так и ваш бизнес.
Составьте ваш план таким образом,
чтобы инвесторы могли легко отыскать в нем интересующие их параграфы. На первой странице плана следует поместить содержание.
Необходимо также предусмотреть какое-либо функциональное разделение глав. Использование таблиц, диаграмм и графиков обычно способствует более полному восприятию информации. При составлении большинства планов для представления финансовой информации часто используют развороты.
Некоторые бизнесмены нумеруют каждый экземпляр. Другие при первом знакомстве с потенциальным инвестором снабжают его кратким обзором или сводкой данных и только в том случае, если инвестор выразил свою заинтересованность, представляют ему детальный план. Перед тем, как послать составленный план потенциальным инвесторам, вам необходимо ознакомить с ним всех членов вашей команды, а также получить от своего бухгалтера подтверждение того, что все финансовые выкладки в порядке. Нет ничего хуже, если при деловой встрече с потенциальным инвестором (напрямую или косвенно - почтой, через факс, e-mail ) он сам укажет вам на сделанные вами ошибки.
ссылка
Слайд 413. Понятие конкурентоспособности
Совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при
котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара
условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
ссылка
Слайд 42
Ценовая конкурентоспособность товаров, произведенных в стране, определяется реальным, а не
номинальным обменным курсом. В частности, вполне возможна ситуация, когда изменения
номинального обменного курса компенсируются изменениями уровня внутренних цен, так что реальный обменный курс и, следовательно, конкурентоспособность остаются неизменными. Например, снижение на 5 % номинального обменного курса не повлияет на реальный обменный курс, если оно сопровождается повышением внутренних цен на те же 5 % (по сравнению с мировыми ценами).
Слайд 43Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических,
технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с
другими аналогичными товарами на рынке.
Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара- конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
Слайд 44
Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он
перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как
внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.
Коммерческие условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности товаров, относятся:
Ценовые показатели - показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары.
Показатели, характеризующие особенности действующей на рынке, производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
Слайд 45
Напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые
на себя
изготовителем товара гарантии и ответственность за
выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание
Конкурентоспособность товара — понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров- конкурентов.
При оценке конкурентоспособности экспортируемых отечественных товаров необходимо учитывать наличие таких факторов, как недостаточность технической и экономической информации, так как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей сбыта товара; отсутствие объективной оценки уровня издержек потребления у конкурентов и т.д. Влияние этих факторов должно быть по возможности сведено к минимуму.
Слайд 464. Маркетинговый раздел бизнес-плана
Цель маркетингового раздела бизнес – плана разъяснить
как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на
обстановку, складывающуюся на нём, чтобы обеспечить сбыт товаров и услуг.
ссылка
Слайд 47Общая стратегия маркетинга
Здесь необходимо описать рыночную философию и
стратегию предприятия исходя из особенностей продукции и каналов её реализации
в определённом сегменте рынка.. Целесообразно включить в этот документ, например, описание потребителей, которые уже являются клиентами предприятия или на которых будут направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позже, указать, как потенциальные потребители в этих группах будут выявлены и как вы на них выйдете; какие особенности продуктов и услуг.
Необходимо проинформировать потенциального инвестора, как будет реализовываться продукция (услуги) на начальном этапе (на мировом, национальном или только региональном рынке), и объясните почему; приведите планы увеличения объемов продаж в будущем, выявить сезонные колебания в продажах, наметить, что может быть сделано для продаж продукции вне сезона. Если возможно, необходимо описать планы получения правительственных контрактов как способа развития производства продукции.
Слайд 48Ценообразование
В этом разделе должна быть представлена информация о том,
какова стратегия предприятия в области цен в сравнении ее с
ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат ваших потребителей. Руководитель должен дать оценку прибыли и показать , будет ли она достаточна для покрытия затрат, определить , каковы гарантии для потребителей, если необходимо, подготовку персонала, ценовые преимущества.
Дополнительно надо пояснить, в какой степени цены помогут фирме:
-проникнуть на рынок;
-сохранить и увеличить вашу долю рынка в условиях конкуренции;
-получить достаточную прибыль.
Слайд 49Тактика реализации продукции
В данном подразделе нужно описать методы реализации
(например, собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые могли бы
быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе, включив описание любых специальных требований для реализации продукции .
Эффективным средством является представление анализа сравнительной эффективности разных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.д., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области, описание того, как будут выбраны посредники и торговые представители фирмы если вы их используете, когда они начнут свою деятельность; регионы, где они будут действовать; рост числа помесячного и ожидаемого объема продаж каждого из них.
Слайд 50Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
Если предприятие будет предлагать товар, который требует послепродажного обслуживания,
предоставления гарантий или обучения персонала покупателя, разработчики бизнес – плана должны оценить степень их важности для покупателя и описать, предполагается решать эти проблемы.
Слайд 51Реклама и продвижение товара на рынок
Производители оборудования должны рассказать
о своих планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения
рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок.
Производители товаров народного потребления должны указать, какой тип рекламной кампании им больше подходит. В каких ярмарках и выставках они собираются участвовать и где будут размещать рекламные объявления и щиты. Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок.
Слайд 52Реализация продукции
В данном разделе содержится описание методов и каналов реализации
продукции, указание суммы транспортных расходов как процента от цены –
основные вопросы этого раздела.
Слайд 53 В заключении необходимо дать обобщенную схему маркетинга
по реализации производимой фирмой продукции. Обобщенная схема маркетинга любой инновации
представлена на рисунке. Из схемы видно, что маркетинг инноваций - это многоступенчатое и сложно иерархическое явление. При анализе инновационных проектов учет всех факторов маркетинговой деятельности является необходимым условием успеха.
Слайд 545. Общая последовательность анализа и оценки эффективности бизнес-плана
1.Предварительная экспертная оценка
2.Маркетинговый анализ
3.Техническая оценка
4.Финансовая оценка
5.Институциональный анализ
6.Оценка внешних
факторов
7.Оценка рисков
Слайд 55Предварительная экспертная оценка бизнес-плана
Включает оценку состояния отрасли экономики (1-й
критерий оценки), к которой принадлежит предприятие-разработчик бизнес-плана, и сравнительное положение
предприятия в рамках отрасли (2-й критерий оценки).
Оценка состояния отрасли проводится, относя ее к оному из 4-х состояний:
эмбриональному (например, солнечная энергетика и др.);
растущему (например, производство DVD-дисков и др.);
зрелой (производство часов и др.);
стареющему (кораблестроение и др.).
ссылка
Слайд 56Анализ коммерческой выполнимости проекта (маркетинговый анализ)
Первоначально определяется нацеленность проекта на внутригосударственный или международный рынок и
его совместимость с внутренней или внешней политикой государства. В случае несовместимости проект должен быть отклонен.
Маркетинговый анализ состоит из следующих блоков:
- анализ рынка;
- анализ конкурентной среды.
В процессе анализа рынка выявляется потенциальный покупатель, причины покупки продукта (услуги) и способ проведения покупки. Маркетинговый анализ должен включать в себя прогнозирование спроса.
Оценка конкурентной среды должна выявить уже существующих конкурентов предприятия, оценить возможность и значение вхождения в рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей, влияние на конкурентную среду институциональных ограничений.
ссылка
Слайд 57Техническая оценка эффективности бизнес-плана
В задачу технической оценки эффективности бизнес-плана
проекта входят:
определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей
проекта;
анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;
проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
ссылка
Слайд 58Финансовая оценка бизнес-плана
Общая схема
проведения финансовой оценки бизнес-плана:
анализ финансового состояния
предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия;
оценка окупаемости проекта в течение срока его реализации.
Оценка окупаемости проекта в течение срока его реализации.
При оценке окупаемости проекта в течение срока его реализации анализируются денежные потоки, которые получаются в результате реализации проекта. Объем денежных потоков должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом временной стоимости денег. Проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если генерируемый от размещения облигационного займа суммарный денежный поток покрывает величину требуемой нормы доходности с учетом временной стоимости денег.
ссылка
Слайд 59Эффективность капитальных вложений определяется следующими методами:
метод чистого современного значения
инвестиционного проекта (NPV);
внутренней нормы прибыльности (IRR).
Метод чистого современного значения
(NPV-метод)
NPV=[сумма]CF(k)/((1+r)^k)
CF- чистый денежный поток
r - стоимость привлеченного капитала
Термин "чистый денежный поток" предполагает, что каждая сумма, водящая в него, определяется как алгебраическая сумма входных и выходных потоков.
Слайд 60Институциональный анализ
Роль институционального анализа в оценке возможности успешного выполнения бизнес-плана
с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Задача институционального
анализа - оценка совокупности внутренних и внешних факторов, сопровождающих реализацию бизнес-плана.
Экспертная оценка внутренних факторов:
1. Анализ возможностей менеджмента:
опыт и квалификация менеджеров предприятия;
мотивация менеджеров в рамках реализации бизнес-плана;
совместимость менеджеров с целями проекта.
2. Анализ трудовых ресурсов (соответствие уровню используемых технологий).
3. Анализ организационной структуры (анализ процесса принятия решений, распределение ответственности).
ссылка
Слайд 61Оценка внешних факторов
Данный пункт предполагает оценку
благоприятности политико-правовой и макроэкономической среды реализации бизнес-плана.
ссылка
Слайд 62Оценка рисков
Основные виды риска инвестиционного проекта:
производственный риск - связан
с возможностью невыполнения предприятием своих обязательств перед заказчиком;
финансовый риск
- возможность невыполнения финансовых обязательств перед инвесторами вследствие использования для финансовой деятельности заемных средств;
инвестиционный риск - возможность обесценивания инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных, так и из приобретенных ценных бумаг;
рыночный риск - возможное колебание рыночных процентных ставок на фондовом рынке и курсов валют;
политический риск - возможные убытки от нестабильной политической ситуации.
ссылка
Слайд 63Оценка риска реализации бизнес-плана производится по следующей схеме:
1. Выбор
наиболее неопределенных и рисковых параметров бизнес-проекта (снижение объемов продаж, снижение
цены продаж, повышение себестоимости единицы товара и т.д.).
2. Проведение оценки эффективности проекта для предельных значений каждого параметра, вычисление NPV и IRR для различных условий реализации проекта.
3. Анализ сценариев реализации бизнес-плана:
оптимистического;
базового (нормального);
пессимистического.
В основе вывода о возможности положительной реализации проекта должен лежать пессимистический сценарий.
Слайд 64 Глоссарий
- Тест
- Список Литературы
ссылка
ссылка