Слайд 1Борис Леонидович
Пастернак
(1890-1960)
Слайд 4«Гамлет ХХ века»:
(трагическая судьба Б. Л. Пастернака (1890 – 1960))
Слайд 6Борис Леонидович Пастернак
(1890-1960)
Русский поэт и прозаик
родился 29
января 1890 года в Москве в известной в
Москве в еврейской семье.
Отец поэта, Леонид
Пастернак, был
академиком живописи, а
мать, урожденная Роза
Кауфман, известная
пианистка.
Слайд 7Отец
Л.О. Пастернак
(художник)
Мать
Р.И. Кауфман
(пианистка)
Слайд 8Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками
(И. Левитаном,
В. Поленовым,
М. Нестеровым,
С. Ивановым, Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н. Толстой.
Слайд 9Друзья и гости семьи родителей Б.Пастернака
Л.Н.Толстой М.А.Врубель
А.Н.Скрябин
(писатель) (художник) (композитор)
Слайд 10В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся
музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные
им сонаты для фортепиано).
Скрябин – учитель музыки
Б. Пастернака
Слайд 11В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и
из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на
всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора.
Слайд 12В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл
на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912
года изучал философию в Марбургском университете в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург».
В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг. С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.
Слайд 15После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы
в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время
он начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.
Слайд 16Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»),
а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в
котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.
Слайд 17Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочащая слякоть
Весною
черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись
туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912
Слайд 18Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую
Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается
активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с Мариной Цветаевой.
В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.
Слайд 19В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой.
В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского
и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.
Слайд 20Пастернак - переводчик
В 1930-е Пастернака почти не печатают.
Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами.
Трагедии Шекспира,
«Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты.
Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.
ДЖОН КИТС
Слайд 211942—1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям,
в том числе дочери Марины Цветаевой.
Военные годы
Слайд 22Военные годы
В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи
о войне», включённый в книгу «На ранних поездах»
После
войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и «Избранные стихи и поэмы» (1945).
1943 г. Во время поездки на фронт
в составе группы писателей
Слайд 23«Доктор Живаго»
В 1930-1940 Пастернак мечтает о настоящей большой прозе,
о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». И вот
с 1945 по 1955 в муках рождается роман «Доктор Живаго», во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине 20 в., особенно в годы Гражданской войны.
Слайд 24«Доктор Живаго»
Во время написания романа Пастернак не
раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки",
"Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет".
Главный персонаж, Юрий Живаго, - лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа.
Слайд 27Б. Пастернак. Гул затих. Я вышел на подмостки (исп. Владимир
Высоцкий)
Слайд 29Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду
прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве
известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства.
Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.
Слайд 30С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание
Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была
предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.
Слайд 31Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные
достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций
великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время литературными критиками.
Слайд 32
Центральные советские газеты «Правда»
и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным
обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии.
1958 г.
Слайд 35Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться
членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения
«Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.
Слайд 36Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой
«Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние
месяцы жизни приковывает его к постели.
Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Перепелкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
Слайд 37В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей
было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан
в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.
У Бориса Пастернака 4 внука и десять правнуков.
«Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду, в России - в 2005 гoду.
Слайд 39 Борис Пастернак
«Быть знаменитым некрасиво...»
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями
трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956
Слайд 41Борис Пастернак
О, знал бы я, что так бывает…
О, знал бы
я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью
— убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.